 |
|
 |
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС. |
|
|
|
 |
 |
 |
 |
Братство Союзных Конвоев |
Капитан 1 ранга С. Апрелев
Конвой - специальное формирование транспортных судов и кораблей охранения, создаваемое для безопасности морских перевозок.
Конвои широко практиковались со времен Первой мировой и хорошо себя зарекомендовали, позволив значительно снизить потери, особенно при массированном воздействии авиации и подводных лодок. |
Дервиш - по-персидски означает нищий, бродяга. Так называли братьев-монахов, почитаемых на Востоке за умение исцелить болезнь и предсказать судьбу. Какое отношение это имеет к нашей теме? Самое непосредственное! Ведь первая морская операция по доставке военных грузов в Советский Союз во Второй мировой войне получила в британском Адмиралтействе кодовое обозначение "Дервиш". Тогда, в августе 1941-го вряд ли кто-то предполагал, что этим будет положено начало другому братству - Братству Полярных Конвоев.
Две тысячи миль, а значит меньше двух недель, занимал переход арктических союзных конвоев из портов Британии и Исландии до Мурманска или Архангельска. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, буквально нашпигованные германскими подводными лодками. А постоянная угроза с воздуха! Максимум полчаса требовалось самолетам Люфтваффе, чтобы подняться с аэродромов Северной Норвегии и нанести свой смертельный удар. Недаром в процентном отношении потери союзных моряков здесь превышали потери Атлантических конвоев почти в восемь раз!
Неудивительно, что наши союзники именовали эти походы не иначе как "холодный угол ада". Тем не менее, этот путь в Советский Союз был не только опасным, но и самым коротким, а в критический период войны фактор времени был важен для нас как никогда.
Вслед за "Дервишем" отправилась целая серия конвоев под кодовым обозначением - на восток "PQ" u "QP"-обратно. Однако по большому счету их путь начинался не в Исландии и не на Британских островах. Едва ли не главным портом, где сосредотачивалась основная масса стратегических грузов, был канадский Галифакс. В память об этом здесь, на вечной стоянке установлен корвет канадских королевских ВМС "Сэквилл" - последний из тысячи корветов типа "Флауэр". "Рабочие лошадки" конвойной эпопеи - эти утлые суденышки стали главными защитниками союзных моряков.
Уроженцы Новой Шотландии - прирожденные моряки. Когда-то ушел на корабль и отец Джо Норриса, с которым меня столкнула судьба на съемочной площадке голливудского блокбастера "К-19".
"Я был вторым сыном в семье матроса Сэмюэля Норриса, - вспоминает Джо. - Помню рассказы отца о его плаваниях через океан. О холоде и лишениях. Когда он умер, я был еще мал, а ведь ему шел всего 41-й год! Мать до сих пор говорит, что его здоровье подорвали Русские конвои"...
Ленд-лиз и СССР
22 июня 1941 года. Германские армии вторглись на территорию СССР. Уже в полдень британское правительство предложило нам помощь. Четыре дня спустя в Москву прибывают британские военная и экономическая миссии, положив начало активному сотрудничеству. Решено направить в район Кольского полуострова британские силы для поддержки Северного флота и его авиации. А уже в июле на базах флота появились английские корабли и подводные лодки.
Реакция США на вторжение Германии была не столь однозначной. Большинство американцев было категорически против помощи Советскому Союзу. Однако президент Рузвельт уже 24 июня заявил о поддержке СССР, предложив помощь, "которую тот запросит". А 30 июня на стол госсекретаря США легла первая заявка на 6000 самолетов, 20000 зениток, 50000 тонн тротила, а также заводского оборудования на общую сумму около миллиарда долларов. Америка оказалась в трудном положении, так как была просто не в состоянии удовлетворить заявку, не ущемив к тому же интересов Британии. Не было также никакой уверенности, что русские продержатся до октября; немцы уже достигли берегов Днепра. Союзники сошлись в одном, что "русский фронт" сейчас, несомненно, главный. Посетив в конце июля Советский Союз и встретившись со Сталиным, посланник президента США Гарри Гопкинс телеграфировал Рузвельту: "Я очень уверен в отношении этого фронта... Здесь безграничная решимость победить". В тот же день американский президент потребовал от кабинета скорейшего выполнения советских заказов.
