Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Энциклопедический Фонд   
Общие сведения
Энциклопедия
Научные публикации
Публицистика
Летопись Мира
Редакционный совет
Попечительский совет
Отзывы о программе
Новости для авторов
Контакты:
E-mail: ,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
НАУЧНЫЕ ВЕРСИИ
Евреи ранней Руси

Золин П.М., д.и.н., профессор

Пока апологеты «Древней (средневековой) Руси» упорно отрезают от отечественной истории многотысячелетнее славное прошлое сотни народов Великой Скифии, при поддержке соответствующих кругов уже набрала силу версия о еврейском происхождении их «древней Руси». Автор этих строк, правда, тоже не находит убедительных аргументов против вероятных семитских корней средневековых князей Владимира (скандинавского Вальдемара, сына ключницы Малуши – дочери Малка Любечанина) и Ярослава (Ярицлейба в скандинавских сагах). Но отечественная история началась за тысячи лет до Рюриковичей, хотя бы в том же Боспорском царстве Приазовья.

Интернет ныне представляет немало всяких данных в пользу Ев-Руси. По поисковым системам стоит, например, найти и прочесть работу Ирмы Хайнман «Еврейская диаспора и Русь». Далеко не во всем с ней согласимся, но группы существенных фактов она рассматривает.

Обосновывается занимательная гипотеза, что «древняя (средневековая) Русь» была военно-торговой организацией (стыдно сказать – масонским орденом или государством ?). И наследницей традиций иудо-эллинистических братств (фиасов) Боспорского царства (само царство с «братствами» возникло в 6 веке до нашей эры). Имя Русь получила «корпорация» от ивритского слова  -  (чтение с конца). Оно со времен Маккавеев (Молотовых; боролись около 22 веков назад против потомков Александра Македонского) относилось к эллинизированным евреям, отвергающим иудаизм.

«Организацией» в начале средних веков основан так называемый «Русский каганат» в Тмутаракани, верно, когда приазовские болгары около 680 г. создали придунайскую Болгарию   Многовековая деятельность иудо-эллинистической Руси на торговых путях Восточной Европы способствовала развитию экономических, культурных и политических предпосылок создания и Киевского государства. И с веками  (рашия-расия) - Русь превратилась в элиту славянского государства и дала ему свое имя. Так-то. Понимание сие принято и активно пропагандируется среди посвященных мировыми СМИ и мировой общественностью…

Г.М.Барац, объясняя происхождение слова «рос - рус» от ивритского ,связывал русов с роксаланами начала нашей эры. Считал их евреями, ведя имя через греческую транслитерацию слов «рош гола» или «реш галут», что на иврите значит «глава рассеяния». Считается, что эта посылка, как конкретизация церковной генеалогии, не отвечает современному уровню знаний, но не все так однозначно.

Массовые переселения евреев в Скифию позднеантичные источники относили ко временам строительства Вавилонской башни, авраамовских пращуров Иоктана и Фалека. В любом случае, Приазовье евреи населили до завершения окончательной редакции Ветхого Завета. И стоит согласиться с еврейскими учеными, что если возникновение термина «рос - рус» связано с этими (или более ранними) событиями в еврейской истории, то оно может быть прослежено до Ветхого Завета.

Народ -  («Рош» или «Рос» по греческой транслитерации) в Библии упоминается дважды: один раз как сын Вениамина (Бытие 46:21), второй раз - как народ, несущий гибель и разрушение богоизбранному народу около 26 веков назад (Иезекиль 38:2-3; 39:1). В последнем случае «князь Роса» является образом народов, живущих в районе Черного моря - скифов, киммерийцев, армян (около 20 веков назад это и утверждал Иосиф Флавий).    Ивритское слово -  восходит к ностратическому корню, означающему твердость, крепость (руда). Отсюда его основное значение - «череп» - «голова», «земля» (у римлян «рус» - деревня). От корня у иудеев произошли слова:- «голова» (рожа), «главный», «первый»; но и (раш, раж) - «движение», «беспокойство» (как состояние неправоты), «шум».  Возможно, что от этого корня и  слово, близкое к нему по значению:-  (раша - реша) - «зло», «безбожник», «идолопоклонник»( во Второзаконии (29:17).Последнее употреблялось в связи с отступничеством, язычеством.  Понятно, что Рашия (Расия) для кого-то вечно «империя зла».

