 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Энциклопедический Фонд |
 |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Контакты:
Тел. (812) 312-18-56,
Факс: (812) 312-50-97
E-mail: |
|
 |
|
|
|
 |
 |
 |
КАКОЕ НА ДВОРЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ? (продолжение)
|
Проведенный нами первичный анализ позволяет выяснить причины появления у евангелиста Луки трех различных датировок относящихся к одному году, но, главное, снимает кажущееся противоречие между ними, восстанавливая их согласованность и равнозначность: "дни Ирода" - "15 год правления" - "перепись Квириния".
Но чтобы исключить всякие сомнения по поводу определения даты рождения Христа подвергнем наши выводы еще одной, если так можно сказать, "обратной" проверке. Если известен год рождения, то с достаточной точностью, можно определить дату смерти Иисуса, и ей будет 36-ой год (6 + 30 ,пункт 2).И теперь, чтобы убедиться в правильности наших вычислений, обратимся от евангелистов к труду И.Флавия "Иудейские древности". Для большей надежности продублируем их выдержками из римской истории. Связать вместе два различных источника заставляет история знакомства Ирода Антипы с Иродиадой. Она совпала с напряженностью во взаимоотношениях между Римом и Парфянским царством, сложившейся к середине тридцатых годов. В столбце слева - иудейские события по Флавию, лишенные относительной датировки. Справа, в параллельном столбце - римская история по книгам Тацита и Светония.
ИУДЕЯ |
РИМ |
34 год .Умирает Филипп, тетрарх Трахонский, муж Саломеи (4 г. до н.э. - 34 г.н.э). (Иуд.древ. XVIII.4.6) Ирод Антипа направляется в Рим, чтобы примирить враждующие стороны. По пути в столицу он знакомится с Иродиадой. Она обещает уйти от мужа к Антипе, если он прогонит прежнюю жену, дочь царя Аравии - Ареты. Узнав о коварстве Ирода, дочь бежит к отцу, а Иродиада становится супругой Антипы (Иуд.древ. XVIII 5,1).
|
34 год .Умирает армянский царь Арташес (18-34 гг.). Парфянский царь Артабан III (12-38 гг.) захватывает Армению и ставит там своего сына Арсака (34-36 гг.), отправив Тиберию дерзкое письмо. Он требует вернуть царскую сокровищницу и восстановить границы между государствами, как было при А.Македонском. Луций Вителлий достигает консульства.
|
35год .Ирод, обеспокоенный растущим среди народа влиянием Иоанна Крестителя, заключает его в крепость Махерон, где вскоре и казнит последнего (Иуд.древ.XVIII,5,2).
|
35год. Скончался легат Сирии Помпоний Флакк (32-35 гг.). Тиберий посылает в Парфию царевича Тиридата, а во главе его - нового наместника Л.Вителлия (35-37 гг.). Артабан терпит поражение от объединенных сил иберов и римлян и бежит в Скифию.
|
36год. Оскорбленный царь Аравии Арета посылает войско к границам Перее и наголову разбивает Ирода. Иудеи его поражение объясняют карой за убийство Иоанна (Иуд. древ.XVIII. 5,1).Переговоры между Артабаном и Л.Вителлием завершаются пиром, данным Иродом Антипой. (Иуд. древ. XVIII.4.5)
|
36год. Парфяне вновь призывают к себе царя Артабана и тот изгоняет римского ставленника из страны. Тиберий поручает Л.Вителлию заключить с Парфией мирный договор, что тот и выполняет.
|
37год. Римские легионы во главе легата Сирии и Ирода направляются к Петре, чтобы наказать царя Арету (9 г. до н.э. - 40 г. н.э.). Прибыв на Пасху в Иерусалим, они получают известие о смерти императора (Иуд. древ. XVIII, 5,3)
|
37год. 16 марта умирает римский император Тиберий
|
|
|
Сопоставление параллельных столбцов выстраивает единый хронологический порядок и последовательность событий: Вторжение в Армению - Поездка Ирода в Рим - Женитьба на Иродиаде - Казнь Иоанна - Разгром войск Ирода - Карательная экспедиция против Ареты. Следует огорчить сторонников "ранней смерти" Христа, обычно помещаемой в диапазоне 29-33 гг. Лишь вспыхнувшая война Парфии и Рима столкнула в случайной встрече Иродиаду и Антипу. Но это, как мы видим, произошло позднее предполагаемых ими дат "ухода Иисуса". Логика построения приведенной последова-тельности выявляет 35-ый год - как дату гибели Крестителя. Она не могла случиться до женитьбы Ирода (34 г.) и после поражения его от Ареты (36 г.). А это значит, что Иисус был распят не позже середины следующего года (36-го), через несколько месяцев после крещения в Иордане и казни Иоанна (см. пункты 2,3,4) .Теперь же можно напомнить: "15-ый год правления Тиберия", т.е. Каиафы, вычеркнутого Лукой. Арамейский документ, бывший у 3-его евангелиста, совпадает с нашими расчетами, отнеся начало крещения Иоанна к 34 г. (19 + 15 ). Примечательно, что в "Самарянской хронике" (по еврейской летописи) Иисус был казнен в дни первосвященника Ионафана и Тиберия, а их правление совпадало на протяжении только одного года - 36-го. Патриарх Антиохийский (Михаил Сириец, XII в.) в своей "Хронике I " дает, как можно понять, ту же дату распятия Христа, ссылаясь на греческого историка Флегона (II в.) - 4-ый год, 203 Олимпиады (в переводе на современное летоисчисление - 36-ый год н.э.).