Проблема доставки грузов стала одной из главных. Существовало несколько путей. Наиболее известен самый короткий, но и самый опасный - путь северных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск через Атлантику, и полярные моря. Но, тем не менее, добрая половина всех ленд-лизовских грузов прошла через Тихий океан. Там не было конвоев, и суда шли поодиночке - "капельным методом". Первые военные грузы отправились из Америки уже в июне 1941-го. В этой эпопее участвовало около 300 судов Дальневосточного морского пароходства и Дальстроя НКВД. В одном лишь Владивостокском порту было обработано вдвое больше грузов, чем в Архангельске и Мурманске вместе взятых. Несмотря на то, что вплоть до августа 1945-го СССР строго придерживался нейтралитета в американо-японском конфликте, японцы 178 раз задерживали советские суда. В некоторых случаях - на несколько часов, но чаще - на несколько месяцев. А подводная лодка "Л-16" и 27 наших судов и вовсе погибли. Причем семь транспортов были потоплены... американскими субмаринами...
Самым крупным недостатком тихоокеанского маршрута была его удаленность от фронта. Несколько ближе проходил южный путь - через Иран. Его удобство определялось также близостью к нефтепромыслам и относительно благоприятными условиями для транспортных потоков. Препятствием могло стать пронацистское правительство Ирана. Страна была буквально наводнена германской агентурой. 25 августа 1941 года, подкрепив свои намерения бомбардировкой Тегерана, СССР и Великобритания ввели на территорию Ирана свои войска. Недостатками "персидского коридора" оставались низкая пропускная способность портов и единственной трансиранской железной дороги. Для переброски грузов автомобильным транспортом потребовалось не только завезти сюда сотни грузовиков, но и капитально отремонтировать покрытие многих километров дорог. Чтобы преодолеть расстояние от американского побережья до Басры судам требовалось более двух месяцев, а значительная часть тоннажа уходила под топливо. Тем не менее, до четверти всех союзнических поставок в Советский Союз проследовало именно этим путем.
Отдельного рассказа достойна и эпопея перегона американских самолетов в СССР. Африканский маршрут и, конечно же, легендарный АЛСИБ, по которому тысячи боевых машин, пилотируемых советскими летчиками, проследовали из Аляски в Сибирь.
А кто-нибудь задумывался над тем, что означало спланировать массовые поставки таких разных грузов как продукты, резина, химикаты, самолеты и автомобили? Их надо было произвести, погрузить и доставить таким образом, чтобы в советском порту сразу же пустить в дело. Цепи поставок брали свое начало не в Исландии, где формировались конвои и даже не в портах США. Некоторые начинались в Аргентине, обращаясь в знаменитую тушенку, из Чили шли нитраты, становившиеся затем взрывчаткой, а из Малайи, несмотря на японскую оккупацию, в США всю войну поступал каучук - основа для автопокрышек. Все начиналось где-нибудь в Бразилии, на Тринидаде, в Чарльстоне, Вальпараисо, Галифаксе, Нью-Йорке и множестве других портов, больших и маленьких, секретных и не очень, из которых грузы отправлялись. Это стало высшим достижением логистики - науки, позволившей не только произвести все необходимое, но и доставить по назначению, причем, в условиях активного противодействия врага.
Необходимость в обороне конвоев зачастую возникала задолго до их встречи с вражескими подлодками и авиацией. Опасаясь саботажа со стороны докеров итальянского происхождения, представители разведки ВМС США своевременно вспомнили о том, что профсоюзами руководит мафия. Босс "коза ностры" Лаки (Счастливчик) Лючано по счастливой случайности отбывал в то время длительный срок заключения в одной из нью-йоркских тюрем. Там его и посетила делегация доверенных лиц флотской разведки. В обмен на гарантии освобождения, Лучано пообещал исключить забастовки и саботаж вплоть до самой победы. Гангстер сдержал слово, а погрузка многочисленных судов, образовавших впоследствии конвои, была застрахована от многих неприятностей...
