 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Энциклопедический Фонд |
 |
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
 |
Контакты:
Факс: (812) 700-99-31
E-mail: |
|
 |
|
|
|
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ |
 |
 |
 |
Следы Велеса (Волоса) |
4400 лет Словенску Великому и Руссе
Памяти Бориса Донатовича Ершевского
С известным новгородским археологом, памяти которого посвящена эта небольшая статья, мы были неплохо знакомы и считали себя учениками доктора исторических наук, профессора С.Н.Орлова. Нельзя сказать, что наши позиции совпадали. Но этот творческий человек старался видеть всю многотысячелетнюю историю Отечества, правда, склоняясь к индоиранству всех скифов и сарматов (Ершевский Б.Д. (в соавторстве). Народы СССР в древности. Учебные материалы по истории древнего мира и археологии для студентов 1 курса истор. Факультета /раздел "Скифы"/. Новгород, 1992.; Народы нашей страны в древности Учебные материалы по истории древнего мира и археологии для студентов 1 курса исторического факультета /раздел "Савроматы и сарматы"/ Новгород, 1992. Носов Е.Н., Ершевский Б.Д., Хвощинская Н.В. Продолжение исследований на поселении Прость под Новгородом. Археологические открытия 1999 г. и др.).
По моим ощущениям, чувствовал себя в окружающем «мире науки» (ученых в законе) он не очень уютно. Доминирующие в общественном сознании России «древнерусские средневековеды», демонстративно путая реальную научную древность (античность) со средневековьем , упорно противопоставляют Великую Скифь и Великую Русь. Хотя даже летописцы видели обилие связей между ними. Это подтверждают и сотни современных отечественных и зарубежных исследований.
…На нынешних гербах Великого Новгорода и Новгородской области стоят медведи – символы многотысячелетнего бога Велеса. Большая Власьевская (до переименования – Чернышевского, здесь здание Администрации Великого Новгорода и Новгородской Думы, - ранее горкома КПСС) и Малая Власьевская улицы (до переименования - Солецкая), хранят память о церкви Власия, которая – допускают многие исследователи - встала на месте языческого святилища Волоса-Велеса. Известна новгородцам и Волосова (Мерецкова) улица, в начале средних веков – вероятнее всего - выводившая к святилищу. Медведи возвышаются и на гербе Старой Руссы, на ряде других местных гербов России. Князь Олег 11 веков назад при договоре с Византией вместе с дружиной «по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир" (ПВЛ). Клятва предков по Русскому закону во имя мира Волосом (наряду с Перуном) – должна бы и нас должному почтению к этому образу учить. Конечно, культ Власия не полностью преемственен Волосу, но Власий (властный) - тоже покровитель «скота» (паствы). Культ Волоса-Велеса (хозяина дикой природы) уходит в прошлое на десятки тысячелетий. В глубинах каменного века рождался и утверждался он. На схеме талантливого новгородского археолога М.В. Шорина ( Вопросы классификации культовых камней / КСИА, 1991. - № 205. - С. 77-82; Культовые камни Приильменья (по материалам Новгородской области). // Археологические вести. Вып. 5, СПб., 1998) отмечены основные места культовых камней Приильменья.
Какие-то из этих камней имеют возраст в 4 – 5 тысяч лет. А иным всего несколько веков. Понятно, хватает и камней со следами совсем недавнего времени. Черные кружки – древние (античные) камни-следовики. Подобные – как «следы Геракла» - указывал на землях будущей Руси почти 25 веков назад Геродот. Квадратики – камни с выемками. Треугольники – почитаемые естественные камни, без следов обработки. Крестики – камни с крестами. Остальные – камни со знаками разных типов. Ныне их известно много больше, чем отразила данная карта. И всегда возникает вопрос. А были ли в округе Новгорода петроглифы – сюжетные древние рисунки и надписи, выбитые или вырезанные на камне?! Ведь они могут нести важнейшую информацию о мировоззрении первых обитателей нашего края.
Вероятно, честь открытия реальных петроглифов Приильменья и принадлежит – с помощью строителей химкомбината - кандидату исторических наук, доценту НовГУ Борису Донатовичу Ершевскому (в бытность его старшим научным сотрудником Новгородского музея). Выявленный им в округе химкомбината «Акрон» памятник (возможно, были и памятники) ныне находится в первом зале Новгородского музея. Если это «новодел», то давно бы его автор разоблачил себя. Однако технология вырезания-выбивки контуров, хаотичность композиции, типы фигур и ряд других черт – многое говорит в пользу многотысячелетней древности произведения «новгородского художника» неолита.
Подлинность петроглифа неолита Приильменья подтвердил доктор исторических наук, всемирно известный археолог Отто Николаевич Бадер. С ним выразили согласие и иные специалисты. Но как-то серьезного внимания находка не вызвала. Хотя «уточки (гуси) неолита» (похожие на петроглиф камня) представлены здесь же в музее на керамическом сосуде из Коломцов (неолитическое селение 3 тыс. до н.э. на правом берегу у истока Волхова, напротив Перынского Скита).
На территории будущей средневековой Новгородской земли выявлены тысячи петроглифов, особенно на берегах Онежского озера и Белого моря. Они иногда различаются по технике, но чаще изображают эпизоды охот, промысла.
Правда, кому-то эти следы искусства реальных древних (не «древнерусских») людей не нравятся. И варвары уничтожают выдающиеся памятники прошлого. Так осенью 2002 г. на полуострове Кочнаволок Онежского озера в Карелии значительная часть петроглифов была повреждена неким острым предметом, а рядом высечены свежие надписи. По оценкам экспертов, таким образом, большая группа петроглифов утрачена как предмет экскурсионного показа.
