 |
|
 |
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31 |
|
|
|
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ |
 |
 |
 |
Количественные оценки толерантности |
По оценкам авторитетных международных источников количество информации в Мире удваивается за семь лет. Возрастающая динамика роста информационных объемов, ставит актуальные вопросы по разработке специализированных методик по автоматизации ее оценочных показателей (качество изложения текста, научная объективность, толерантность, безопасность и др.).
Трудности точного отображения данных показателей в языке общеизвестны и сложно вербализуются. Оценка представляет собой вербальное, словесное определение свойств и качеств предметов и явлений, выраженное словом или словосочетанием. Высказывание оценки является высвобождением определенного психосоциального напряжения (энергии, устремления, мотива) оценки, возникающего у человека в ответ на собственную потребность или внешний стимул высказать ее в процессе общения.
Проблема, точнее, связка двух проблем - чувств и оценок, - чрезвычайно противоречива и не достаточно исследована. Работы Е.Вольфа, где рассматривается (истинность/неистинность, важность/неважность и т.п.) и З.Эртеля аналично - "жесткие" (всегда, никогда, все, никто и т.п.) и "мягкие" (не всегда, иногда, не все, некоторые и т.п.) и им аналогичные можно рассматривать, как Линейные (одномерные, вырожденные) или Переходные (гегелевские).
В общем виде от зависимости вида связей различаются следующие типы триад:
1. Линейные (одномерные, вырожденные), когда все три элемента расположены на одной оси в смысловом пространстве. Например, 1―10―100 или левые―центр―правые. Структурно они не богаче, чем диады.
2. Переходные (гегелевские), характеризуемые известной формулой тезис®антитезис®синтез. Они провозглашают снятие противоречия, не раскрывая его движущей структуры.
3. Системные (целостные), состоящие из трёх равноправных элементов одного уровня общности. В них каждый элемент может служить мерой совмещения двух других. Все системные триады обладают единой смысловой структурой, обусловленной способностью человека мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами. В семантической формуле рацио-эмоцио-интуицио проявляется как тринитарный архетип. Смысловое сходство системных триады можно рассматривать как гомологический закон, управляющий структурной динамикой целостных образований.
Примеры линейной типологизации детально проанализированы в работах В.В. Максимова, в которых рассмотрены вопросы оценки текста не предмет безопасности. Существенным недостатком предложений автора является отсутствие учета фразеологических единиц (ФЕ) русского языка, которые при анализе текста в ряде случаев дают противоположные результаты. К примеру, слово "Убить" и ФЕ русского языка "Убить время" имеют различное смысловое значение. Однако, его идеи о психо-эмоциональном цикле (рис. 1) являются важным вкладом и незаменимым средством для решения широкого спектра задач контент-анализа.
Целью данной работы является разработка методологии по оценке толерантности текстов, которая учитывает не только линейные оценки (опасность, паника, отчуждения и др.), но и системные, которые формируются на основе анализа ФЕ русского языка (убить время, убрать конкурента, стреляный воробей и т.д.). Итоговые показатели дают семантически более точные смысловые результаты для включения (идентификации) или не включения в смысловую группу.
В результате исследований составлен словарь, который систематизирует слабо формализуемую лексику русского языка, обозначающих более 18 тысяч оттенков социальных чувств и оценок (интеллектуальных эмоций и чувств).
Словарь состоит из трех частей: Классификатор основных типов и модальностей чувств и оценок (табл. 1), Алфавитный словник с индексами терминов и ФЕ русского языка, Синонимический словарь, состоящий из 140 списков слов-синонимов и ФЕ-синонимов для поиска значений.
Классификатор состоит из 35 основных типов чувств и оценок по 4 основных модальности в каждом типе: по две нормальных – положительная и отрицательная, и по две аномальных (положительная и отрицательная; девианторы и стрессоры). В основу типологии выражений чувств и оценок положено представление о психо-эмоциональном цикле
(рис. 1).
С помощью классификатора каждому слову и ФЕ в Алфавитном словнике заданы буквенно-цифровые индексы, указывающие места его синонимов в Синонимической части Словаря. Поиск содержания искомого слова и ФЕ осуществляется по индексам в Синонимическом словаре, с помощью которых выбираются группы синонимов, отражающих номинальный состав слово-смыслов и ФЕ-смыслов искомого значения.
Словарь построен в виде алфавитного списка одиночных оценочных слов (без словосочетаний) и ФЕ русского языка. Каждому слову и ФЕ русского языка соотнесены один или более буквенно-цифровых индексов по схеме "цифра―буква―цифра".
Фрагмент алфавитного словаря
Термины и фразеологические единицы |
Индексы |
Аморальн - (ый, ая, ое, ого, ые, ых, ым, ыми, о) |
14А2 |
Блудн - (ым,ого .... .) сын(ом, а, .....) |
1А1;2,9,12,20,25Н2 |
Авось |
1A1; 4H1; 19H2; 33A2 |
Бочк - (у,у, ....) кат-(ишь,ить, ....) |
17Н2;23А2 |
В три погибели |
27А2 |
Первая цифра (от 1 до 35) обозначает тип чувства―оценки, буквы (или Н или А) - нормальную или аномальную модальность, уточняемую второй цифрой (1 или 2). Наличие нескольких индексов у одного слова, разделенных точкой с запятой, обозначает разные его значения, которые оно может принимать в зависимости от контекста его использования.