Со школьных лет мы усвоили, что военная и экономическая помощь наших западных союзников в ходе войны не превысила 4% продукции отечественной промышленности. Стоит ли заострять внимание на такой мелочи? Разумеется, если не замечать, что в этих скромных процентах скрыты: каждый шестой истребитель и каждый пятый бомбардировщик Красной Армии, 2/3 всех грузовиков на фронтах и в тылу, свыше пятисот боевых кораблей, практически вся корабельная радиолокация и гидроакустика... А локомотивы, тысячи железнодорожных вагонов, по сути дела, предотвратившие транспортный паралич, не говоря уже об огромном количестве заводского оборудования, медикаментов и обмундирования...
Все эти грузы не свалились с неба на причалы наших портов. Тысячи людей из разных стран должны были доставить их к нам, это была тяжелая работа, ведь зачастую платой за нее становилась жизнь. Тысячи моряков нашли свой последний приют в студеных водах полярных морей.
Можно спорить по поводу боевых качеств каких-то образцов поставленной техники. Можно иронизировать по поводу знаменитой тушенки, прозванной у нас "вторым фронтом", которой, кстати, американцы действительно не рисковали кормить своих солдат. Но ради исторической справедливости всё же обратим внимание на масштабы союзнических поставок и условия, в которых они проводились. Это была поистине гигантская по своим масштабам машина. Представьте, сколько коровьих туш было необходимо доставить из Аргентины в США для изготовления запасов пресловутой тушенки, достаточных чтобы прокормить десятимиллионную армию (таковы объемы поставок в СССР!), и сколько кораблей и судов было задействовано в этом процессе?
Борьба ожесточается
Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло, борьба с ними превратилась в приоритетную цель, как Военно-морских сил, так и Люфтваффе. На счету германских подводных лодок, действовавших по принципу "волчьей стаи", добрая половина всех потопленных конвойных судов. Остальные стали жертвой самолетов Люфтваффе, число которых на аэродромах Северной Норвегии порой превышало цифру 300, а подлетное время до целей порой составляло всего 10-20 минут. Ведь зимой кромка плавучих льдов не позволяла судам удаляться от враждебного берега более чем на 400 километров, а летом - в полярный день, лишь туман мог уберечь их от всевидящего ока самолетов-разведчиков. С обнаружением конвоя налеты вражеской авиации следовали один за другим. Массово и с убийственной методичностью.
(…эскадрилья капитана Хайо Херманна атакует конвой PQ-17) Наличие в трюмах транспортов таких грузов как высокооктановый бензин или динамит вряд ли добавляли спокойствия их экипажам, которые прекрасно знали, на что шли.
Прямое попадание торпеды в американский транспорт боеприпасов "Мэри Лакенбах" из состава конвоя PQ-18 вызвало взрыв такой силы, что единственный спасшийся моряк был отброшен взрывной волной на полмили. Впрочем, и сам виновник - германский торпедоносец "Хейнкель -115" недалеко ушел, буквально развалившись на части в воздухе. Жертвами фашистов в полярных морях стало более ста кораблей и судов, что составило почти 6% от их общего числа.
Однако общим врагом для всех сторон оставалась погода, которая в Заполярье редко бывает хорошей. Она заставляла людей постоянно находиться на пределе своих возможностей. Будь это предательский полярный день, длящийся в этих широтах целых четыре месяца, или полярная ночь, жестокое единоборство не утихало ни на минуту. Особенно незавидной была участь героических экипажей кораблей охранения. А каково было нашим крошечным морским охотникам, которые отважно выходили навстречу конвоям даже к острову Медвежий, где проходила граница советской зоны ответственности? А это означало почти тысячемильный поход.
