Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: ,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
Горшков Сергей Георгиевич

Контр-адмирал ВМФ СССР В. Козлов

Выдающийся деятель советского ВМФ, главнокомандующим которого он был с декабря 1955 г. по декабрь 1985 г. Один из организаторов и создателей отечественного океанского ракетно-ядерного флота, более 25 лет несшего боевую службу в Мировом океане и обеспечившего стратегический паритет с США в годы глобального противостояния. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1982) Адмирал Флота Советского Союза (1967). В ВМФ с 1927 г. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе (1931), курсы командного состава (1937), курсы усовершенствования высшего нач. состава при ВМ Академии (1941).
Родился Сергей Георгиевич 26 февраля 1910 года в городе Каменец-Подольске в семье заслуженного учителя. По окончании средней школы в г. Коломне, поступил в Ленинградский университет на физико-математический факультет. После первого курса решил связать свою жизнь с флотом и стал курсантом ВМУ им. М.В.Фрунзе.
Окончив в 1931 году училище, служил год на ЧФ, штурманом на эсминце "Фрунзе". В своих воспоминаниях "Во флотском строю" С.Г.Горшов пишет… "Служба увлекала меня. Я редко сходил на берег, корабль стал для меня домом. Все увереннее я чувствовал себя в штурманской рубке и на ходовом мостике и все большим уважением проникался к своему кораблю, к командиру - бывшему матросу царского флота М.З.Москаленко."
На следующий год была удовлетворена просьба Горшкова о переводе его на ТОФ. Там он назначается штурманом флагманского корабля, а в 1934 г. становится командиром нового сторожевого корабля "Бурун", который он выводит в число передовых кораблей Морских сил РКК А по боевой и политической подготовке.
О дальнейшей службе на Тихом океана Горшков писал: "После двух лет командования сторожевиком и окончании курсов, я был назначен командиром эскадренного миноносца, затем начальником штаба и командиром бригады кораблей… Служба на Тихом океана была хорошей школой во всех отношениях. Многому научился от опытных товарищей. Немало дали ошибки свои и других. Тяжелым уроком стала для меня история, связанная с буксировкой эсминца "Решительный". Стихия оказалась сильнее моей командирской воли, спасти корабль не удалось. Мне грозила суровая кара по примерам тех лет. Спасла принципиальная поддержка командующего флотом Н.Г.Кузнецова, а вскоре я был переведен на ЧФ (лето 1939 г.). Мне было приказано принять под командование бригаду эсминцев.
Уезжал я не один, а вместе с семьей. В 1935 году я женился во Владивостоке, и с тех пор более 50 лет мы прожили в полном согласии с Зинаидой Владимировной, вырастили дочь и двух сыновей".
Не задолго до войны С.Г.Горшков, после окончания академических курсов, назначается командиром бригады крейсеров ЧФ.
16 сентября 1941 года оно получает контр-адмиральское звание, к тому времени приобретает первый боевой опыт обеспечения десантной операции.
Являясь в годы Великой Отечественной войны самым активным ее участником, адмирал Горшков командовал разнородными оперативными соединениями: Азовской военной флотилией (с октября 1941, с февраля 1943), осенью 1942 г. - заместитель командующего Новороссийским оборонительным районом и временное командование 47-й армией, с апреля 1944 г. - Дунайской военной флотилией. При этом оно обрел богатый опыт участия в большинстве десантных операций, проведенных Черноморским флотом, в совместных боевых действиях флота и флотилий с частями и соединениями сухопутных войск.
Один из главных военных выводов флотоводца и теоретика ВМФ состоял в том, что в современной войне ни один из видов Вооруженных сил на способен решить свойственные ему задачи самостоятельно.
В январе 1945 г. вице-адмирал Горшков С.Г. назначается на должность командующего эскадрой ЧФ.
