Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры политики   
Энциклопедический Фонд   
Энциклопедия   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Брокгауз и Ефрон   
Контакты:
Тел. (812) 312-18-56,
Факс: (812) 312-50-97
E-mail:
Адрес редакциии:
191186, Санкт-Петербург,
Конюшенный пер. д. 1
E-mail: [email protected]
[email protected]
НАУЧНЫЕ ВЕРСИИ

    ШЕСТОЙ КАНАЛ
    Энергоинформационная Модель Театра (ЭМТ)
     Что такое Театр. Какой характер несет посылаемое им известие. Что такое Театральная коммуникация. О том, что такое Театр, великие умы пишут труды более 2500 лет. Я занимаюсь поиском свойства театральной коммуникации. Корни театра находятся в ритуалах и культовых обрядах. В те давние времена часто целью участников действия было погружение в транс. Сейчас западный театр имеет две стороны: исполнители и зрители. При этом зрители играют пассивную роль, они только принимают информацию. Мастера западного театра, начиная с Гоголя, пытаются отыскать средства передачи вести публике глубже и сильнее, чем на это способны слова и пластика. Во все времена в театре есть актеры, чья информативная аура так сильна, что выходя на сцену, они будто заключают публику в свои объятия. С их появлением кажется, что, будто уменьшилось театральное помещение, и зрители придвинулись ближе к исполнителю. Мы говорим в связи с этим феноменом; "сценическое излучение" или "сценическая радиация".
     В Древней Греции знали понятие "катарсис", под которым подразумевали очищение. Речь идет о состоянии очищения духа, которое достигается при помощи особенного действа. Целью является возвращение внутренней гармонии, без которой человек не может быть здоров. Пифагор в 500-х годах до н.э. рекомендовал для достижения катарсиса музыку, Гераклид - огонь. Платон считал, что катарсис - это освобождение души от тела, страсть и удовольствие. Лично я, выстраивая перфомансы, создаю психологическое и эмоциональное состояния, предназначенные для публики и исполнителей. Процесс собственной работы, я характеризую как состояние "творческой медитации". В последние годы я заметила, что писатели многих стран используют слово streaming (течь, литься), характеризуя повышенную активность какого-либо дела. Все художественные натуры знают это состояние, хотя его описание и меняется в каждом определении. Речь идет об измененном состоянии сознания. Его можно распознать при помощи измерения энцефалограммы мозга, или другими более трудными способами. Состояние статуса публики можно фиксировать такими же методами. Состояние энергии принимающего можно выявить путем Кирлиан-измерения или при помощи метода, названного "Биорезонансом". Я проводила измерения в основном методом Кирлиан, начиная с 1995 года. Предметом измерения было изменение энергетических состояний, как актеров, так и зрителей во время театрального представления. Первые результаты я представила в апреле 1996 года на проходившей в Хельсинки международной конференции по Био-электрографии. После этого измерения продолжались на протяжении восьми лет, но уже другими приборами, найденными для фиксации энергетического статуса и статуса сознаний. Изучение этого вопроса заставило меня более глубоко исследовать различные пределы таких явлений как КАТАРСИС и ХАРИЗМА.
     В исследовании театральной информации абсолютно не важно оценивать точность измерительных приборов и индикаторов, мы не измеряем саму энергоинформацию, мы фиксируем эффект данной информации на принимающего.
    Западным людям требуется тип мышления и естественнонаучные доказательства для принятия новых идей и их дальнейшего продвижения. Поэтому я систематизировала все вышеизложенное и создала модель театра, основанную на современной науке и эзотерике. В этой модели принимаются во внимание тенденции, которые все предшествующие театральные поколения пытались собрать вместе. Я привнесла в модель понятие "Шестой Канал", канал человеческой коммуникации, который не основан на наших традиционных ощущениях, наших пять чувствствах. Основываясь на восточной эзотерике и науке, я применила название "энергоинформация" для спецификации воздействия, которое передается Шестым Каналом. В физике иногда это называют пятой силой или пятым взаимодействием.
     Для художников существование этого канала, само собой разумеется. Например, известный актер Клаус Кински рассказывал в своих воспоминаниях, что он способен передать свои эмоции зрителю, даже надев на лицо классическую маску и находясь в статичном состоянии; бездействуя. И действительно, не видя его лица, публика точно знала, плачет он или смеется. Искусство танца знаменитой Айседоры Дункан вызывало галлюцинации. Многие говорили, что видели собственными глазами у Айседоры французский флаг во время исполнения танца "Марсельеза". Флага в реальности никогда не было Я использовала для моей модели название "Энергоинформационная модель театра" (ЭМТ). Таким образом, мне хочется показать связь с новой наукой, которая имеет название Биоэнергоинформатика. Это новое ответвление науки соединяет теоретическую физику, механику, науку о информации и психологию. Моя модель универсальна, ее можно ограничить или адаптировать под различные другие коммуникации. Я подвергала испытанию ее дееспособность, ставя и показывая перфомансы с моей театральной группой Интерактивный "Театр Нимф", начиная с 1992 года.
