 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Энциклопедический Фонд |
 |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Контакты:
Тел. (812) 312-18-56,
Факс: (812) 312-50-97
E-mail: |
|
 |
|
|
|
 |
 |
 |
КАКОЕ НА ДВОРЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ? (продолжение)
|
Захарии, где скрывается его сын, Ирод повелел убить того прямо в Иерусалимском храме, совершив еще одно тяжкое преступление. В свою очередь, в "Деяниях Апостолов"(12:1) под обезличенной маской картинного злодея скрывается уже не сын Ирода Великого Антипа, а внук его Агриппа : "В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом". Несомненно одно, в евангельских сказаниях незначительный местный правитель - Ирод Антипа (в правление которого, в подвластной ему Галилеи родился Иисус) наделяется званием великого царя и воплощает собой позднейших Антихриста, Сатану и "Князя мира сего", которых в смертельной борьбе должен низвергнуть Христос.
Лука, в отличие от других евангелистов, в начале своей книги приводит 3 (!) датировки рождения Христа. Одну из них - "во дни Ирода, царя Иудейского" (1:5) мы уже разобрали. Вторая дата, по переписи, дается им ниже (2:1-5). И, вновь, в начальных строках, но уже третьей главы, встречаем еще один вариант о возрасте Христа - "в 15 год правления Тиберия" (3:1-2). Теперь наша задача состоит в том, чтобы определить, какая из двух последних дат с большей вероятностью укажет на предполагаемый год рождения. Вначале приведем "темное" место из Луки, которое вызывает сомнения в той редакции, которая дошла до нас:
"1. В 15-ый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат правительствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее; Филипп, брат его - четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний - четвертовластником в Авилинее. При первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил... проповедуя крещение... Иисус, начиная (свое служение) был лет тридцати..." (3:1-23).
Как удалось установить, евангелист не пользовался трудами И.Флавия "Иудейская война" и ""Иудейские древности" (конец I века). Но имевшиеся по-видимому в его распоряжении хронологические выписки содержали ряд неточностей и ошибок. Так Лука не упоминает вторую область, принадлежащую Антипе - Перею, территориально превосходившую Галилею. Сына царя Птоломея - Лисания давно не было в живых. Он был убит (за 70 лет до крещения в Иордане!) римским полководцем Антонием, подарившим его область своей любовнице - египетской царице Клеопатре. У И.Флавия император Клавдий (41-54 гг.) передал царю Агриппе I (о нем речь пойдет ниже) "еще и Авилу, которой управлял некогда Лисаний" (Иуд. Древ. XIX, 5,1).Похоже, сами документы, попавшие к Луке, были на еврейском (арамейском) языке и относились к любимому в народе пророку Иоанну. Такое предположение выдвигалось и ранее, так как первую главу евангелия автор, в основном, посвятил будущему Предтече. Не ясно: то ли Лука неправильно понял переведенный ему документ, то ли, что вернее, выправил текст по своему усмотрению. Но так или иначе, упоминание двух первосвященников - Анны (6-15 г н.э..) и Иосифа-Каиафы (19-36г н.э. ) при Иоанновом крещении - непонятная и невозможная вещь. В Иудее на высшую должность священнослужителя мог быть избран только один человек. Более того, отнесение к 30 г.н.э.(пункт 1) имени иерарха, правившего в начале века, явный анахронизм. Ошибка, допущенная евангелистом, происходит от незнания Лукой об особом, привилегированном положении иерусалимских первосвященников и статусе их правления. Начиная с родоначальника своего Аарона, легендарного брата Моисея, они составляли непрерывную династическую линию. Уже при персидских Ахеменидах ( Кир II,Дарий I) и особенно во времена Хасмонеев ( Маккавеев 167 - 37 до н.э.) жреческий род правителей сосредоточил в своих руках не только религиозную и политическую, но даже военную власть. Такой образ идеального теократического государства буквально следует регламентациям Второзакония : " А вы будете у меня ( бога) царством священников и народом святым" (Исх. 19 : 6). Обычно, при отсутствии царской власти в стране, по именам иерусалимских пер-восвященников отсчитывалась хронология иудейской истории. Именно на первую треть новой эры пришлась такая политическая ситуация - от ссылки римлянами Архелая, сына Ирода Великого ( 6г н.э.) до воцарения внука последнего, Агриппы 1 ( 37 г н.э.).