Чтобы убедиться в правильном расположении хронологической цепочки тридцатых годов, поведаем историю еще одного человека в изложении И.Флавия. Это тем более интересно, что затрагивает дальнейшую судьбу Иродиады и Антипы, не отраженную в евангелиях.
Еще со времен Августа в обычаях римского двора было содержать в качестве почетных пленников сыновей подвластных Риму правителей. Один из них - внук Ирода Великого - Агриппа (10г. до н.э.-44г.н.э.), между прочим, брат Иродиады, сдружился с единственным сыном Тиберия - Друзом Младшим. Возможный наследник римского престола был отравлен Сеяном в 23 году. Убитый горем отец запретил друзьям недавно умершего сына показываться ему на глаза. Была еще причина, побудившая Агриппу покинуть Рим - растраченные в кутежах сбережения своей матери. Бежав в Иудею и преследуемый толпою кредиторов, он едва не покончил жизнь самоубийством. Однако, его жена Киприда в слезном письме Иродиаде упросила сестру Агриппы помочь родственнику. Иродиада и Антипа послали за неудачником и должником, дав ему денег и звание смотрителя городского рынка в Тивериаде. Однажды в Тире, на пиру, в пьяном споре Ирод обозвал Агриппу нищим босяком. Царский отпрыск не снес оскорбления и отправился к П.Флакку, с которым был дружен в Риме, - наместнику Сирии (т.е. это событие могло произойти не позже начала 35г.). Легат радушно встретил своего знакомого, но, когда тот попался на взятке, прогнал его. Впав в крайнюю бедность, за год до смерти Тиберия (т.е. в начале 36г.), Агриппа отправляется в Рим с жалобой на тетрарха Ирода и в надежде добиться чего-либо от императора. В столице он сразу завел дружбу с Гаем Цезарем, более известным как Калигула. Хитрый льстец в беседе с последним как-то обмолвился, что желает, чтобы власть скорее досталась Гаю, как достойнейшему. Один из слуг донес императору, и разгневанный Тиберий заключил Агриппу в железо за полгода до своей смерти (т.е. осенью 36г.). Калигула вызволил своего дружка из темницы, как только получил власть, подарив ему золотую цепь равную весу железных оков. Через год в Иудею внук Ирода возвратился царем - Агриппой I (37-44гг.). Иродиада, полная зависти, настояла, чтобы муж обратился с такой же просьбой к императору. В Рим супруги отправились вместе. Благоприятный момент отомстить тетрарху за обиду иудейский царь не упустил. В столицу полетел донос о заговоре Антипы с царем Артабаном против императора. Испуганный Калигула, не приняв оправданий Ирода, отправил его в ссылку (Иуд. древ.XVIII 5,3;6;7).
|
Рассказанная история лишний раз убеждает - к середине 30-тых годов Иродиада стала полноправной супругой правителя Галилеи, и Антипа в угоду ей казнил своего обличителя Иоанна Крестителя.
36-ой год, когда был распят Христос, стал последним и для Каиафы в должности первосвященника. Его продолжительное 18-летнее правление закончилось неожиданно и без объяснения причин, если верить И.Флавию (Иуд. древ. XVIII, 4,3). Вителлий из Антиохии, в Сирии, неожиданно направляется в Иудею и поспевает в Иерусалим к празднованию Пасхи. Такой приезд был и в следующем 37-ом году, но тогда наместник исполнял приказ императора. Что же заставило римского легата срочно отправиться в столицу Иудеи? Несомненно, нечто из ряда вон выходящее. А таковыми могли быть массовые беспорядки и волнения в народе, требующие немедленных и решительных действий от властей. Трудно поверить И.Флавию, что римскому наместнику, олицетворявшему для иудеев завоевателя и грабителя страны, был оказан жителями теплый и радушный прием. За это, якобы, Вителлий освободил население от налогов, вернул парадные одежды первосвященника, находящиеся у римских солдат и сместил Каиафу (?!). Характер уступок свидетельствует, что наместник постарался задобрить с одной стороны народные массы, с другой храмовую верхушку - иерусалимское жречество. По-видимому, Каиафа, не сумевший предотвратить конфликт и столкновение между двумя группировками, был смещен сирийским прокуратором с занимаемой должности. Кто действительно был в центре этих событий, нам могут подсказать евангелия, но это будет уже другая тема и другой рассказ.