При любых обстоятельствах, невзирая на потери, конвой был обязан идти вперед, не останавливаясь, однако, малым кораблям охранения удавалось многих спасти. Требовалась не только сноровка, но и быстрота, ведь даже летом температура воды здесь не превышает 8 градусов.
Перелом
Тем временем опытных германских подводников из-за растущих потерь оставалось все меньше, зато навыки и техническая оснащенность конвойных сил стремительно возрастали. Совершенная акустика, радиолокация, палубная авиация и мощное оружие, а главное - опыт моряков делали свое дело. И, несмотря на то, что к моменту капитуляции в норвежских базах насчитывалось около 220 германских подлодок, их успехи стали весьма ограниченными. Не помогли ни технические новинки, такие как применение акустических торпед и "шнорхеля", ни новая тактика - атака конвоев в прибрежных районах, на подходах к нашим портам. Подавляющее большинство судов достигало портов назначения.
Жестокие сражения в полярных морях не утихали до самого конца войны. Однако в 1944 г. ситуация окончательно изменилась в пользу союзников. К этому времени действия линкора "Тирпиц", вызывавшего постоянную головную боль Британского Адмиралтейства, отвечавшего за безопасность конвоев в целом, были скованы ударами английской авиации и сверхмалых подводных лодок. Превращенный в плавучую батарею "Тирпиц" отстаивался во фьордах вплоть до своей гибели в ноябре 1944-го. Годом раньше, в декабре 1943-го другой мощный германский линкор "Шарнхорст" был потоплен в бою с отрядом британских кораблей в бою у мыса Нордкап практически со всем экипажем.
Многолетнее сражение было выиграно совместными усилиями союзников, порой относившихся друг к другу с подозрением, но явивших, невзирая ни на что, высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма.
Особенности военного братства
В те времена моряки союзных флотов редко встречались друг с другом, однако и те немногие свидетельства, что остались, говорят о ростках настоящей флотской дружбы, которая могла возникнуть и закалиться только в горниле борьбы с сильным и коварным врагом. И наш долг остаться верными памяти отцов и дедов, которые сообща переломили хребет фашизму, как бы ни осложнялись отношения между бывшими союзниками впоследствии.
Hи для кого не секрет, что ещё в 1940 году отношения СССР с Германией были гораздо тесней и ближе, нежели с будущими союзниками. Пропустив по Северному морскому пути в сопровождении ледоколов: "Ленин", "Сталин" и "Каганович" германский рейдер "Комет", Советский Союз оказал воюющей Британии такую "услугу", которую та впоследствии долго не хотела забывать. В Кольском заливе и губе Западная Лица частенько укрывались от преследования англичан не только германские подводные лодки, но и знаменитый обладатель "Голубой ленты" Атлантики пассажирский лайнер "Бремен", на борту которого уже в ту пору находился плавучий центр фашистской разведки. Но это стало всего лишь проходным моментом в истории. Вскоре акценты в политике Советского Союза поменялись, ибо поменялись местами его союзники и противники.
Известно, что и в ходе совместной борьбы отношения между союзниками были далеко не однозначны. Что и неудивительно - ведь каждая из стран-участниц антигитлеровской коалиции, прежде всего, стремилась соблюсти собственные военно-стратегические интересы. Даже в тесных отношениях между США и Великобританией временами более прослеживался жесткий прагматизм, нежели братская любовь. В еще большей степени это касалось отношений СССР со своими западными соратниками. После нападения Германии на СССР Черчилль мгновенно оценил ситуацию, как спасительную для Британии, которая до этого сражалась с фашизмом в одиночку. Он первым предложил помощь Советскому Союзу, хотя его "любовь" к коммунизму была общеизвестна. Этого требовали национальные интересы. В СССР потекли грузы, в которых воюющая Англия нуждалась ничуть не меньше. Наступил черед Сталина, "считавшего потери Германии и Британии в одном столбце", пересмотреть свои взгляды. Впереди была долгая и кровопролитная борьба с общим врагом. Союзники нередко обменивались упреками. Чего стоил один только вопрос открытия второго фронта? Политика "периферийной войны", проводимая Британией, была направлена на сбережение людских и материальных ресурсов и предусматривала ведение боевых действий посредством блокады, бомбардировок, ограниченных десантных операций и т.п. Это объясняло затягивание с открытием второго фронта в Европе, а значит не могло не вызвать раздражения Сталина и недопонимания Рузвельта - ярого сторонника "прямой стратегии". Так или иначе, уже в июле 41-го в базах Северного флота появились английские военные корабли, а на мурманской земле британские моряки и летчики.