От этого библейского Рош (или Рос), связывая его с роксаланами, о которых сообщают античные авторы, начиная со II в. до н. э. (Страбон, Плиний, Тацит, Птоломей), церковная генеалогия устойчиво и выводит русских («Hebrew and Chaldee Lexicon,» by J.Fuerst, p. 1272; «Hebrew and English Lexicon», by W.Gesenius, p. 956; Hastings, J. «Diet. of the Bible», Proclus Patriarch (Nicephoros Kallistus Xanthopulus, PG, t. 146, coU. 1188, etc.). Но это наши «знатоки истории» игнорируют.  

Термин «Рос - Русь - Россия», относящийся к народу и государству, действительно, мог произойти и от ивритских слов (как и созвучных ностратических) с перекрывающимся значением - народ (сын Вениамина), живущий в северном Причерноморье, а также  «отступник», «злодей» и «враг Израиля» (Исайа 13:11; 14:5 - о Вавилоне, где задолго до нашей эры было немало северных наемников).  Появление имени «Рос» в средневековых византийских и иных источниках все же не библейская аллегория, так как оно в 8 – 9 веках не применялось к другим опасным врагам Византии - болгарам, арабам и прочим. 

Имя «Рос - Русь - Россия» относилось к стране, этнический состав, религия и образ жизни которой полностью отвечали его этимологическому значению. Оно было принято страной как самоназвание (вместо «Великой Скифи») и сохранилось как название государства. Его эволюцию можно частично проследить по средневековым еврейским и греческим письменным источникам.

Сохранившееся до настоящего времени в центральных районах России народное самоназвание «Расея», «расейский» полностью соответствуют слову , произнесенному по-славянски.    А звук «ш» сохраняется даже в некоторых славянских источниках, например, слово «роушки/м/» встречается в списках «Жития Константина» (подробный анализ проведен в работе Т.А.Иванова ). Жители Старой Руссы устойчиво называют себя «рушане». В греческих источниках Х в. название государства дается как «Росиа». Почти никто из современников (якобы возникновения и формирования Руси) не говорил об ее происхождении. В этом не было необходимости, так как само название «Русь» содержало многовековую информацию. Русские же летописцы-прорюриковцы дали происхождению названия свою трактовку.

Автор жития Георгия Амастридского характеризовал Русь около 840 г. как достаточно известный, но «...гибельный по названию и на деле народ...» Симеон Логофет отметил: «Росы, они же дромиты, получили свое имя от легендарного родоначальника Роса. Они пренебрегли повелением бога, владевшего ими и были изгнаны соплеменниками...»  Лев Дьякон в описании дружины Святослава указывал: «...говорят, что побежденные тавро-скифы никогда живыми не сдаются неприятелю..., что сей народ отважен до безумия, храбр, силен, что нападает на все народы, что многие свидетельствуют и даже божественный Иезекиль о сем упоминает в следующих словах: «Вот я на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Тубала». И все это более тысячи лет назад. И все это о наследниках Великой Скифии.

По версии Хайнман, «почти все ученые» ныне  считают Русь пришлым элементом на славянских землях «и лишь некоторые советские исследователи пытаются доказать ее местное, славянское происхождение» (что пока доминирует в вузовских учебниках). Большая часть как норманистов, так и антинорманистов якобы признают, что первой была Азово-Черноморская или Тмутараканская Русь, «однако есть историки, придерживающиеся иной точки зрения».

Название Рос со Скифией около 20 веков назад одним из первых все же связал Иосиф Флавий. Затем это неоднократно повторялось в античной литературе. Но наиболее ранним упоминанием народа Рос в связи с северным Причерноморьем многие исследователи, в т.ч. и Хайнман, продолжают считать сообщение алана-гота Иордана, писавшего почти 15 веков назад (на полтысячи лет ранее сохранившихся русских летописей) . Повествуя о событиях конца 4 века, он сообщал, что два брата, Сар и Аммий, «из вероломного племени росомонов» (людей из племени Рос), мстя за гибель своей сестры Сунильды, ранили готского властителя Германариха – тогда царя-государя Скифии и Германии.