"Период командования Горшковым эскадрой ЧФ был расцветом его деятельности - пишет адмирал В.С.Сысоев - … Можно смело утверждать, что в то время эскадра была образцовым соединением, а именно, здесь была заложена основа школы морской службы С.Г.Горшкова".
Каждый год службы будущего флотоводца на ответственных постах прибавлял ему опыта управления морскими силами и людьми. С ноября 1948 г. он начальник штаба ЧФ, а с августа 1951 г. командующий этого флота.
В первом послевоенном десятилетии шло восстановление и развитие ВМФ, как флота прибрежного действия. В боевой и политической подготовке за основу принимался опыт Великой Отечественной войны. На Черноморском флоте совершенствовалась система базирования сил, формировались соединения надводных кораблей, начали поступать и новые дизель-электрические подводные лодки среднего водоизмещения.
Под руководством командующего ЧФ проводились учения и маневры, в ходе их отрабатывались единство оперативно-тактического мышления командиров всех степеней по проблемам противостояния морской мощи западных стран, при обороне страны с морских и океанских направлений. При этом командующий особое внимание обращал на сущность ведения морского боя с сильным противником, организацию взаимодействия родов сил и качество огневой подготовки. В связи с активизацией внешнеполитической деятельности нашего правительства черноморские корабли привлекались к визитам в порты народных республик Болгарии, Румынии. Отряд кораблей под флагом комфлота совершил выход в Средиземное море, осуществив визит в Албанию.
В своих мемуарах С.Г.Горшков так написал о переходе на высшую командную должность в 1955 г.: "В июле я был отозван с Черноморского флота в Москву и получил назначение - первым заместителем Главнокомандующего ВМФ, причем с 15 июля стал исполнять обязанности Главкома ВМФ на время болезни Н.Г.Кузнецова…".
8 декабря 1955 г. состоялось постановление Совета Министров СССР о назначении адмирала Горшкова С.Г. первым заместителем Министра обороны и Главнокомандующим ВМФ.
В середине пятидесятых годов, с учетом появления атомного оружия и развязанной США и НАТО "холодной войны", начался пересмотр роли и значения ВМФ в обороне страны. Вновь встал вопрос, какой флот нужен нашему государству? Новый Главком потребовал от Главного штаба и своих заместителей, при выработке предложений по этому вопросу, исходить из задач Военно-Морского Флота, учета возросших возможностей вероятного противника и результатов современных научно-технических достижений, особенно в ракетно-ядерной области. В этом направлении велись научные исследования, серьезные обсуждения и дискуссии в командных, военно-научных кругах и на высоком партийном и правительственном уровне. Адмирал Горшков отстаивал генеральную линию, вскоре одобренную в верхах.
"При проектировании и строительстве флота в атомном веке мы должны исходить из нашей доктрины с ее оборонительной направленностью и не копировать западные державы, идти своим путем, с учетом возможностей нашей промышленности. Наша концепция - это курс на создание в первую очередь подводного флота и морской ракетной авиации, а затем и надводных кораблей, чтобы защитить Родину от всяких случайностей".
Так начался важнейший поворотный этап в создании современного флота, в условиях набиравшей обороты научно-технической революции. Принятая семилетняя программа военного кораблестроения была успешно выполнена. К концу 1964 г. в состав ВМФ вошли 36 атомных подводных лодок, из них 8 с баллистическими ракетами и 14 с крылатыми ракетами. Число надводных кораблей увеличилось на 4 ракетных крейсера. (С.Горшков "Во флотском строю" 1996, стр. 175).
В то же время, из-за волонтаризма советского руководителя Н.С.Хрущева, не пожелавшего прислушаться к мнению специалистов и Главкома С.Г.Горшкова, флоту был нанесен серьезный урон. Постановлением правительства прекратилось строительство и отправлены на металлолом из состава флота 240 надводных кораблей (в основном артиллерийских), как "не нужных в ракетно-ядерной войне".
