Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: ,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Богословие о ранней христианизации

Золин П.М., д.и.н., профессор

Источники о христианизации Руси
"Исторический вестник" (2001. № 1(12) опубликовал статью А.О.Амелькина "Некоторые вещественные свидетельства распространения христианства в Южной России и I-IV веках", который дополнил массив известных науке фактов (Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. Т. 1. С. 42; см.: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1994. Кн. 1. С. 332). Христианизация южнорусских земель началась в то же позднеантичное время, что и земель, входивших прежде всего в Римскую империю.
Общеизвестно, что в Северном Причерноморье проповедовал апостол Андрей. Писатель IV в. Средневековый автор Евсевий сохранил отрывок из книги Оригена, жившего в конце II - начале III в.: "Когда святые апостолы и ученики Спасителя нашего рассеялись по всей вселенной, то Фома, как содержит Предание, получил в жребий Парфию, Андрей - Скифию... Петр, как известно, проповедовал в Понте и Галатии... Это сказано слово в слово у Оригена в третьей части его толкований на Бытие". Живший в конце VIII - начале IX в. Епифаний проследил по местным преданиям и памятникам путь апостола Андрея по Черноморскому побережью. Судя по этим данным, апостол Андрей прошел из Абхазии на Таманский полуостров, оттуда, переправившись через Керченский пролив, он посетил Боспор (Керчь), Феодосию и Херсонес (Севастополь). Отсюда он возвратился морем в Синоп. Следствием его пребывания в Северном Причерноморье стало появление в этих местах значительного числа христиан.Русские летописи указывали и хождения Андрея с учениками в округах будущих Киева и Новгорода. Следы деятельности Андрея и других апостолов обильны в Приазовье и Причерноморье.
Сосланный в конце I в. в Херсонес (Корсунь, место будущего крещения князя Владимира) Климент, папа Римский († 101), застал здесь более 2000 христиан3. Он, в свою очередь, с учениками Фивой и Корнилием основал 75 (300 ?) храмов в городе и его окрестностях. В 310 г. в Херсонес были направлены для христианского просвещения края епископы Ефрем и Василий. После их кончины здесь проповедовали епископы Евгений, Елпидий, Агафодор и Еферий. В 325 г. для проповеди христианства в Херсонес прибыл епископ Капитон. Примерно с этого же времени известны Боспорская и другие северные епархии.
Из числа раннехристианских находок Северного Причерноморья все чаще упоминают "известняковый рельеф в виде креста с человеческой фигуркой, напоминающий распятие". Он обнаружен в 1980 г. при раскопках античной усадьбы № 9 у Камышовой бухты в окрестностях Херсонеса. Распятие размещено на небольшой, высотой менее полуметра каменной стеле, которой резчик пытался придать крестообразную форму. В центре достаточно схематично изображен распростерший руки Христос. Резчик, изготавливавший это распятие, не был профессионалом, хотя в Херсонесе имелись опытные мастера. Очевидно, гонения на христиан или бедность заказчика помешали ему обратиться к их услугам. Рельеф обнаружен в развалинах усадьбы I в. Сверху над ними сооружена круглая башня-коптильня, время существования которой определяется по найденной здесь монете византийского императора Феодосия II (408-450 гг.).
Уже к IV-V вв. относятся семь каменных скульптур и рельефов, украшавших христианские храмы Херсонеса. Это изображение чудовища, пожирающего рыб, рельеф "Жертвоприношение Авраама", две статуи Доброго пастыря и три статуи Давида. К убранству храмов отнесены и многочисленные мраморные плитки с изображениями гранатового древа, рыбы, "альфы и омеги", птицы. Известны христианские изображения и в росписях позднеантичных склепов (№ 1494, 2445, 1909 и склеп 1912 г.)6. На распространение христианства указывают изменения в погребальном обряде, появление новых бытовых предметов, связанных именно с христианскими паломниками.