Отдельного рассказа заслуживает пребывание в 1944 году большой группы советских моряков в Великобритании для получения союзных кораблей в счет репараций после раздела итальянского флота. Линкор "Архангельск" (бывший британский "Ройал Соверин"), крейсер "Мурманск" (в прошлом - американский "Милуоки"), несколько эсминцев и подводных лодок значительно укрепили Северный флот.
В историю совместных действий союзников вписано немало славных страниц. Чего стоит, к примеру, одна только операция по устранению "постоянной головной боли Адмиралтейства" - германского линкора "Тирпиц". Ее успех был обусловлен не только мастерством английских летчиков, взлетевших с аэродрома Ягодник под Архангельском, но и советскими силами обеспечения.
Бывшие союзники продолжают встречаться, свято храня традиции военных лет. В 1991 году в Мурманске и в Архангельске впервые состоялись совместные торжества, посвященные юбилею первого союзного конвоя "Дервиш" или PQ-0. С успехом прошел и его 60-летний юбилей в 2001-м. К сожалению, сформировать символический конвой на этот раз не удалось. Количество топлива, отпускаемое кораблям российского флота, позволило выделить лишь один сторожевик. С британской стороны в морском параде принял участие фрегат "Кэмбелтаун". Зато высокое дипломатическое представительство отражало весь национальный спектр стран - участников антигитлеровской коалиции. А на сцене знаменитого Александринского театра состоялась премьера канадской оперы-реквиема "Конвой PQ-17".
Увы, все меньше ветеранов в состоянии участвовать в празднествах, посвященных их бессмертному подвигу. Прошлым летом в Великобритании с большой помпой был отмечен очередной юбилей победы в Битве за Атлантику. По своей сути это было великое сражение по защите конвоев. В ходе юбилея официально прозвучало, что этот юбилей - последний, поскольку самому молодому ветерану-участнику конвойных операций уже далеко за 80! Как ни печально, но это факт.
Молодость души
Однако многие из них все еще сохраняют боевой задор, активно разрушая преждевременные слухи об утрате активной жизненной позиции. Несколько слов лишь о некоторых из них.
Капитан 1 ранга в отставке Сергеев Константин Михайлович. Бывший инженер-механик легендарной подводной лодки "К-21". Той самой, что под командованием капитана 2 ранга Н.А. Лунина атаковала германский линкор "Тирпиц". На Северный флот Сергеев попал по окончании Сталинградской битвы, весь период которой провоевал дивизионным механиком на катерных тральщиках. В 1999 году вышла в свет его книга о боевых походах "К-21". Проживает в Санкт-Петербурге. Член президиума общественной организации "Полярный конвой".
Почетный полярник - Валентин Валентинович Дремлюг. В 1942-м по окончании Гидрографического института Севморпути был направлен в штаб И.Д. Папанина и назначен океанологом на гидрографическое судно "Мурманец". По сути дела это был обычный парусно-моторный бот норвежской постройки 1898 года водоизмещением всего 200 тонн. Но именно он поднял из воды и спас 147 союзных моряков с потопленных судов конвоя PQ-17 у побережья Новой Земли. "Мурманцу" отчаянно везло. Он трижды избежал встречи с германским рейдером "Адмирал Шеер", а значит и судьбы ледокольного парохода "А.Сибиряков". Трижды германские подлодки, атаковавшие наши полярные станции на острове Уединения и мысе Желания могли уничтожить отважный бот, но он уцелел. Может быть от того, что им командовал опытнейший капитан П.И. Котцов, знавший, когда вступать в бой, а когда скрываться во льдах...