|
|
Проведение же первой переписи подвластного населения, сразу после смещения Архелая, вызвало в стране мощное антиримское выступление во главе Иуды Галилеянина ("Иуд. древн." 18, 1, 1. "Иуд. война" 2, 8, 1).Так что датирование иудейской истории этого периода правлением римских наместников или императора Августа - захватчиков и поработителей еврейского народа вряд ли могло иметь место. С другой стороны, появление в арамейском документе имен иерусалимских первосвященников , стоящих во главе государства в это время, традиционно, закономерно и единственно объяснимо. Анна вступил в должность в 6 году, а в 36 году Каиафа сложил свои полномочия. Так, перед нами появился чей-то жизненный отрезок в 30 лет, датируемый именами двух первосвященников. Нужно сказать, что в большинстве стран Древнего мира летоисчисление велось по годам царствования местных правителей : египетских Птолемеях, сирийских Селевкидах, афинских архонтах и т.д. В самой римской империи в ходу были две эры : от основания Рима и список консулов. Вторая хронология пользовалась большой популярностью : так " Хронограф 354 года" сообщает, что господь Иисус Христос родился при консулах Гае Цезаре и Эмилии Павле, а "пострадал" при консулах Фуфии Гемине и Рубеллии Гемине.Такую датировку принимает в интересующим нас месте из Луки и сам "отец церковной истории" Евсевии ( III век). Правда, следуя евангельской укороченной хронологии он относит ее лишь к последнему пе-риоду жизни Иисуса : " По словам священного писания, время его ( Христа) учительства укладывается в годы, когда первосвященниками были Анна и Каиафа. Оно началось в первосвященство Анны и продолжалось до первосвященства Каиафы".
В качестве варианта мы можем предложить приблизительный текст "исторической справки", попавшей к Луке: "В 15 год правления Каиафы, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее... был крещен Иоанном Иисус, который явился в мир при пер-восвященниках Анне и Каиафе". За возможность редакторской правки этого места в каноне, говорит личность самого евангелиста и анализ его книги. Согласно традиции, Лука был греком из Антиохии (Сирия) и врачом по профессии. Его евангелие написанное на прекрасном греческом языке, в первую очередь, адресовано греко-римской аудитории. Основная идея книги - показать античному миру доступность и привлекательность христианского учения, а образу его основателя придать общечеловеческий, вселенский характер. Только у Луки "70 учеников" посылаются Христом в различные города для благовестия о скором наступлении царства божьего (10:1). Эта цифра символизирует число всех народов на земле, ознакомившихся с проповедью "Учителя". Родословную Христа, в отличии от Матфея, врач из Антиохии возводит не к библейским патриархам, а к Адаму, "первочеловеку" - общему прародителю всех людей. Мы видим стремление автора уйти от узкоиудейской направленности благой вести : Лука полностью отбросил эпизод с исцелением язычницы (Матф. 7:24-30; Марк. 15:21-28), где Христос провозглашает, что он "послан только к погибшим овцам дома Израилева". Прямые цитаты из Ветхого завета у него встречаются реже, чем у первых двух евангелистов. Проримская ориентация писателя-грека сказывается и в том, что он незначительное событие в маленькой, безвестной Палестине старается включить во временные рамки официальной историографии. Среди евангелистов он, единственный (!), кто использует летоисчисление, принятое на территории великой римской империи. Так, появление И.Крестителя Лука датирует по годам императора Тиберия, а рождение Иисуса по переписи Августа, проведенной римским наместником императорской провинции. Надпись на кресте Иисуса у этого благовестника дается уже на трех языках : еврейском, греческом и римском (23:38). Только у Луки в момент смерти Христа, появляется римский сотник, который "прославил бога(?)" и назвал казненного преступника "праведником"(23:47). Несмотря на нелепость самого отрывка, ясно - автор вновь подчеркивает, что и кончину столь необыкновенного человека удостоверяют и свидетельствуют римские власти, в лице военачальника. Из всего этого следует, что Лука достаточно свободно обращался с материалом своих предшественников, не придерживаясь точности излагаемых событий, но старательно датируя их "по Риму".