Археологами известны свидетельства проживания позднеантичных христиан на поселениях Боспорского царства (в Восточном Крыму и на Таманском полуострове). Находки, как и ранний христианский памятник из окрестностей Херсонеса, обнаружены не в городских центрах, представлявших средоточие официальной общественной жизни , а на периферии - в удаленных от местных столиц сельских усадьбах.
Христианское население появилось на Боспоре (Приазовье) в конце II - начале III в. Так, в погребении № 36 (этого времени) из некрополя античного поселения у дер. Ново-Отрадное был найден перстень с сердоликовой вставкой. На нем вырезано изображение креста и двух рыб, что не оставляет сомнения в христианском происхождении данной вещи. У села Первомайское Анапского района (Краснодарский край, Россия) случайно найдено надгробие с изображением двух людей и крестом над ними. Находка датируется IV в. В окрестностях древнего города Илурата (недалеко от Керчи - средневекового Корчева) найден склеп (№ 32), на стенах которого высечены шесть изображений креста. Они помещены на стенах внутри склепа на высоте человеческого лица и датируются концом III-IV в.
На юго-западной окраине некрополя Илурата открыт и фундамент округлой в плане часовни - это одна из многих подобных античных церквей, что не сохранились в России к новому времени. На полу в восточной части сооружения высечен крест с фигурами птицы и рыбы по сторонам от него и, возможно, контурами человека у его подножия (Кубланов М.М. Новые погребальные сооружения Илурата // Античный мир и его периферия. КСИА. 1979. Вып. 159. С. 90-97. Рис 3. ).
К началу IV в. относится и ряд греческих христианских надписей. Так, 304-м г. датируется надгробие Евтропия - древнейшее из датированных христианских надгробий, открытых археологами в некрополях Боспорского царства (Шкорпил В.В. Три христианских надгробия, найденные в Керчи в 1898 г. // ЗООИД. 1900. Т. 22. Протоколы. С. 59; см. также: Марти Ю.Ю. Описание Мелек-Чесменского кургана и его памятников в связи с историей Боспорского царства // ЗООИД. 1913. Т. 31; Приложение. С. 19, 50).
На территории боспорских городов были найдены и отдельные бытовые предметы III-V вв., украшенные христианскими символами. Таковы светильники с рельефным изображением креста, обнаруженные в Танаисе (у низовий Дона; округа Ростова на-Дону) и Илурате. Эти светильники имеют округлое тулово диаметром 6,5 см и высотой 5 см. Длина рожка с отверстием для фитилька 4,5 см. В центре светильника расположено воронкообразное углубление для заливки масла, окруженное валиком. Над рожком изображен крест, а справа и слева от него на плечиках светильника расположено по три параллельные рельефные линии, очевидно, символизирующие триединство Бога. Светильники были сделаны из красной глины и покрыты светло-серым ангобом. На городище Илурата светильник был извлечен из хозяйственной ямы в помещении 3, входившем в небольшую усадьбу у самой юго-западной стены города. Весь комплекс датируется III в. В Танаисе же аналогичный светильник был найден в слое конца IV - начала V в.14 Однако большая близость обоих светильников позволяет считать их одновременными. Скорее всего, они были изготовлены именно в III в., поскольку материалов конца IV - начала V в. в Илурате нет, а в Танаисе в слой этого времени светильник с изображением креста мог попасть из более раннего слоя (Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. Уступчатые склепы. Эллинистическая усадьба. Илурат. Л., 1981. С. 118, 119. Рис. 32, 1. ; см.: Арсеньева Т.М. Светильники Танаиса. М., 1988. С. 32. Табл. XXIV, 5; XXV, 1.).