     Во время исследования я также измеряла изменения состояния сознания актеров и брала у них интервью на эту тему. Помимо актеров, брала "с улицы" людей без опыта выступления на сцене, выстраивала с ними перфомансы и выпускала на сцену. Все без исключения во время выступления достигали состояния легкого катарсиса. Таким образом, я пыталась понять, может ли театр использовать в качестве терапии, подобно психодраме или социальной драме. Я заметила, что для непрофессионалов выход на сцену - всегда терапия. Доктор технических наук, академик РАЕН, профессор Г.Н. Дульнев сказал: "Особенно представляется роль Человека в мироздании, как своего рода переходного состояния от биологической к информационной сущности". Эти слова подтверждают то, что коммуникация между людьми ныне очень меняется. Вербальные и визуальные отношения все более переходят на уровень эмоциональных. Люди желают все больше такого рода коммуникаций и впечатлений. Понятно, что результат такого уровня отношений можно получить не только в театре. Пример таких впечатлений, нужных сегодня, виден в магазинах и ресторанах, имеющих свой стиль и имидж, как Мак Дональс. В них присутствует свой театр. Люди сервиса играют свои роли. Таким образом, решается очень важный и желаемый всеми аспект активного творчества.
     В период исследования особое внимание я уделяла явлениям катарсиса и сценического излучения, последнее из которых близко связано с явлением, которое мы называем ХАРИЗМА. Понятие харизма привело к более расширенным исследованиям, в результате которых я создала "Метод открытия и развития харизмы".
    Энергоинформационная модель театра (ЭМТ)
     Режиссер, работая с пьесой, создает спектакль, т.е. делает информацию организованной. Следовательно, театральная весть - это организованная режиссером информация. В современной форме информация состоит из визуального, слухового и энергоинформационного компонента. Иногда она содержит и компоненты, влияющие на обоняние, осязание и вкус. (Энергоинформационная модель театра представлен на схеме.).
     Визуальный компонент театральной вести (1) состоит из сценической композиции и художественного оформления, пластических решений актерской игры, а также из таких визуальных эффектов, как свет, цвет, дым, видеоряд, кинематографические и слайдовые проекции, и т.д. Аудиальный компонент (2) включает всю звуковую информацию спектакля: диалоги, музыку и звуковые эффекты. Компонент обоняния (3): в театрах используются разновидности дыма и курений. С помощью запаха, также как и с помощью других эффектов следует стремиться к художественному результату и другим целям целостного восприятия.
     Компонент осязания(4) применяется, прежде всего, в связи с "театральной ролевой игрой", значение которой в терапии все возрастает. Осязание можно использовать в театральных выступлениях как активизатор, например, так, что зрители следят за выступлением из плавательного бассейна. Тогда все тело будет подключено к элементу другого типа. Также инфразвук, звучание которого ниже частоты области слышимости, можно в принципе использовать для возникновения ощущений и чувств. Вкусовой компонент (5) в театре используется очень мало, хотя его устройство является весьма легким. Руководимая мною группа "Театр Нимф" сделала свою версию классической темы "Саломея". Действие вокруг фонтана происходило в арабском ресторане в Санкт-Петербурге. Все посетители как бы были приглашены на пиршество царя Ирода и реально наслаждались восточными угощениями. По окончании спектакля зрители отмечали, что вкусовой эффект сделал само представление настолько реалистичным, что создалось полное впечатление того, что они были гостями властелина, жившего 2000 лет назад.
     Энергоинформационный компонент (6), ШЕСТОЙ КАНАЛ, формируется в человеческом теле в двух энергетических центрах или чакрах. Моя гипотеза основана на йоге. Энергии разных центров, пройдя по вертикальному силовому потоку, выходят через сердечный и горловой центры выступающего (Чакры 4 и 5) Именно этот компонент сильно влияет на чувства и энергетическое состояние публики. Актер подключается к нужной волне публики путем интерактивности и выходит на коммуникацию эмоционального уровня.
     Энергоинформационное состояние публики возвращается к актеру как энергетический заряд из зрительного зала. Воспринимает выступающий его через центры воли и сексуальности (чакры 2 Свадхистана и 3 Манипура). Энергоинформационное состояние зрительного зала может разрядиться в позитивном варианте бурными аплодисментами, криками "браво" и цветами, в негативном варианте - тухлыми яйцами и помидорами, летящими на сцену. В каждом из двух вариантов интерактивная коммуникация между актером и публикой произошла.
     Актеры и практически все, выступающие на публике, нуждаются в специальном тренинге, для сохранения энергетического баланса внутри себя, так называемый самоконтроль жизненной гармонии. Есть много примеров прошлого и настоящего о том, как творческие личности быстро сжигали себя: Вольфганг Моцарт, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Курт Кобайн, Элвис Пресли и т.д. Если рассматривать их коммуникацию через Шестой канал, то становиться очевидным, что они теряли баланс на уровне Возврата. Мною создан "Метод работы актеров с Шестым Каналом". Курсы проводятся не только для актеров, но и для, учителей, бизнесменов, политиков и для всех кто нуждается в более глубоком познании холистичной человеческой коммуникации и применении этих знаний в жизни.
Иллюстрации
Виктория Рябухина - театральный режиссер, психолог, исследователь.
Обучает холистичной человеческой коммуникации.
Автор книг: "Российская модерн эннеаграмма" и "Шестой Канал- энергоинформация в науке, искусстве и повседневной жизни".