В Маловишерском районе Новгородской области у приезжих вызывает удивление огромный гранитный булыжник. В нем, как в глине, выдавлены следы человеческой ладони и стопы ноги небывалых размеров. Если присмотреться , то на следах можно обнаружить и линии, какие свойственны любому человеку. Лежит камень в лесу, километрах в восьми от дальней деревни Сосницы, в глухом нехоженом месте. Видимо, поэтому камень вновь стал почитаем сравнительно недавно.
Подобный камень был недалеко и от деревни Подгорье. На нем имелись как бы следы всего живого, что есть на земле - даже след слона-мамонта, в котором, как говорят, в любую погоду сохранялась вода. Камень считался чудодейственным, около него всегда встречались паломники. И был взорван в начале 60-х с санкции властей, так как якобы вносил смуту в умы людей. Местные жители пытались отстоять святыню, но путь преградила милиция. А затем люди вывозившие остатки камня вскоре все погибли при странных обстоятельствах.
М.В.Шорин осторожно предположил, что культ камней на территории северо-запада России зародился в начале раннего металла (это около 4 – 5 тыс. лет назад) и время от времени возрождался вплоть до эпохи позднего средневековья. Но какова роль подобных камней в палеолите ?! А чем могильные камни и иные каменные памятники не продолжают отчасти культ ныне ?! И неправомерно связывать культ камней с какой-либо одной культурой и искать этническую окраску, особенно на поздней стадии. Все эти камни считались либо святыми, либо «нечистыми» (лешими, бесовскими).
Большинством культовые камни использовались в древности – вероятнее всего - как жертвенники для отправления обычных треб каждой сельской общиной. До недавнего времени даже сохранялся обычай жертвоприношения камням. Все это очень хорошо согласуется с реконструируемым культом славянского бога Велеса, близкого шумерскому Белу и подобным богам.
Если обратить внимание на расположение культовых камней по краям болотистых низин (камень «Азота» из этого типа), то очевидно. Они вставали на границе между освоенной человеком и неподвластной ему землей. Там, за камнем, начинается глухой лес или топкое болото, которым владеет Лесной Хозяин (Лесовик, Леший, Дедушко).
Имя Дедушко, употребляемое для обозначения хозяина леса, указывает на связь его с культом предков и местом их обитания - загробным миром. Таким образом, в вертикальной проекции за камнем находится Ирий, "тот свет" или "тридевятое царство" волшебных сказок.
Связь многих камней с Волосом (Велесом) просматривается в их названиях: Быки, Волос, Волат, Вол, Воласень, Вор, Дед, Дедов камень, Змеев камень, Леший камень, Медведь, Медвежья голова. Камни с названиями, произошедшими от противника Волоса (Велеса) - Перуна - крайне немногочисленны: Перун, Громовой камень. Это обстоятельство и указывает на большее значение Волоса (Велеса) для мест распространения культовых камней. Это его преимущество в лесной полосе Восточной Европы подтверждается и исследованиями народного фольклора, имеющего многотысячелетнюю память.
Вера в могущество сил природы и глубокое понимание ее законов лежат в основе жертвоприношений у населения реальной Древней Руси (раннелетописных послепотопных «Руси, чюди и всих языцей»). Жертва, жертвоприношение - в языческой традиции главный религиозный обряд, осуществляемый жрецами ("жрец"-жрет и "жертва" от одного старославянского корня) - ["Славянская Мифология", 1995: 181 ]. Жертвы обращены к стихиям, добрым и злым духам, связанным с водой (рекой, источником, колодцем) или огнем, к антропоморфным языческим богам [Рикман, 1987: 176 ]. Богатый образный мир людей позднего каменного века наука реконструирует все более основательно.
Если первые камни-следовики в честь Велеса появлялись на Новгородской земле почти 5 тысяч лет назад, то стоит новгородцам должным образом отметить (к примеру, на фольклорном празднике) хотя бы начало культа, следы которого – по сути - закреплены на местных гербах. И это торжество можно связать с 4400-летием эпического основания Великого Словенска (ныне Новгорода) и Русы (ныне Старой Руссы) у Ильменя.
По десяткам позднесредневековых летописных списков, скифские князья Словен и Рус основали небольшие городки у Словенского моря в 2395 г. до нашей эры. От следов первых поселений, «первых колышков» (Коломцов) – теоретически и практически - и можно вести историю населенных пунктов Приильменья. Археологических подтверждений обитания сравнительно развитых пращуров-земляков в ту пору на нашей земле все больше. Туристических и иных выгод от юбилея можно получить массу, в т.ч. и округе Санкт-Петербурга.. Волоса (с учетом нынешних новгородских гербов и улиц) стоит и в ХХ1 веке знать и чтить. Или переименовать – к примеру – Волосово, чтобы о глубоком прошлом не напоминало.
Подробности 4400-летия ныне дают все поисковые системы Интернета, начиная с Яндекса. И это повод вспомнить о реальных открытиях и достижениях таких археологов как Борис Донатович Евршевский. Новгородские СМИ об этом упорно помалкивают, вольно или невольно выполняя чей-то не очень дружественный по отношению к многотысячелетним глубинам истории нашего Отечества заказ. Но информационное общество через любые замалчивания все же пробьется. Вода (как свободная информация) и камень точит…
|
|
|
 |
 |
|