Прасковья Александровна Гуляева - в годы войны служила в штабе Северного флота Ее первый муж - офицер эскадренного миноносца "Володарский" погиб вместе с кораблем во время трагического "Таллинского перехода" в августе 1941-го. Эвакуация, проходившая уже под бомбами, занесла молодую женщину в город Данилов, откуда она сразу же ушла добровольцем на флот. Разве могла принять иное решение она - пилот ОСОАВИАХИМА и отважная парашютистка? Ее рассказы о повседневных встречах с героями - североморцами удивительно интересны. Судя по фотографиям военных лет, и сама она была необыкновенно хороша собой. Как-то раз командир одного из союзных конвоев - британский адмирал - даже предложил ей "руку и сердце"... через переводчика в кабинете командующего. Здесь же, через того же переводчика он получил свой отказ... Второй раз она вышла замуж только после войны, за подводника, ставшего пионером атомного флота - Героя Советского Союза И.И. Гуляева...
В Северодвинске живет еще одна замечательная женщина. Это - Евдокия Павловна Ночвина, Герой Социалистического труда и легенда "Севмашпредприятия", которому отдала 43 года своей жизни. Мастер высочайшей квалификации, она не только стояла у колыбели отечественного атомного ракетоносного флота, но и внесла весомый вклад в дело победы над врагом. Хрупкой 17-летней девчушкой, успев повоевать на Карельском фронте, она пришла на молотовский завод № 420 - будущий "Севмаш", быстро освоила профессию сварщика, и может по праву считаться ветераном Полярных конвоев. Сколько союзных кораблей, пройдя через умелые руки ее бригады, вернулось в строй.
Помнит ее и британский ветеран, а в годы войны лейтенант Раймонд Болл. "Здорово работала Дуся, не каждому мужчине по плечу!"
В годы войны ему довелось побывать в СССР дважды. Лейтенант Болл служил командиром турбинной группы на крейсере "Тринидад". "Шли в охранении конвоя PQ.13, - вспоминает он, - кинули жребий с моим другом кому идти на нижнюю вахту в отсек N. Выпало ему. Именно в эту ночь, отражaя атаки германских эсминцев, крейсер "Тринидад" стал жертвой... собственной торпеды. По горькой иронии она угодила как раз в злополучный отсек. Друг погиб. Судьба... Немного подремонтировались в Мурманске. А 15 мая 1942-го на переходе в Штаты налетели "гунны" (по-нашему "фрицы" - С.А.). Начался жуткий пожар. Командир приказал покинуть корабль, а наш эсминец "Мэтчлесс" добил крейсер торпедами...".
На очередную встречу с боевыми друзьями Раймонд Болл приехал вместе с внуком. Чудесный парень.
Частый гость в России и Гордон Лонг - секретарь лондонской секции британского клуба "Русский Конвой", участник, так называемых "капельных" рейсов на борту транспорта "Эмпайр Скотт". В таких походах суда шли без охранения. А значит, и потери оказывались значительней.
"Из 13 транспортов, вышедших из Англии летом 1942 года, три возвратились сразу. Пять погибло в пути. Мы, да ещё четыре судна добрались до России. Все отправились в Архангельск, а "Скотт" разгружался в Мурманске. Жуткое впечатление. Скалы со следами снега в июле! Трубы сожженных домов там, где когда-то был город, и беспрерывные воздушные налеты... Уже 30 декабря отправились домой в составе конвоя RA.51. На "Эмпайр Скотт" расположился штаб коммодора конвоя, что однако не помешало нам 11 января того же года благополучно бросить якорь в Лох-Ю...(Шотландия)".