|
Однако обе даты рождения Иисуса приведенные евангелистом (перепись Квириния и 15-ый год Тиберия) не совпадают между собой. Мало вероятно, чтобы это было простой ошибкой, допущенной при подсчете лет. Разница между обеими датировками составляет пять лет (1 г. и 6 г.н.э.) - отметим для себя это число. То, что Лука производил какие-то манипуляции с хронологией Иисуса доказывает и "печальный опыт" Дионисия Малого. Папский архивариус, как считают, в 525г при составлении таблицы пасхалий на следующие 95 лет (т.н. малый пасхальный круг) обратил внимание, что праздник в таких циклах обычно приходится на одни и те же даты. При создании новой эры, Дионисий по- видимому опирался на евангелие от Луки и предание, где 30-тилетний Иисус умер через некоторое время после крещения, а воскрес 25 марта, во время "первой пасхи". Ближайшим годом в его таблице, где праздник падал на воскресение 25-го марта был 31-й г.( 279-й эры императора Диоклетиана). Значит и в самом первом круге пасхалий (согласно его рассуждениям) Христова пасха придется на этот же год. Но несовершенный метонов цикл, используемый монахом при расчетах фаз луны, не мог дать полного совпадения по числам и дням недели за период в 500 лет. На самом деле, пасха в 31-ом году н.э. была 27 марта и приходилась на вторник, о чем по-видимому не догадывался и создатель новой эры. Точные вычисления показывают, что субботние пасхи в конце марта, в интересующий нас период, имели место лишь дважды: в 26-ом и 36ом годах. Но они в сравнении с "первой пасхой"(31-ого года), определенной Дионисием, дают ту же разницу в 5 (пять!) лет. Таким образом и календарные расчеты пасхалий подтверждают, что евангелист по каким-то причинам "сдвинул" хронологическую веху Христа на одно пятилетие (29+5= 34).То есть"15-ый год правления..." Луки, на самом деле, равнялся 34-ому году и уже не Тиберия, а кого-то другого. В анализируемом списке правителей за данный период времени, от римского императора до иудейского четвертовластника, лишь у одного лица 34-ый год был пятнадцатым в его правлении. Этот человек - иерусалимский иерарх Каиафа - первое лицо в Иудее на тот момент и главный виновник в смерти Христа (Иоан.11:47-53;Мрк.15:63;Матф.26:65). Начало крестительной деятельности ("Глас Божьий"), почитаемого в народе иудейского пророка Иоанна, в арамейских документах естественно давалось не "по Риму". Датировка "небесного рождения" Христа на Иордане, и провозглашение им царства Божьего на земле "звериным числом" римского императора, времен "Апокалипсиса" и 1-го иудейского восстания против Рима совершенно исклю-чалась. В послании Игнатия Антиохского к Ефесянам (19) специально оговаривается, что приход Спасителя в этот мир был неведом римским властям : "От князя века сего скрыто было девство Марии и ее деторождение, равно и смерть господа". Более вероятно, что в арамейском документе был указан год Каиафы - правителя Иудеи, иерусалимского первосвященника, осуществляющего религиозно-правовую власть в стране. Но в божественном писании фиксировать священный акт иорданского крещения еврейским убийцей Иисуса было кощунственно для верующего язычника и не достойно для римского гражданина. Лука, практически, вносит в первоначальный текст лишь одно изменение - вместо Каиафы вписывает имя Тиберия. Следуя тому же методу, выправляют свою хронологическую выдержку "Акты Пилата"(Евангелие Никодима): "Было сие в 18-ый год Тиберия, императора римского, и в правление сына Иродова в Галилее, в 18-ый год владычества его". На самом же деле, правление Антипы продолжалось почти 40 лет и в два раза превосходило императорское. Но если у Луки Тиберий "заимствовал" первую строку и годы иудейского соправителя, то у автора апокрифа император "ограничивает" Ирода временем своего царствования. Подтверждением нашего предположения о местной датировке и смене имен служит одна из первых записей "благой вести" на арамейском языке. Это - "евангелие евреев" ("ПротоМатфей"), еще не имевшее главы о рождении Христа. Оно как и Марк начинается эпизодом на Иордане и датируется только двумя иудейскими правителями - светским и духовным: "Было, говорят, во дни Ирода, царя иудейского, при первосвященнике Каиафе(!), пришел некто именем Иоанн, крестя крещением покаяния..."