Псевдо-Захарий в 550 г. упоминал народ «харос (хрос-рос)», живущий в нижнем течении Дона .Народ Роси (Руси) как новый, дополняющий библейскую генеалогию, вскоре появляется у толкователя Библии Ефрема Сирина. Возможно, это упоминание явилось вставкой 6 века в более древний текст.   Арабский историк Табари под событиями, относящимися к 642-3 гг., помещает следующее сообщение (приводимое в персидском переводе Белами). Когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, правитель Дербента Шахриар заявил:

«Я оказался между двумя врагами - хазарами и Русью, последние - враги всему миру и никто не может с ними воевать. Поэтому вместо того, чтобы брать с нас дань, поручи лучше нам воевать с ними». 

Борьба за Каспийские ворота (Дербент) затянулась на век. Но все же арабы прорвались в 737 г. к Волге и вывели с ее берегов за Кавказ 20 тысяч семей славян. Славяне отличались как отличные воины и моряки, составляли значительную часть населения в странах, где обосновывались арабы (те даже поручали им сбор налогов).

С рассказом Иордана перекликается сообщение русской энциклопедии XVI в., «Степенной книги», гласившей, что император Феодосии Великий (379-395 г. н.э.) воевал с русами: «Еще же древле и царь Феодосии Великий имеяше брань с русскими вои, его же укрепи молитвой великий старецъ Египтянин именемъ Иванъ Пустынникъ». Этот документ упоминает известных летописям императора Ираклия и царя Хосрова: «Последи же и при Ираклии цари ходиша Русь на царя Хоздроя Персьского (около 630 г.; но где та Русь в наших учебниках ?)».

Лишь при твердой уверенности в достоверности используемых , но не дошедших до нас, источников автор включил в XVI веке сообщения о Руси, относящиеся к временам на сотни лет более древним, чем четко установленная «Повестью временных лет» дата возникновения Русского государства – 852 год. «Русь и русские»  известны по средневековым легендах о Нибелунгах, где русы выступают как вассалы короля гуннов Этцеля (сопоставляемого с царем Скифии и Германии 5 века Атиллой, тот почитал Приазовье, традиции скифов). И в «Песне о Роланде», где они входят в состав арабского войска, противостоящего европейскому войску самого Карла Великого.  Анонимный географ из Равенны около 700 г. упоминает город Малороса, расположенный на Таманском полуострове и отождествляемый Вернадским с Тмутараканью.

Это признает мировая наука, но почему-то не отечественная?! Кто именно против и каковы его аргументы, кроме шипения в «кругу своих»?

В самом начале IX в. или даже в конце VIII в. Русь нападает на Сурож в Крыму, а затем на Амастриду (820-842 гг.) в Малой Азии. Если атака была около 820 г., то так Русь поддерживала восстание Фомы Славянина (его даже провозглашали императором Византии). И в  в «Житии Георгия Амастридского» о Руси, задолго до 852 г., говорилось как о народе хорошо известном. В Х в. Кедрин (Скилица) считал: «...на все, находящееся внутри Эвксинского Понта, и на все его побережье нападает русский флот (народ же Рос - скифский, живущий у Северного Тавра, дикий и грубый) и на самый царственный град навлекли они страшную опасность». Это о временах моряков-ратников Олега и Игоря. Во второй половине IX в. Русь напала на Абессун, на южном берегу Каспийского моря, о чем сообщает Мухамед-эль-Хасан в своей «Истории Табаристана». Это все еврейские историки знают, а многие наши знать как бы не хотят.

Хайнман доказывает, что гипотеза о еврейском происхождении Руси обладает сильными сторонами «норманнской» и «славистской» теорий, подтверждается историческими источниками, данными археологии и топонимикой и позволяет объяснить:  1) происхождение термина «Рос - Русь - Россия», 2) противопоставление Руси славянам, 3) взаимоотношение понятий «варяг» и «рус», 4) древнейшие (с античных времен) упоминания Руси, связанные с северным Причерноморьем, 5) «дружинный» характер Киевского государства, 6) большой опыт русов в мореплавании и международной торговле, 7) ряд неясных мест в древних письменных  источниках и русском фольклоре {имена богов «пантеона Владимира», названия  «Сафет-река» или «Израй-река», относящиеся к Днепру, и др.).