Мы же для себя, по поводу изложенного, отметим еще одну неточность евангелистов. Вителлий, успевший к пасхе в Иерусалим, уже не мог застать в живых Иисуса, потому что "царя иудейского" распяли за неделю до праздника. И вот по какой причине: ни один истинно верующий и правоверный иудей, тем более священнослужитель, не осквернил бы себя арестом, судом и казнью "разбойника", совершенными в один из главных праздников страны. Надо учесть, что и пасха в этом году была "Великой", так как выпадала на субботу. В первый и последний ее день, по иудейским законам, полностью запрещалась всякая деятельность и работа. Кроме того, при стечении огромных масс народа в дни праздников в столице, власти стремились пресечь возможные выступления и недовольства. Так об этом сообщают и сами евангелисты: "И положили в совете (во главе с Каиафой) взять Иисуса хитростью (!) и убить. Но говорили - только не в праздник (!), чтобы не сделалось возмущение в народе". (Мтф. 26:4-5; Мрк. 14:1-2). Нет сомнений, что решение иерусалимского синедриона под председательством первосвященника было неукоснительно исполнено - таков, на самом деле, первоначальный финал в истории галилейского пророка. Однако позже, составители "благой вести" о безвинном страдальце Иисусе "передвинули" суд и казнь на празднечные дни , связав образ Христа с "агнцем Божьим" - барашком, приносимым евреями в жертву богу в первый день пасхи. Подтверждает все сказанное и еврейский Талмуд, о судьбе Иисуса Назаретянина : "...и повесили его накануне праздника песах (Пасхи) и накануне субботы". Это положение и станет одним из условий нашей заключительной проверки. В начале определим сами, какие пасхалии выпали на интересующие нас тридцатые годы.
|
|
Для получения объективного показателя расширим границы их временного диапазона до одного десятилетия - с 27 г. по 37 г. Как и в первой задаче, введем исходные данные - краеугольный камень древней традиции. Ранние христиане вначале праздно-вали пасху, как и евреи, в ночь с 14-го на 15-ое Нисана, лунного календаря. Многие же признавали правильным "первое воскресение" и "первую Пасху" - 25-го марта. Еще в III-IV вв. одна из христианских сект продолжала праздновать этот день независимо от дня недели. На Востоке, где родился Иисус, издавна считали, что Христа распяли 23 марта, а воскрес он 25 марта. А теперь, сформулируем основные требования, определяемые выбором пасхалий:
1. Пасха должна быть Великой - субботней.
2. Пасха мартовская, не раньше 25 числа.
3. Распятие и Воскресение произошли в пределах 23 - 25 марта.
4. Этим трем дням соответствуют дни недели : Пятница, Суббота и Воскресение.
5. Арест, суд и казнь должны совершиться до наступления праздника Пасхи.
Таблица Пасхалий, приходящихся на временной отрезок 27-37 года н.э.
|
№№
|
Год
|
Число
|
Месяц
|
День недели
|
1
|
27
|
10
|
Апрель
|
Четверг
|
2
|
28
|
30
|
Март
|
Вторник
|
3
|
29
|
17
|
Апрель
|
Воскресение
|
4
|
30
|
6(8)
|
Апрель
|
Четверг (Суббота)
|
5
|
31
|
27
|
Март
|
Вторник
|
6
|
32
|
15
|
Апрель
|
Вторник
|
7
|
33
|
4
|
Апрель
|
Суббота
|
8
|
34
|
23
|
Март
|
Вторник
|
9
|
35
|
12
|
Апрель
|
Вторник
|
10
|
36
|
31
|
Март
|
Суббота
|
11
|
37
|
19
|
Март
|
Вторник
|
Анализ таблицы показывает, что если отбросить все Пасхи, не приходящиеся на март, субботу и последние дни месяца, то всем нашим условиям удовлетворяет единственный год - 36 (!). Примечательно, что и в древнем апокрифе - евангелие Никодима (I-II век) Христова пасха пришлась на субботу 31-го марта. Вот и поставлена последняя точка в нашем, несколько затянувшемся, но надеемся не слишком скучном, расследовании. Не знаю, обрадует ли иных читателей, что наступление III тысячелетия отодвигается от нас еще на несколько лет, к 2007-ому году. Но можно успокоить их, так как никто не собирается пересматривать и изменять привычную для нас шкалу летоисчисления. Просто мы постарались ответить на один немаловажный вопрос - когда жил на самом деле Иисус Христос, т.е. с какого момента были запущены часы, отмеряющие историю всего человечества - вот единственная цель данной публикации.
Фролов В.А.
|
|
 |
 |
|