Другой группой раннехристианских вещей из городов Боспорского царства являются небольшие лекифы. Эти сосуды изготовлялись в Синопе (Южное Причерноморье; двое суток пути до Приазовья) и обладали достаточно типичной формой. От арибаллического лекифа их отличали только вертикальный срез венчика, сравнительно широкая шейка и плоское дно вместо ножки. На лицевой стороне изображен мужской лик, окруженный нимбом. Сзади под ручкой вертикально нанесена надпись ЕФW. По мнению В.Д. Блаватского, это первое лицо единственного числа Aoristus II, activi, conjunctivi от глагола ejihmi. В данном случае перевод звучит - "чтобы я предстал", что можно сопоставить с заключительным прошением великой ектении: "Сами сgбg и другъ друга и вgсь животъ нашъ Христу Богу прgдадимъ". Всего известно четыре таких сосуда, происходящих из столицы Боспорского царства Пантикапея15. Условия обнаружения в 1957 г. одного из них (в плитовой могиле № 25) позволяют уточнить датировку этих лекифов. Погребение, в котором был обнаружен сосуд, оказалось впущено в слой III в. и перекрыто плитовой могилой № 23, в которой были обнаружены железный перстень и золотая серьга в виде цилиндрического стерженька с округленными концами, сбоку которого имеется петелька. В.Д. Блаватский связывает разрушение города с нашествием гуннов и относит следы разорения к 375 г. Следовательно, по мнению ученого, лекиф с изображением святого датируется концом IV-V в. Но на самом деле по материалам кладов следы разрушений в античных городах Восточного Крыма могут быть отнесены и к 329 г. (Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 143. Рис. 24; см. также: Книпович Т.Н. Художественная керамика в городах Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. М.; Л., 1955. Т. I. С. 385. Рис. 23; Цехмистренко В.И. Два керченских сосуда с акварельной росписью // КСИИМК. 1957. Вып. 70. С. 147. Рис. 58; Блаватский В.Д. Античная археология и история. М., 1985. С. 25-30 ; Исанчурин Р.А., Исанчурин Е.Р. Монетное дело боспорского царя Радамсада // Нумизматика и эпиграфика М., 1989. Т. XV. С. 92-94.).
Таким образом, лекифы этой серии могли быть изготовлены и попали в землю начиная со второй четверти IV в., времен принятия христиан Приазовья Констатином Великим. Ни эпиграфические особенности надписи, ни стилистические особенности рисунка не препятствуют такой датировке сосуда. Погребение № 25 было, несомненно, погребением христианина - костяк лежал в гробу вытянуто на спине, головой на запад, лицом вверх, руки вдоль туловища, кисть правой руки на тазовых костях, лицо, очевидно, было прикрыто какой-то одеждой, так как в районе глазницы обнаружена железная пряжка. Близки к этому времени по общему характеру формы христианские стеклянные сосуды V-VI вв., также найденные в Керчи.
Судя по всему, уже в IV в. число христиан в южных районах России было весьма значительно. Христиане жили как в европейской, так и в азиатской части Боспора и, по крайней мере, уже с 304 г. не боялись открыто исповедовать свою веру. В правление боспорского царя Рескупорида VI в его владениях уже существовала Боспорская епархия. Ее возглавлял епископ Домн, принявший участие в I Никейском Соборе 325 г. От V в. до нас дошли датированная 436/7 г. христианская надгробная плита и дипинти, содержащие молитву, на стенах христианского склепа 491 г. (См.: Шкорпил В.В. Три христианских надгробия, найденные в Керчи в 1898 г. // ЗООИД. 1900. Т. 22. Протоколы. С. 59; см. также: Кулаковский Ю. Керченская христианская катакомба 491 // МАР. 1891. Вып. 6.; Кулаковский Ю. Керченская христианская катакомба, открытая в 1895 г. // МАР. 1896. № 19. С. 61 и сл. Табл. XIII; Марти Ю.Ю. Описание Мелек-Чесменского кургана… С. 19, 50; Виноградов Ю.Г. Позднеантичный Боспор и ранняя Византия // ВДИ. 1998. № 1; Диотроптов П.А. Христианизация Боспора (III-VI вв.) // Церковная археология… Т. 1. С. 41-43; Крыкин С.М. Борисов Ю.Д. К проблеме христианизации Боспора // Там же. Т. 1. С. 43-46; Залесская В.Н. Утверждение христианства в Херсонесе и на Боспоре по данным вещественных памятников // Там же. Т. 1. С. 50-53.).