Необходимость научного обсуждения этой версии давно назрела. В рамках христианства, где все от Яхве (Иеговы), Адама и Евы, ничего удивительного в ней и нет. Ведь Мария (Богоматерь-Богородица) и Христос – тоже продолжатели этой богоизбранной линии. Но вот китайцы массой своей не верят данной богоизбранности и тысячи лет неплохо живут. Им равны и язычники Индии. Хватает и других «нехристей», которые против гипертрофии деяний и значения Яхве. Однако в современной светской России атеизму даже в науке остается все меньше места.

Иудейские корни православной веры Руси и доказываются.

Языческие боги, которым поклонялись в Киевской Руси, нередко делят на две категории. Боги первой часто встречаются в фольклоре и почти не встречаются в ранних русских письменных источниках. Это якобы только «низшие боги» - водяные, русалки, лешие и т. д. Не Зевс, Аполлон, Артемида, Арес… О существовании «низших» у славян свидетельствовал около 15 веков назад якобы Прокопий Кейсарийский. Имена богов славянские, пережитки их культов сохранились вплоть до настоящего времени, несмотря на тысячелетнее христианство.

А вот имена иных богов якобы чужды фольклору и встречаются только в летописях. Большинство упомянуты в «Повести временных лет» под 980 г. в связи с установкой их изображений Владимиром I «на холму вне двора теремного» Их имена (Перун, Хърс, Дажьбог, Стрибог, Симарьгла и Мокошь) с трудом объяснимы из русского и других славянских языков . Да и культы были распространены лишь в центрах Рюриковской Руси: в Киеве и Новгороде.

Это боги русской элиты той поры: Перуном (Велесом) клялись послы Олега и Игоря при заключении договоров с греками, их статуи устанавливались (а потом были сброшены) по указанию князя. Слова Святослава «дружина засмеет», если он примет христианство, доказывают, что дружина продолжала поклоняться тем же богам.

Анализ имен и некоторых особенностей культа «пантеона Владимира», сделанный Барацем (поддержаный Прайсом и т.д.), привел к выводу, что этих богов можно отождествлять с языческими богами Палестины, имеющими вавилоно-ассирийское, ханаанейское и финикийское происхождение. Велес (земной Перун)... – это Ваал (Пеор). Симаргл (в Никоновской летописи: Сим и Нръгла) - Ашима Нергал.  Мокошь - моавитянский бог Камош. Хорс(Харе) - Херес (Харса), бог Солнца. Стрибог - Истр бог - Астарта.  Дажьбог - Дагон, бог дождя и плодородия, имя которого происходит от ивритского  (даг) - «рыба» или  (даган) - «жито». 

Посол багдадского халифа, Ибн-Фадлан, посетивший волжских болгар в 922 г., писал, что пантеон русов состоял из главного божества в виде столба с человеческим лицом и подчиненных (или составляющих единый культ) богов в виде столбов меньшего размера. Так обычно изображался финикийский бог Баал (одним из символов которого был фаллос), а Астарта изображалась в виде стоящего рядом столба или дерева. 
Очень напоминают обычные изображения Баала и идолы, представляющие собой каменные столбы с человеческими лицами, найденные во многих местах Руси. 

Слово «скотий» в русском языке имеет значение «блудный», что полностью отвечает характеру культа Баал-Пеора ( (пеор) на иврите «обнажаться; пердеть»). Кроме того  (пар) - «телец», являвшийся символом Баала. 

Среди норманнских богов нет ни Велеса, ни Перуна. Дажьбога иногда сводят к Хорсу (который выводится из Авесты). Стрибог производится от «Gri stri» - «женщина» в индоарийском эпосе «Махабхарата». Перун считается близким богу литовских славян Перкунасу и санскритскому Парийаниа (Парню).Существующее мнение, что Владимир собрал пантеон языческих богов от народов, входящих в состав Киевской Руси, чтобы создать общегосударственную религию. Ныне это признают неверным, так как в пантеон должны были бы входить и боги славян, известные по другим источникам. 