Выбор направления строительства ВМФ, после отставки Хрущева, в максимальной степени исходил из учета геополитической обстановки в мире, усиливавшегося противостояния между США и нашей страной, экономических и научно-технических возможностей Советского союза.
Главнокомандующему ВМФ С.Г.Горшкову, опиравшемуся на хорошо слаженный Главный штаб, удалось решить четыре основных задачи:
- обеспечить развертывание морской компоненты стратегических ядерных сил (МСЯС), не уступающим по боевому потенциалу подобным силам США;
- обеспечить развертывание морских сил общего назначения, способных решать свойственные им задачи в разных районах Мирового Океана;
- обеспечить создание глобальной системы управления силами ВМФ из Центра на всем пространстве Мирового океана;
- разработать современную теорию морских операций и систему боевых руководящих документов по подготовке и ведению оперативного и стратегического масштаба на морских и океанских театрах военных действий в ракетно-ядерной войне.
Главным итогом его руководства ВМФ в течение трех десятилетий стал выход флота в океан! Под его руководством сложилась и около 25 лет неслась "боевая служба", как высшая форма поддержания сил флотов в боевой готовности мирного времени. То был один из самых ярких и активных периодов, из более чем 300 летней истории отечественного флота. К тому времени был создан самый мощный в истории Российского государства океанский ракетно-ядерный флот (более 1000 боевых кораблей, в т.ч. 76 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами), ставший важнейшим инструментом внешней политики нашей страны, обеспечивший ей океанский стратегический паритет с вероятным противником и тем самым длительный мир на Земле.
В 1985 г. боевую службу в оперативно важных районах Мирового океана несли в среднем ежедневно около 160 боевых кораблей и судов обеспечения, в т.ч. до 40 подводных лодок, а военно-воздушными силами флотов было совершено более 4500 самолето-вылетов в океанскую зону ("Главный штаб ВМФ, история и современность", М., "Научная книга", 1998, стр. 136).
Военно-морскому флоту принадлежала большая заслуга в поддержании высокого международного авторитета СССР, через "демонстрацию флага страны" и визиты наших кораблей в иностранные порты, а также путем международного военно-морского сотрудничества. Все это находилось в поле зрения повседневной деятельности главнокомандующего.
Ни с чем не сравним личный вклад Сергея Георгиевича Горшкова в развитии теории ВМФ. К концу своей жизни он стал одним из наиболее авторитетных военно-морских теоретиков ХХ века. Ему принадлежат более 230 опубликованных научно-теоретических и публицистических трудов. Стремясь к единству теории и практики, он считал основной формой оперативной подготовки сил флота и их командиров учения и маневры. Они проводились ежегодно, часто при взаимодействии с другими видами Вооруженных сил страны, под руководством Главкома ВМФ или Министра обороны.
Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. имел непререкаемый авторитет и уважение на всех уровнях в силу его незаурядных морских, волевых и организаторских качеств, чувства высокой личной ответственности за боеготовность флота, трудолюбия и уникального по масштабам умения предвидеть и действовать в сложных, порой критических, ситуациях. Были у него и свои недостатки, отдельные ошибки, но не они определяли большой жизненный и служебный путь, значительный вклад флотоводца во благо морской мощи нашей Родины.
Оставляя свой высокий пост в декабре 1985 г., он благодарил всех моряков за ревностную службу. Начавшиеся "перестроечные" дела были не по душе адмиралу, не мог представить он, что произойдет с его детищем - океанским флотом в ближайшее десятилетие. Похоронен С.Г. Горшков рядом со своими флотскими соратниками на Новодевичьем кладбище в мае 1988 г.
Литература:
С.Г. Горшков "Во флотском строю" С-Пб. "Логос", 1966;
П.Ф. Абламонов "Адмирал", М. "Политлитература", 1986;
В.С. Козлов "Жизнь посвященная флоту" С-Пб. "ИПК", 2003; "Морской биографический словарь" С-Пб. "Логос", 1995.