Во времена христианских царей скифов Виталиана и Горды в VI в. надгробия с христианскими надписями в Керчи и на Тамани обычны. С этого времени обычным становится и украшение столовой посуды и деталей одежды христианскими символами (см.: Арсеньева Т.М. Краснолаковая керамика из Танаиса конца IV - начала V в. н.э. // КСИА. Вып. 168.; см. также: Беляев С.А. Краснолаковая керамика Херсонеса IV-VI вв. // Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л., 1969; Николаева Э.Я. Краснолаковая керамика со штампами с Ильичевского городища // КСИА. М., 1978. Вып. 156. С. 110-113; Hayes J.W. Late Roman Pottery. London, 1972; Айбабин А.И. Погребения второй половины V - первой половины VI в. в Крыму // КСИА. М., 1979. Вып. 158. С. 22-34. Рис. 2. 8, 13; 5. 4, 7).
Примерно к VI в., хотя и не бесспорно, относятся базилики, открытые археологами в Пантикапее (Керчи), Тиритаке и на холме Тепсень (Планерское)20.
Но христианизация проникала не только к народам, жившим на побережье Черного моря, но и в среду северян, обитавших на значительном удалении от него. Еще епископ Портуенский Ипполит (ок. 222) и Ориген (185-254) сообщали о крещении Скифии апостолом Андреем. Независимо от степени достоверности этого предания, сообщение свидетельствует о распространении христианской веры за пределами Римской империи и зависимых от нее государств по крайней мере с III в. Не случайно блаженный Иероним Стридонский († 420) писал: "Scythiae frigora fervent calore fidei (Холода Скифии пылают жаром веры)". Среди северных епархий, находившихся в ведении Константинопольского патриарха, две (Скифская и Готская) названы по имени народов, граничивших с империей.
Готы впервые познакомились с христианством в 260 г. С 323 г. оно получило среди них некоторое распространение. В 325 г. уже существовала Готская епархия, находившаяся под омофором епископа Феофила. В годы правления Констанция (337-361) проповедники Авдий и Евтихий крестили множество готов и даже создали среди них мужские и женские монастыри. При императоре Валенте (365-378) Фессалоникский епископ Асхол в 365-368 гг. посетил северопричерноморские земли. С 348 г. среди готов проповедовал арианский епископ Ульфила. Во время гонений на христиан со стороны готских правителей в 370-372 гг. верующие готы явили много образцов мученичества за веру. У готов был и перевод Библии на готский язык, осуществленный Ульфилой. За просвещением готов следил архиепископ Цареградский Иоанн Златоуст († 407), который отправил к восточным готам епископа Унилу. После переселения оставшихся готов в Крым (488) там была основана Готская епархия. Тертуллиан в конце II - начале III в. писал: "Ведь в кого другого уверовали все племена, кроме Христа, который уже пришел (?)... Парфяне, Мидяне и обитающие Понт и Азию, и различные галльские племена и недоступные для римлян места Британии покорились Христу, а также и страны сарматов, даков, германцев, скифов и сверх того многих племен, областей и островов многих, нам неизвестных, так что и перечислить их мы не в состоянии" (цит. по: 21 Латышев В.В. Скифия и Кавказ // ВДИ. 1949. № 3. С. 239).
В 1963 г. Э.А. Сыманович отметил массовое разрушение черняховских могильников, содержащих погребения с северной ориентировкой, совершавшееся этнически родственными племенами в близкое к созданию погребальных памятников время. Он же обратил внимание на синхронное этому процессу появление могил с западной ориентировкой примерно около 300 г. По этому поводу исследователь высказал предположение, что причины изменения погребального обряда, и в частности переход к западной ориентировке, связаны с изменением религиозных представлений в среде черняховского населения, что, вероятно, произошло в связи с принятием христианства некоторыми племенами, связанными с провинциально-римскими центрами. Хотя общий вывод Э.А. Сымановича нуждается в дополнительной аргументации, а предположение о том, что разрушение могил осуществлялось с магической целью, представляется неточным, принципиальная возможность проявления в археологических находках процесса христианизации готов весьма вероятна (Сыманович Э.А. Магия и обряд погребения в черняховскую эпоху // СА. 1963. № 1. С. 49-60).
