ХАРИЗМА
Когда заходит речь о харизме, многим на ум приходит Че Гивара Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Ленин или Сталин, энергично говорящие на митинге со стотысячной толпой, орущей "ура!". Картина верная, но она показывает лишь хай топ, кульминацию явления. Харизма как явление содержит много слоев и имеет много разных форм. И также как у других психологических методов коммуникации, ее значение в обществе все более возрастает, а ее сознательное использование распространяется все шире. Современное общество стремиться найти харизматичных людей не только на трибуне, но и в практической жизни. Уже при беглом рассмотрении можно обнаружить, что история знает различные типы харизматичных личностей: лидеры религий отличаются от супер звезд эстрады, да и в политике есть разные типы харизматичных людей. Поэтому необходимо понять, что вообще имеют в виду под харизмой и харизматической личностью. Для себя я сформулировала так: "под харизмой подразумевают способность объединять людей в круг своего влияния узами эмоциональной связи так, что они подчиняются и начинают следовать воле харизматичной личности и стремиться к указанной ею цели".
С точки зрения феномена, не имеет значения, обращается тот, о ком идет речь, к гигантской толпе, нескольким людям, или к одному единственному человеку. Важно то, что харизматичная личность способна воздействовать на подсознание людей эмоциональной и символической вестью. Шестой канал человеческой коммуникации играет в этом решающую роль.
Харизматичная личность имеет желание использовать подобную весть. Без желания способности ограничиваются шармом, или, иначе, сильной информативной аурой. Я знала многих, кто мог бы вырасти до харизматичной персоны, но они не опознали свой собственный талант, или не захотели его использовать. Ощущение реализованности у харизматичных персон - лидеров, вознаграждением является "обратная связь", которую они получают от группы последователей. Один из самых харизматичных личностей в истории религии - Иисус имел такое вознаграждение от двенадцати апостолов. Актеры эту обратную связь получают от поклонников. Стало быть, по природе своей это вопросы нарциссцизма и власти. К счастью, часто они совмещаются с благородными и возвышенными целями. Харизму можно сравнить с оружием, направление применения которого показывает, полезно оно или вредно.
Социолог Макс Вебер в начале XX века исследовал харизму, рассматривая ее, с точки зрения власти, а харизматичную деятельность - сквозь призму мировой религии, на фоне народных вождей, считавшихся пророками и "мессиями". Он считал, что крупные харизматические личности ушли со сцены истории, и сожалел, что подобные способности применяются лишь в маленьких группах или между отдельными личностями. Вебер умер в 1920 году и не смог увидеть Гитлера, Сталина, Мао Дзе Дуна, Махатму Ганди, Джуана Перона, Эвиту Перона, Джона Кеннеди, Рональда Рейгана и многих других, живших после него вождей, которых можно охарактеризовать как харизматичных. Религиозные движения с харизматичными руководителями тоже после Вебера росли, как грибы после дождя.
Вебер, естественно, не мог предвосхитить появления телевидения и его влияния, способствовавшего подъему нового типа харизматических способностей. Телевизор изменил форму вести, посылаемой харизматичной личностью. Теперь за ней можно следить дома, в интимной обстановке, без энергии толпы, усиливающей эмоциональное влияние. Когда на формирование вести воздействует разнообразная техника, и ее обрабатывают многие люди, сформированная весть может быть искажена. Проще говоря, можно создать картину не подлинной, а "виртуальной харизмы", в случае, если персона не имеет подобного таланта. И наоборот: уничтожить харизму у харизматичного человека. Говорят, что Ричард Никсоном в 60 -х годах проиграл на выборах Кеннеди по этой причине. Решающим оказалось интервью, показанное по ТВ, где Никсон выглядел как криминальный тип, небритым. Фокус заключался в том, что свет на его лицо направили снизу.
Создавая виртуальную харизму средствами техники нужно быть очень осторожным, т.к. при личном контакте с людьми или при небрежном манипулировании с телевизионной вестью, подобная виртуальная харизма беспощадно улетучивается. Тогда все, словно пробужденные криком мальчугана из сказки, обнаруживают, что "король-то голый". В области политики такое временами случается. Упомянутое Вебером использование харизмы в маленьких группах или между отдельными личностями сегодня актуальнее, чем прежде. В нашем обществе таких ситуаций как переговоры, совещания, деловые встречи в изобилии. На них специалисты своей области оценивают друг друга с позиций доверия и деловых качеств. В этих случаях харизма очень помогает. Она открывает дорогу взаимопонимания и помогает избежать конфликтов. Харизматические способности и умения требуются и в терапевтических случаях. Для пациента лучше, если у лечащего врача или психотерапевта присутствует подобный талант.
Харизматические способности необходимы и в области искусства. В моей книге "Шестой Канал - энергоинформация в науке, искусстве и человеческой коммуникации" я рассматриваю понятие "сценическом излучение", под которым подразумеваю энергоинформационную коммуникацию исполнителя. Именно здесь скрывается ключ харизматичного воздействия.
Виктория Рябухина 2002
|