Такой вот ветеранский юмор... Несмотря на солидный возраст, Гордон остается главным координатором международных связей своего клуба.
Картина войны будет неполной, если лишить слова бывших противников. Правда, применить этот эпитет к профессору Францу Зелингеру не так-то просто. Настолько мирно и уютно выглядит этот крепкий старик. В годы войны - ведущий инженер фирм "Дорнье" и "Сименс" он внес весомый вклад в создание первых противокорабельных ракет, успешно опробованных немцами в Бискайском заливе на кораблях союзников. Летом 44-го судьба закинула будущего профессора на Землю Александры в архипелаге Земли Франца Иосифа. Там находилась германская метеостанция, снабжавшая Кригсмарине информацией целых полтора года, пока персонал, уставший от консервов, не отведал свежатины. Два белых медведя подорвались на минном поле, которым немцы окружили станцию. Восемь человек из десяти заболели трихинозом. Станцию пришлось эвакуировать. Прилетев на борту спасательного "хейнкеля", Зелингер не на шутку "заболел" Арктикой. С тех пор он занимается историей войны в Заполярье и, в частности, германскими метеостанциями, сеть которых тогда раскинулась от канадского Лабрадора до мыса Желания на советской Новой Земле...
К счастью настоящих ветеранов еще достаточно много. Встреча с каждым из них способна вдохновить, как минимум, на создание фильма или большого исторического романа. Увы, надо спешить... Все чаще старые моряки отправляются в своё последнее, самое долгое плавание...
Тем временем, впереди очередная дата. В этом году исполняется 60-лет со дня прибытия последнего союзного конвоя в СССР! Дай бог здоровья нашим старикам!
2005 год будет ознаменован и другим важным событием. Летом планируется повторная экспедиция к берегам Новой Земли, организуемая петербургской организацией "Полярный конвой". Международная экспедиция 2003 года, отправившаяся из Мурманска на борту гидрографического судна "Сенеж", уточнила местоположение, по крайней мере, двух из четырех погибших в этом районе судов конвоя PQ-17. Один из них - американский транспорт "Олопана" вез в Советский Союз танки. Попытка поднять несколько боевых машин, которым так и не было суждено попасть на поля сражений, будет предпринята предстоящей экспедицией. Несколько музеев боевой техники уже высказали свою заинтересованность в успехе предприятия. Пожелаем же ему удачи! Шанс на успех велик, поскольку, по словам руководителя экспедиции и вице-президента "Полярного конвоя" контр-адмирала Вячеслава Солодова, главком ВМФ обещал выделить на сей раз уже два специализированных судна со всеми видами обеспечения. Это ли не подтверждение важности задуманного?
Декабрь 2004 г.
Александр Городницкий
ПАМЯТИ КОНВОЯ PQ - 17
Аргумент в неоконченном споре
Злой сирены пронзительный вой
Для похода в студеное море
Корабли собирает конвой.
Им волна раскрывает объятья,
Им поют, провожая, гудки.
Это ваши друзья или братья, -
Помолитесь за них моряки.
Каждый твердо в судьбу свою верит.
Только знать никому не дано:
Кто вернется обратно на берег,
Кто уйдет на холодное дно.
Не дожить им до скорой победы
Ненадежной мечте вопреки.
Это ваши отцы или деды, -
Помолитесь за них моряки.
Вспомним тех, кто стоит у штурвала,
Чтоб погода нелетной была,
Чтобы бомба суда миновала,
И торпеда в пути обошла.
Отлетают их светлые души,
Словно чайки в полете легки.
Никому не добраться до суши, -
Помолитесь за них моряки.
Над водою, соленой от горя,
День полярный горит синевой.
Для похода в студеное море
Корабли собирает конвой.
Там грохочут салюты прибоя.
И намокшие тонут венки.
Это те, кто закрыл вас собою, -
Помолитесь за них моряки.
|
|
 |
 |
|