Известны свидетельства распространения нового учения среди варварских народов еще в начале христианской эры даже, например, в пределах Воронежской епархии. Так, в 1980 г. в кабинет археологии Воронежского государственного педагогического института была прислана бронзовая сюльгама (застежка для плаща), найденная в Бобровском районе Воронежской области. Ее форма достаточно типична для таких застежек и представляет собой округлую рамку диаметром 6 сантиметров с несомкнутыми концами, к которой был прикреплен ныне утраченный язычок. На каждом из ее концов находится по круглому щитку, украшенному эмалевым изображением креста с расширяющимися концами и слегка вогнутыми боковыми гранями перекладин. Судя по всему, застежка использовалась длительное время. Сама рамка слегка погнута. Язычок отсутствует. В том месте, где он крепился к рамке, она сломана и приварена еще в древности. На противоположной стороне рамки сохранилась выбоинка от кончика язычка. Слева от центрального щитка видна затертость тканью, делающая в этом месте рамку, треугольную в сечении, овальной.
Сюльгама из Бобровского района относится к группе так называемых "варварских эмалей восточноевропейского типа". Известно более 248 находок подобных вещей на территории Восточной Европы. Их датировка долгое время была спорной и колебалась от конца II до VI в. Однако в настоящее время со всею убедительностью доказано существование изделий с эмалями в III-IV вв. (Корзухина Г.Ф. Предметы убора с выемчатыми эмалями V - первой половины VI в. н.э. в Среднем Поднестровье // САИ. Вып. Е 1-43. 1978; Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавинов // СА. 1972. № 4. С. 111; Даниленко В.М. Пiзннозарубинецькi пам'ятки киiвського типу // Археологiя. 1976. № 19. С. 65-66, 84-87; Гороховский Е.Л. Хронология украшений с выемчатой эмалью Среднего Поднепровья // Материалы по хронологии археологических памятников Украины. Киев, 1982. С. 125-140; его же. О группе фибул с выемчатой эмалью из Среднего Поднепровья // Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. Киев, 1982. С. 115-151; его же. Пiдковоподiбнi фiбули з виiмчастою емаллю на Середньому Поднiпров'i // Археологiя. 1981. № 24. С. 38).
О том, что изображение креста на сюльгаме из Бобровского района не простой орнамент, а именно христианский символ, свидетельствует сам характер рисунка. Хотя ромбические и треугольные орнаменты, напоминающие крест, широко распространены в декоративно-прикладном искусстве разных эпох, в том числе и на эмалях "варварского типа", на данной сюльгаме крест составлен не из излюбленных варварами орнаментальных треугольников, а из двух перекладин с вогнутыми длинными гранями, что говорит о восприятии изображения именно как христианского символа.
Изображения креста встречаются и на некоторых других сюльгамах этого типа, но, поскольку они составлены из ромбов и треугольников, трудно судить об их смысловом значении. Если вопрос о датировке "варварских эмалей" и в том числе сюльгамы не вызывает особых сомнений, то проблема их этнической принадлежности остается дискуссионной. Ученые относят их к славянским или балтским древностям, связывая "варварские эмали" с различными археологическими культурами: черняховской, киевской и другими (Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 49-70; см. также: Даниленко В.М. Пiзннозарубинецькi пам'ятки киiвського типу // Археологiя. 1976. № 19. С. 84-87; Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья // МИА. 1970. № 163. С. 51-52; Мачинский Д.А. К вопросу о территории обитания славян в I-VI веках // АСГЭ. 1976. Вып. 17. С. 97-98; Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. Л., 1966. С. 271).
Вероятно, вопрос об этнической принадлежности вещей с эмалями варварского типа не может иметь однозначного ответа. Вещи, украшенные эмалями, встречаются в памятниках киевской, позднезарубинецкой, вельбарско-цецельской, западнобалтской и позднедьяковской культур. Скорее всего, распространение эмалей связано не с расселением какого-либо одного народа, а с появлением определенной моды ранних христиан.
