|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Энциклопедический Фонд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контакты:
Факс: (812) 700-99-31
E-mail: |
|
|
|
|
|
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ |
|
|
|
Экологическое просвещение |
НП «Ассоциация «Открытый мир»
Санкт-Петербург, Россия
Экологическое просвещение – формирование части мировоззрения человека, которая проявляется во взаимодействии с природой, а также в повседневной практике жизнедеятельности человека (в жизни семьи, общества в целом, в отношении к самому себе).
Мировоззрение есть у каждого, хотя в повседневной суете люди просто не задумываются над обобщением своих привычек, мыслей и взглядов. Оно проявляется повсеместно: в стереотипах поведения и восприятия, в особенностях мышления и языка, в моделях взаимодействия с окружающей средой.
В последнее время социальные ученые-аналитики отмечают духовный кризис общества и, как его следствие, кризис экологический.
Духовный кризис влияет даже на моду. Знают ли молодые девушки, что мода на узкие джинсы и обнаженные животы ведет к большим проблемам в области деторождения? Не пора ли вспомнить о традициях старославянской культуры и подумать, почему в старину на животе (доме зарождения жизни) носили специальные пояса - дабы защитить будущее потомство от неблагоприятного воздействия! Наши предки понимали опасность возможного отрицательного эмоционального воздействия окружающей среды (зависти, раздражения, да и просто недоброжелательства) и заботились о продолжении рода. А мы – живущие в Информационном веке - ведем себя как неразумные дети и своим невежеством ухудшаем и без того сложную демографическую составляющую жизни …
Да, все мы замечаем: пришло время изменения общественного мировоззрения, если мы хотим создать устойчивое общество. 21 век привнес новые парадигмы мышления, сегодняшнему обществу необходимо более глубокое понимание мироустройства.
Что же нужно сделать, чтобы мировоззрение общества в целом соответствовало целям и задачам, первостепенным для развития России как современного европейского государства, достойного огромного духовного и ресурсного потенциала, которым так щедро наградила ее История и Природа? Как стать страной, свободной от агрессии и национальной вражды и отвечать передовому понятию качества жизни?
Действенным средством для решения этой сложнейшей задачи должно стать просветительство.
Принятие в конце 20 века планетарной концепции устойчивого развития свидетельствует о том, что человечество достигло такого уровня экологического сознания, когда Планета рассматривается в качестве партнера Человека в процессе выживания.
Сегодня общество задумалось о путях неразрушающего взаимодействия с окружающей средой, о сотрудничестве с Природой. Оно развивает науку экологию, вводит в свою практическую деятельность новые принципы стратегии производства материальных благ - устойчивого развития общества. Все чаще и чаще мы обращаемся к теории единства Человека и Мира великого русского ученого В.И. Вернадского, который писал: «Быть в единстве с природой – значит чувствовать боль, нанесенную природе, как свою собственную…».
О единстве Человека и Мира уже более ста лет назад говорили великие русские ученые В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Пришла пора эту научную истину привнести в массовое сознание людей через просветительскую работу на простых примерах. Эта задача должна решаться общественными организациями, работающими на ниве экологического просвещения, а задача властей – обеспечить все необходимые условия для такой работы.
Осознание, что Человек является частью Мира и, с другой стороны – что Мир как целое, заключен в Человеке, породит и личную ответственность каждого за состояние окружающей среды, в том числе своего города, своей улицы, двора, лестницы, квартиры и, наконец, семьи. И тогда Человек уже не захочет нанести вреда Природе, понимая, что наносит вред и себе самому.
«Экос» - по-гречески означает «дом». Жилище Человека – это то место, за безопасность которого он принял личную ответственность. Ни здесь ли первопричина явления стремительного развития рынка товаров, направленных на благоустройство дома?
Представляется, что просветительская работа в направлении расширения пространства Дома в сознании людей станет реальным инструментом практического внедрения экологических решений в практику жизнедеятельности.
В феврале 2006 года Правительством Санкт-Петербурга была одобрена «Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга», которая определяет региональную стратегию эколого-просветительской деятельности в направлении. Концепцией предусматриваются три основных пути формирования экологической культуры:
■ профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
■ дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование;
■ экологическое просвещение.
Обеспечение эффективности повышения квалификации специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует координации со стороны органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также повышения информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и устойчивого развития. Важной задачей этого направления является также издание специальной литературы для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов.
Экологическое образование направлено на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности. Важным аспектом этой работы должно стать создание информационного банка по экологическому образованию, включающего авторские программы по экологии, учебно-методическую литературу, нормативные документы.
В качестве основных приоритетов работы по экологическому просвещению отмечены:
■ организация и проведение общегородских экологических мероприятий с широким вовлечением в их подготовку и участие общественных и профессиональных структур;
■ информирование населения о природоохранных проблемах и путях их решений;
■ формирование экологически ориентированного общественного мнения.
Основной целью формирования экологической культуры на настоящем этапе является объединение усилий Правительства Санкт-Петербурга, всех городских структур, профессиональных и общественных организаций, граждан в целях формирования экологически ответственного мировоззрения граждан всех возрастов. Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом, важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы, искусства и телевидения, а также практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Проектом «Домашнее экологическое просвещение», инициатором которого является Ассоциация «Открытый мир», ставится задача объединения усилий той части общества, которая обладает достаточным уровнем сознания (то есть разделяет концепцию Вернадского-Циалковского-Чижевского о единстве Человека и Мира), имеет намерение использовать свой духовный потенциал на благо Человека и готова принять на себя ответственность за результаты своей деятельности. Очевидно, что эту деятельность целесообразно адресовать людям, не дозревшим самостоятельно до новой парадигмы мышления, но готовым воспринимать новые идеи о мироустройстве.