Константин Порфирородный указывал, что русы, следующие из «внешней Руси» (Новгород) в Константинополь, после прохождения Днепровских порогов совершали жертвоприношение на острове Святого Георгия, потому что там рос большой дуб.  Иегуда Гадасси в разделе, посвященном абсолютному единству Бога (Иеговы), говорил о религии, существовавшей в «Земле Буш» у народа «зиби» до принятия им христианства.

«И вот рассказ о вере людей зиби, которые верят в три дуба в стране Зибия (Сибирь?) и которые говорят, что эти дубы сотворены Богом во время шести дней творения, так же как мамрийские дубы, где Бог явился Аврааму, и там они поклоняются Богу и служат ему. И все свои надежды они полагают на Бога.

И когда умрет у них кто-нибудь, сжигают его с его драгоценностями перед Богом возле этих деревьев, и берут прах этого мертвого, помещают его в серебряный, золотой или новый глиняный сосуд и зарывают этот сосуд у корней этих дубов, для того чтобы он восстал к жизни в потустороннем мире. И говорят, что если поместить мертвого в могиле, то он испортится и протухнет. И отличают эти поступки от поступков других людей как хорошие...».

Название «циби (зиби)» или «киви», согласно Стыковскому, относилось и к жителям среднего течения Днепра. Землей «Буш» могла называться территория, на которой был распространен культ Баала, аналогично тому, как в именах собственных слово «Баал» евреи заменяли словом «буш» (ныне один из ведущих масонских родов США). Подробное описание похорон богатого руса, данное Ибн-Фадланом, во многом напоминает отправление культа Ваала-Пеора.

Погребение в покрывале или в одежде, в которой человек умер, соответствует ритуалу еврейских похорон. Правда, кремация трупа во все времена осуждалась еврейской религией, но сожжение вещей, принадлежащих богатому человеку или царю, практиковалось. Двойные похороны, первая часть которых включает элементы еврейского погребального ритуала, а вторая - языческого, допускают, отражают генезис русов.

Самым убедительным доказательством палестинского происхождения ритуала погребения считают присутствие старухи с двумя дочерьми, которую русы называли «ангелом смерти». Например, и в Ветхом Завете упоминается «ангел смерти» - старуха с двумя дочерьми. Однако надо доказать, что подобные ритуалы не существовали у ностратических народов 25 – 40 тысяч лет назад. А уже тогда развивались могильные погребальные обряды.

Одним из последних доказательств еврейского происхождения Руси и русских послов еврейские ученые указывают следующее сопоставление названий днепровских порогов более тысячи лет назад.

Но если помнить о ностратической близости языков, то созвучные образные названия водных преград у индоевропейских и семитских народов вполне понятны и объяснимы.

 Задолго до 852 (862 и прочих) г. «прозвания Русской земли» , по летописям, наша Росия (Русь) была заметна во всемирной истории. И даже до Рюрика она славилась масштабными экономическими связями.

Одним из ранних источником, подробно освещающим торговую деятельность средневековых русов, считается сообщение начальника почты и разведки Арабского Халифата - Абдалы Ибн-Хордаби. Его книга «Пути и государства» была написана в 846 г., но используемая им информация в основном относится к периоду до 820 г. 

Сообщение, правда, состоит из описания торговли и торговых путей евреев, называемых «Радания (Рязания)», торговли и торговых путей «Руси» и заключения, относящегося все же к торговле евреев. Текст о Руси оказывается включенным в середину сообщения о торговле евреев. Историки, в зависимости от темы исследования, обычно приводят отдельные фрагменты.

 

Однако все три части сообщения составляют единое целое, что справедливо показал О.Прицак и что подтверждается рядом других источников. Термин «саклаб» (собирательное - «сакалиба»), широко применяемый в арабских источниках (обычно для словено-русов), может означать и «светловолосый житель Восточно-Европейской равнины» или «раб». Полный текст сообщенияХордаби таков: 

«Путь купцов евреев, называемых Радания, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-французски, по-андалузски, на языке «сакалиба». Они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции ( тогда она набрала силу) на Западном море, направляются к Фараме, там они нагружают свои товары на верблюдов и отправляются сушей в Кульзум на расстоянии 20 фарсангов. Они отправляются на судах по Восточному морю в аль-Джар и Джидду, затем в Синд, Индию и Китай. На обратном пути они берут мускус, алое, камфору, корицу и другие продукты восточных стран и приезжают обратно в Кульзум, затем в Фараму, где они снова отправляются по Западному морю. Некоторые направляются в Константинополь для продажи товаров, а другие возвращаются в страны франков. Иногда еврейские купцы, плывя по Западному морю, направляются к Антиохии, после трехдневного перехода они достигают берегов Ефрата и приезжают в Багдад, там они плывут по Тигру и спускаются к Оболла, откуда на кораблях плывут в Оман, Синд, Индию и Китай. Путешествие может быть непрерывным.