В настоящее время на территории российского Среднего Подонья выявлен целый пласт поселений III-V вв., с которыми можно было бы связать эту находку: III Чертовицкое и Подгоренское городища, поселение Курино I на р.Воронеж и ряд поселений по р. Семенок. С этой же эпохой могут быть связаны находки римских монет в пяти пунктах на Верхнем Дону и два клада римских динариев из г. Ельца. В Воронежской области найдена и бронзовая лунница, украшенная красной эмалью "варварского типа". Она была обнаружена в кургане вместе с "маленькой бронзовой фибулой обычного римского типа" Медведев А.П. О времени появления славян на Дону // Археология и история Юго-Востока Древней Руси. Воронеж, 1993. С. 24-26).
Появление "варварских эмалей" на Дону и восточнее Балтики может быть связано с продвижением балто-славянских племен на восток. Это движение нашло свое отражение в появлении на Сейме и Донце памятников киевской культуры деснинского варианта и изменениях в археологических комплексах второй четверти I тысячелетия на Верхнем Дону и в Поочье. Причем на Среднем Дону памятники отличаются заметным своеобразием по сравнению с современными им находками из других районов.
Могло ли изображение креста украшать хотя и престижную, но все же бытовую вещь? И в какой степени христианский символ имел смысл для владельцев сюльгамы? Христианский крест вполне мог оказаться на такой детали одежды, которая не просто украшала ее, но сразу же бросалась в глаза. В IV-VI вв. было принято украшать детали одежды изображениями креста и других христианских символов (хризм, голубей, павлинов, рыб - Айбабин А.И. Погребения второй половины V - первой половины VI в. в Крыму // Проблемы хронологии памятников Евразии в эпоху раннего средневековья. КСИА. 1979. Вып. 158. Рис. 2, 8,13; рис. 5, 3,4,7; см. также: Засецкая И.П. Относительная хронология склепов позднеантичного и раннесредневекового боспорского некрополя (конец IV - начало VII в.) // АСГЭ. 1990. Вып. 30. Рис. 1, 58).
Следы ремонта сюльгамы еще в древности говорят об особом отношении к ней, отличающем ее от обычных вещей. Это, скорее всего, и связано с присутствием на данной застежке изображения креста, который мог почитаться древними владельцами сюльгамы как значимый символ. Однако "варварские эмали", как яркие репрезентативные вещи, могли использоваться долгое время вне зависимости от отношения к украшающим их символам. Кстати, эмали 3 - 5 вв. имеют орнаменты, тяготеющие к буквам глаголицы (Золин П.М.Русь до Руси. Вып.9).
Широкое распространение христианства среди варварских народов Скифской Европы началось в IV в. После I Вселенского Собора 325 г. к ним бежали некоторые арианские священники. Их проповедническая деятельность усилилась при епископе Ульфиле († 383). Однако появление христианского символа на застежке для плаща скорее следует связать с проповеднической деятельностью ортодоксальной (православной) церкви, за какую выступал Виталиан и подобные скифы. Это предположение представляется более вероятным, поскольку ариане достаточно скептически относились к кресту, а вышедшая в IV в. из подполья Православная Церковь получила возможность для проповеди.
Отсюда крест на застежке для плаща представляет собой не случайный орнамент и описываемая сюльгама из Бобровского района на сегодняшний день - древнейшая в Воронежской области находка предмета с раннехристианской символикой. Следовательно, христиане жили и в округе будущего Воронежа в IV в. Подобные находки на Северо-Западе России подкрепляют сведения письменных источников о существовании других епископских кафедр, кроме находившихся в ведении Константинопольского патриарха и расположенных по берегам Дуная и в Крыму Скифской, Херсонской, Готской, Сурожской, Фулльской и Боспорской епархий. Вероятность существования таких епархий отражена и устойчивой летописной легендой о хождении апостола Андрея с учениками на земли будущих Киева и Новгорода. Северные христиане искали спасения на юге при Константине Великом, Германарихе, Аларихе, аланах Аспарах, их родиче Виталиане и в иные периоды дорюриковской государственности Великой Скифи (затем средневековой Руси).