Какие мотивации заниматься экологией присутствуют в современном обществе? Их три: политические интересы, страх наказания и достаточный уровень экологической культуры.
Новое инфокоммуникационное пространство опирается на третью мотивационную составляющую – экологическую культуру.
Попытка обобщения всех предусмотренных Концепцией направлений деятельности выводит на главную мысль: требуется создание самодостаточной в финансовом смысле системы саморегулирования инфокоммуникационного пространства, отвечающего новой парадигме мышления 21 века, которое можно условно назвать «Экологическим стилем жизни». По своей сути это пространство представляет собой площадку внедрения принципов устойчивого развития в практику жизнедеятельности людей. Проще говоря: вводится в моду ЭКОстиль, как Петербургский стиль жизни. И наш город в этом отношении становится центром духовного развития всех людей, не только России, но и других стран.
Естественной идеологической площадкой (мотивацией) для эффективного объединения здоровых сил общества может стать желание создания здоровой семьи – тема, которая является актуальной практически для каждого человека, вне зависимости от его образования, служебного положения и местожительства. Современный человек осознает, что семья является главной, важнейшей ценностью жизни. Ставится и решается логическая задача: «От здоровой семьи к здоровому обществу».
Сегодня о физическом и психическом здоровье человека можно говорить только в рамках экологических понятий. Три кита здоровья – воздух, солнце и вода – в современных условиях не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам. Изменение окружающей среды в результате антропогенной деятельности носит необратимый характер. Этим изменениям подвержено все живое на планете, включая и микроорганизмы. Вспомним сложную ситуацию с появлением «птичьего гриппа». ( В результате прозвучали призывы к уничтожению птиц - Человек опять выходит на тропу войны с Природой!..)
За последние 200 лет продолжительность жизни человека увеличилась практически вдвое при одновременном снижении состояния здоровья. С ростом продолжительности жизни поднялся и уровень хронических заболеваний. Количество заболеваний новорожденных в течение последних лет превышает количество самих новорожденных. К окончанию средней школы относительно здоровыми можно признать минимальный процент школьников. У девушек продолжает расти количество заболеваний репродуктивной сферы. Количество психических заболеваний в несколько раз превышает средние показатели заболеваемости, особенно в регионах с повышенным уровнем техногенных загрязнений. Человек попал в замкнутый круг – стремительный темп жизни влечет и стремительный рост заболеваний, борьба с которыми привычно происходит в основном за счет фармацевтической базы. Вместе с тем уже стало очевидно – купив лекарства, здоровья не купишь. Растет необходимость привития навыков профилактических мер, тем более, что лечение требует весьма значительные финансовых затрат. Становится дешевле не болеть…
Петербургским ученым есть, что предложить в качестве эффективных профилактических мер оздоровления человека. Экологически мыслящие ученые-медики предлагают конкретные технологии оздоровления, которые ведут к созданию гармонизированной, а значит и здоровой семьи. Здоровый образ жизни может стать реальностью.
Как инструмент объединения здоровых сил общества, был объявлен открытый конкурс на лучшее предложение в проект «Домашнее экологическое просвещение», который реализуется с 2005 года.
Обобщение результатов конкурса (правильнее сказать первого его этапа, поскольку конкурс продолжается) привело к созданию системы, суть которой отражает целостный подход к решению проблемы через три основных направления деятельности (названных проектами 1 уровня):
- создание Школы здоровой семьи (комплекс проектов, отражающих реализацию оздоровительной работы на базе просветительской деятельности и оказания нового вида услуг эколого-просветительской направленности);
- интеграция усилий (объединение экологических кафедр учебных заведений Санкт-Петербурга, создание сети эколого-просветительских молодежных клубов, проведение ежемесячных круглых столов по тематике формирования экологической культуры);
- создание экологического медиацентра (издательство, телепередача, популярный журнал для населения, рубрики на радио и в газетах, работа с журналистами, подготовка и проведение PR-акций).
В каждом из этих направлений реализуется ряд предложений - проектов второго и третьего уровней, получивших на конкурсе признание лауреатов.
Если к этим направлениям добавить Консалтинговый центр (экологическая сертификация, экологический менеджмент и экомаркирование), то в целом создается система управления инфокоммуникационным пространством ЭКОстиля жизни, которая представляет собой виртуальный институт формирования экологической культуры.
Наш дом – Петербург. И от каждого зависит, каким быть этому дому. Дому, где мы живем, растим детей, встречаем праздники. И очень хочется, чтобы это делалось радостно, с любовью, что неотрывно от личного здоровья и здоровья близких, от ощущения полноты жизни в гармонии с Миром. Мировоззрение такого Дома и будет обеспечивать безопасность жизнедеятельности самым естественным образом, как основу нового качества жизни.
В экологических подходах к качеству жизни нет главного и второстепенного – есть конкретные действия и конкретные шаги на пути, который совместно проходят его участники – Человек и планета Земля. Задача – соответствовать своей части целого.
|
|
|
|
|
|