Путь купцов Русь «джинс сакалиба». Они возят меха выдры, черных лисиц и мечи из дальних концов земли «саклабов» к Румскому морю, где правитель Рума берет десятую часть (их товаров). Если хотят, то плывут по реке Сакалиба (Волге или Дону) и приходят в Хамли - столицу хазар, где ее правитель берет с них десятину. Затем они ходят по морю Джурджана  выходят на берег, где хотят. Диаметр же этого моря 500 фарсангов. Иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где евнухи «сакалиба» служат им переводчиками. Они называют себя христианами и платят подушную подать.

Эти различные путешествия могут совершаться также по суше. Купцы тогда выходят из Испании и страны Франков, направляются в Танжер и Марокко, оттуда следуют через Африку до столицы Египта. Отсюда они направляются к Рамле, посещают Дамаск, Куфу, Багдад и Басру, проникают в Агваз, Фарс, Керман, Синд и приходят в Индию и Китай. Иногда они также проходят через Алиманию, по стране «сакалиба», доходят до Хамли, столицы Хазар; плывут тогда по морю Джурджана, а затем приходят в Балх, Трансоксанию, в страну Тагазгаз и в Китай». 

Основная часть путей, по которым вели торговлю Радания (Рязания) и Русь, имеет многотысячелетнюю историю. Организация путешествий протяженностью во много тысяч километров по суше и по морям, не сообщающимся друг с другом, говорит о мощном международном концерне, который с начала средних веков располагал транспортными средствами, морскими и караванными базами, проводниками, охраной, службой обмена денег и дипломатическим корпусом. Конечным пунктом этих путешествий была «земля Франков». 

Включение текста о торговле Руси в середину текста о купцах Радания свидетельствует, что русы задолго до образования Киевского государства представляли собой хотя бы мощную торговую организацию, сравнимую с организацией Радания и связанную с ней.Слово «джинс» имеет значение - «вид», «род», «категория». Если принять, что слово «сакалиба» используется в смысле «раб», т. е. «джинс сакалиба» - «из вида работорговцев», то становится понятным, почему при перечислении товаров русов не указывается их основной товар - рабы. Если же принять, что слово «сакалиба» означает жителя Восточно-Европейской равнины, то «джинс сакалиба» указывает на территориальное распространение деятельности русов. И нет основания утверждать, что Ибн-Хордаби, в противоречие со всеми остальными источниками, отождествляет Русь только со славянами, как это принято частью историков.

Между организациями, торговые пути которых частично совпадали, имело место и сотрудничество, и конкуренция.  Аль-Масуди сообщал:

«...Что касается язычников на его (царя хазар) территории, то они разных сортов сакалиба и русы, все они живут на одном из берегов (в столице хазар). Они сжигают своих мертвых с конями и оружием и женщины добровольно сжигают себя. Русы состоят из нескольких сортов, среди них сорт, называемый «Лухтанией» (есть различные варианты этого названия), наиболее многочисленен, они ездят с товарами в Испанию, Рим, Константинополь и Хазарию. Некоторое время тому назад они напали на Персию...». 

Исследователи (Маркварт, Заходер и другие) иногда считают, что «Лухтания» является искаженным названием еврейских купцов «Радания» («Рахдания»). Ефрем Сирин помещает в Библейскую генеалогию два народа «Роди» и «Роси», происходящие от Роданим и Киттим, братьев Элиша и Таршиша (Бытие 10:4; I Летопись 1:7). Название «Киттим» связывается с Кипром, который заселялся из Финикии и Таршиша, а впоследствии относится к жителям островов (см. Еврейская Энциклопедия, «Киттим»). Никоновская летопись указывает, что в древности «...Роди же, нарицаемые Руси (вариант - русии) живяху у Ексинопонта и начаша пленовати страну Римлянскую и хотяту пойти на Константин град...»