|
|
В следующем абзаце арамейской записи, Лука по-видимому не понял "кто явился в мир" первым (Иисус или Иоанн), а имена Анны и Каиафы отнес только к крещению на Иордане. О том, что годы жизни Христа датировали имена этих иудейских священнослужителей может показать и примечательная ошибка в "Евангелие Детства", относящее время Каиафы к рождению божественного младенца (по-видимому, оба еван-гелиста использовали общий, трудный для понимания арамейский источник): "Как написано в книге первосвященника Иосифа (Каиафы), жившего во дни Христа, что Иисус, еще быв в колыбели, заговорил...". В "Самарянской хронике"(Самария - область Палестины, граничащая с Галилеей) Абул-Фахта, на основе "еврейской летописи" даны другие имена:"в дни" первосвященника Иехикама (Ханана-Анана-Анны?) и "в дни Иунатана (Ионафана, первосвященника в 36-37гг.) был наказан Иасу (Иисус)... в дни Тебериуса-царя (Тиберия) был распят он..". В этой выдержке из еврейской хроники римский император занимает второе место, по отношению к иерарху иерусалимскому, что могло иметь место и у Луки. Не будим ручаться за точность изначального текста у третьего евангелиста - важнее другое - имя Анны упомянуто не случайно. Оно указывает на год рождения Иисуса и совпадает с началом переписи. Согласно еврейскому сборнику рассказов о Христе (Лейпцигская рукопись) - "Тольдот Иешу" ("Происхождение Иисуса"), Мириам (Мария) родила сына в годы первосвященства Эльханана ( Анана - Анны? - "Иисус Христос в документах истории."Деревенский Б.Г., С-Петербург, 1998 г., стр. 342). Любопытно, что в "Протоевангелии Иакова" первым о беременности Марии сообщает властям книжник Анна - персонаж идущий от иерусалимского первосвященника ("Иисус Христос в документах истории"... стр214). Но так об этом рассказывает благая весть, а что о переписи в Иудее говорит история?
После смерти Ирода Великого, Август, согласно завещанию, назначает его приемником Архелая. Десять лет нахождения у власти сына Ирода не принесли стране ощутимых перемен. Вызванный в Рим к императору, Архелай был разжалован и сослан. Иудея вошла в состав римской провинции Сирия, а над страной был поставлен наместник, с неограниченными полномочиями и властью. Император Август отправил туда в качестве прокуратора Копония (6-9 гг.), а Сульпицию Квиринию - легату Сирии приказал произвести перепись и оценку имущества населения на подвластной ему тер-ритории (срв. Лк 2:1-2). Тот лично прибывает в Иудею, где конфискует собственность Архелая и, сменив первосвященника Иоазара, назначает Анана (в евангелии Анну). Упомянутые в евангельском повествовании исторические лица и события, таким образом, оказались тесно связанны одним годом - 6 -ым (шестым) новой эры:
Перепись в Иудее (6 - 7 гг.)
Архелай (4 г. до н.э. - 6 г.н.э.)
Анна ( 6 - 15 гг.)
С. Квириний ( 6 - 10 гг.)
Ирод Антипа ( 6 г. н.э. - 10-й год правления).
Косвенно на ту же дату может указать и Матфей (2:22), говоря о первом появлении маленького Иисуса в Назарете (месте рождения) при Архелае. Несомненно, регистрация ребенка мужского пола на момент проведения властями переписи должна находиться в общих податных списках. Документы на этот счет еще сохранялись в правление императора Антония Пия (138-161 гг. н.э.) Ему Юстином была направлена одна из первых "Апологий" в защиту христиан. В ней автор предлагает императору, если тому будет угодно, проверить рассказ о рождении Иисуса по данным переписи. О тех же бумагах по-видимому знал и другой римский император Юлиан Отступник (331-363 гг.) - один из последних античных критиков христианства. Он, для кого христиане были самые непримиримые враги (они по преданию нанесли ему смертельный удар копьем), не может оспорить или отвергнуть их утверждение : "Вы говорите, что он (Иисус) вместе с отцом и матерью был включен в перепись Квириния. Но что хорошего дало сородичам его рождение?".
|
|
 |
 |
|