Топонимика вдоль древнего торгового пути Киев - Регенсбург изобилует названиями, содержащими корни «рос» и «род-рад». Древней магистралью, по которой шла торговля между племенами, населявшими Восточно-Европейскую равнину, и государствами Востока и Средней Азии, была река Волга. Арабские источники свидетельствуют, что с IX в., а может быть с еще более древних времен (с V в. н. э.), сохранилось название «Волга - русская река». «Русской рекой» назывался также и Дон, а «Русским морем» - моря Азовское и Черное, в то время как основная речная магистраль Киевской Руси - Днепр - не определялась этим эпитетом. Отсюда следует, что торговые пути были «русскими» и до создания Киевского государства. 

В VIII в. торговые пути по Волге вновь, как и в античности, приближаются к Балтийскому морю. В районе Владимира - Суздали археологами найдено более пятидесяти кладов, содержащих от нескольких до десятков тысяч восточных монет VIII-XI вв. На территории Новгородской, Олонецкой и Петербургской губерний было найдено около тридцати кладов восточных монет VIII-X вв. Новоладожский клад содержал семь пудов серебряных монет .  

«Скифы кои суть русские» атаковали Константинополь еще в 626 г., что было продолжением многовековых устремлений Великой Скифии. Поход 860 г. являлся очередной вехой в этой истории. Тогда Русь совершила нападение на Царьград, сравнительно крупную военную операцию, документированную византийскими источниками. Многие исследователи (Шлецер, Звере, Василевский, Голубинский, Шафарик, Браун, Иловайский, Гедеонов и др.) считали, что нападение совершила Азово-Черноморская (Тмутараканская) Русь. Вернадский полагал, что нападение было совершено совместными силами Тмутараканской и Киевской Руси. В советской историографии доминировало мнение (сохраненное учебниками), что нападение совершено из Киева. Византийские свидетельства четких географических данных о той «руси» не доли.  Но явно эта Русь, совершившая в 790-842 гг. нападения на Амастриду и Сурожь, создавала постоянную угрозу всему византийскому побережью Черного моря. Местонахождение ее основной базы было хорошо известно, и именно туда еще до нападения на Константинополь была направлена миссия Кирилла и Мефодия.

Путанице в истории Руси середины 9 века мы обязаны константинопольскому патриарху Фотию, свидетелю событий: «...Нападавшие на нас были отделены от нас столькими странами и народоправствами, судоходными реками и лишенными пристанищ морями...» Хайнман справедливо увидела здесь явное преувеличение: 
Восточно-Европейская равнина не отделена от Константинополя «многими морями», а что касается «судоходных рек» и «народоуправств», то их было одно и то же число на пути в Киев и в Тмутаракань. Народоправства – это античные демократии, что подчеркивало устойчивые традиции языческой государственности на землях будущей рюриковской Руси (Великий Новгород сие и продолжал). Фотий же о нападении русов витийствовал:   

«Горе мне, что я вижу, как народ грубый и жестокий окружает город и расхищает городские предместья, все истребляет, все губит - нивы, жилища, пастбища, стада, женщин, детей, старцев, юношей. Народ не именитый... неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием».

Эту характеристику как бы из «летописания греческого» и приняли русские летописи, славившие Рюриковичей. Земля русская стала прозываться со времен императора Михаила Ш, при котором и были русские походы 842 – 860 гг. на Византию. Но еще до этого в 837 г. византийцы помогли хазарам построить крепость Саркел, которая блокировала «русский путь» по Дону (Святослав в 965 г. взял крепость и вернул Руси контроль над Приазовьем). Византия вновь усилила христианизацию Руси. И тот же Фотий в своем обращении к восточным церквям заявлял:

«Не только болгары обратились к христианству, но и тот народ, о котором много и часто говорится и который превосходит других грубостью и зверством, так называемые то-рос. Поработив соседние народы и через то чрезмерно возгордившись, они подняли руку на Ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой содержались, на чистое христианское учение...». 

Так чего же не указывать христианизацию Руси хотя бы с 860 г., хотя она существовала в Скифии со времен Андрея и иных апостолов ?! Да и язычество – всего лишь  «эллинская и безбожная веру». А сколько достижений мировой цивилизации эта веры дала ?!

Вот отрывок из 13-го послания патриарха Фотия, адресованного Антонию, архиепископу Боспора, резиденция которого находилась в Керчи (в округе русского Тмутараканского княжества).

«Некогда Скифский Понт был Аксинским (негостеприимным), потому что там, страшно сказать, пожирали явившихся туда пришельцев. Милезийцы (жители Милета около 26 веков назад) переделали его в Евксинскии (гостеприимный), внеся в него человечность и гражданственность и выведя из него зверство и варварство. Теперь благодаря трудам твоим и твоих сподвижников, поднятым в борьбе за умножение здесь служения Богу, он может называться не только гостеприимным, но и благочестивым, каким он и есть. Можешь понять, какою радостью и утехой полна душа моя, когда пишу это тебе! Если еще и иудеев, там живущих, ты, как пишешь, пленишь в послушание Христу и от тьмы и буквы приведешь к познанию благодати, то я от всей души буду приветствовать плоды таких прекрасных надежд, какие я всегда питал относительно тебя». 

Иудеи здесь были, но решающей роли на Руси пока не играли. Надо было крестить именно русов как «народ, о котором много и часто говорится и который превосходит других грубостью и зверством». Грубы, пардон, и звереем, видя несправедливости земные и небесные.

Рюриковичи за века и утвердили на Руси антиэллинские веры, особенно христианство. В ответ благодарные церковные летописцы стали упорно вести рождение Руси от них, вымарывать все прошлое скифов-нехристей. Эта версия была принята рускими императорами – вплоть до Николая Второго чистопородными германцами. Время создания Русского государства, определенное Повестью временных лет (862 г.), считалось для масонской элиты настолько важным, что, согласно высочайшему повелению, историкам запрещалось ставить эту дату под сомнение (Соловьев, «Мои записки», с. 122).

А напомним суть вышеизложенного, что не стоит спешить принимать на веру. Имя наша Русь (версий пояснений ононима десятки) якобы получила от ивритского слова  -  (чтение с конца). А оно со времен Маккавеев ( иудейских Молотовых, что около 22 веков назад против потомков Александра Македонского) относилось к эллинизированным евреям, отвергающим иудаизм. Нехристям однако.

Следует отметить, что иудизация элиты Руси и интерес к иудаизму в стране не ограничивался еврейской историей и Ветхим заветом. Существенное влияние Талмуда и агадических сказаний на древние русские письменные источники показано в работах Бараца В работах Берендса и Эйслера приводятся веские соображения в пользу того, что распространенный на Руси перевод книги Иосифа Флавия «Иудейская война» («Пленение Ерусалима» - по русским спискам, где страной Роса признавалась Скифия) был сделан не с греческого, а с арамейского оригинала, в пользу чего свидетельствует и само название перевода. Русская версия не содержит большого количества позднейших прохристианских вставок, которые имеются в греческом тексте, а политическая направленность ее носит ярко выраженный проеврейский характер. Если согласиться с противниками выводов Эйслера и его последователей и принять, что перевод был сделан с греческого, то следует признать, что текст подвергся редакции, приблизившей его к дохристианской версии Иосифа Флавия с усилением еврейского акцента .

Элита русского общества (включая и новгородскую), так интересовавшаяся еврейской историей и иудаизмом, сделала попытку в конце XV в. обратиться к иудаизму (как в УШ в. элита Хазарии). «Ересь жидовствующих» охватила верхушку духовенства и образованную часть общества, а также семью царя. «Жидовствующий» протопоп Софийского собора Новгорода Гавриил был назначен Иваном III протопопом Успенского собора Москвы. Поп Алексей - священником Архангельского собора Москвы. Не чужды ереси были великий князь Федор Курицын, а также крестовые дьяки Истома, Сверчок и др. В движении участвовали еврейские купцы из царской свиты, литовские евреи и евреи юга. По времени ересь совпала с движениями протестантов в Европе. И об этом в одной из своих последних работ подробно рассказал академик Б.А.Рыбаков – ревнитель многотысячелетних глубин отечественной истории.