Слова в алфавитном словаре, как правило, разделены знаком тире на "корневую" часть и окончание. Сделано это из "компьютерных" соображений – удобства адаптировать словарь к машинному его варианту с целью автоматизации оценочного контент-анализа.
Табл. 1. Классификатор социальных чувств и оценок
№
типа |
Аномальные
положительные
модальности
(девиантные) |
Нормальные модальности
|
Аномальные
отрицательные
модальности
(стрессоры) |
Положительные
(императивные) |
Отрицательные
(нормативные) |
|
А1
|
H1
|
H2
|
A2
|
1 |
Беспечности |
БЕЗОПАСНОСТИ |
Опасности |
Паники |
2 |
Благодушия |
БЛАГОПОЛУЧИЯ |
Неблагополучия |
Несчастья |
3 |
Навязчивости |
ВНИМАНИЯ |
Невнимания |
Бездушия |
4 |
Фанатизма |
ВЕРЫ |
Сомнения |
Неверия |
5 |
Амбиции |
ГОРДОСТИ |
Неудачи |
Безуспешности |
6 |
Протекционизма |
ДРУЖБЫ |
Недружелюбия |
Вражды |
7 |
Самодовольства |
СИЛЫ |
Слабости |
Болезни |
8 |
Ажиотажа |
ИНТЕРЕСА |
Безучастности |
Отчуждения |
9 |
Космополитизма |
ПАТРИОТИЗМА |
Национализма |
Шовинизма |
10 |
Всеведения |
КОМПЕТЕНТНОСТИ |
Заблуждения |
Незнания |
11 |
Групповщины |
КОЛЛЕКТИВИЗМА |
Потерянности |
Индивидуализма |
12 |
Ревности |
ЛЮБВИ |
Равнодушия |
Ненависти |
13 |
Упрощения |
ЛЕГКОСТИ |
Сложности |
Непосильности |
14 |
Ханжества |
НРАВСТВЕННОСТИ |
Фальши |
Аморальности |
15 |
Бодрячества |
ОПТИМИЗМА |
Пассивности |
Отчаяния |
16 |
Бездумности |
ПОНИМАНИЯ |
Неясности |
Абсурда |
17 |
Бюрократизма |
ПОРЯДКА |
Беспорядка |
Хаоса |
18 |
Демагогии |
ПРАВДЫ |
Неправильности |
Беззакония |
19 |
Алчности |
ПОТРЕБНОСТИ |
Возможности |
Недопустимости |
20 |
Уравниловки |
РАВЕНСТВА |
Неравенства |
Дискриминации |
21 |
Махинаторства |
РЕШЕНИЯ |
Проблемы |
Безвыходности |
22 |
Вседозволенности |
СВОБОДЫ |
Зависимости |
Угнетения |
23 |
Авантюризма |
СМЕЛОСТИ |
Боязни |
Страха |
24 |
Корыстолюбия |
СОБСТВЕННОСТИ |
Дефицита |
Утраты |
25 |
Чванства |
СОВЕСТИ |
Стыда, вины |
Обиды |
26 |
Покорности |
СОГЛАСИЯ |
Возражения |
Протеста |
27 |
Культа |
УВАЖЕНИЯ |
Неуважения |
Глумления |
28 |
Аскетизма |
УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Ухудшения |
Возмущения |
29 |
Попустительства |
ХОЗЯИНА |
Нерадивости |
Развала |
30 |
Прожектерства |
НОВОГО |
Обыденности |
Косности |
31 |
Экстремизма |
ЦЕЛИ |
Конформизма |
Смирения |
32 |
Мании величия |
Я, СЕБЯ, СВОЕГО |
Скромности |
Чужого |
33 |
Преувеличения |
ВАЖНОСТИ |
Несущественности |
Пренебрежения |
34 |
Время-плюс |
МЕРА ВРЕМЕНИ |
Нулевое время |
Время-минус |
35 |
Величина-плюс |
ВЕЛИЧИНА-МЕРА |
Нуль-величина |
Величина-минус |
В основу типологизации и группировки выражений чувств и оценок было положено модельное представление о психо-эмоциональном цикле (рис.1), отображающем циклический (и синусоидальный, волновой) характер переживания человеком имеющегося у него спектра чувств данного типа, непрерывно и периодически сканируемых его психикой по круговой шкале интенсивности. Основные модальности (Н1 - А1 - А2 - Н2) выступают в круговой модели цикла как 4 фазы развертывания чувств-оценок каждого типа.
Интенсивность (сила) чувства
На рис.1. представлена Круговая модель шкалирования модальностей.
Обозначения:
I - вертикальная координата ИНТЕНСИВНОСТИ (силы) чувства-оценки
Н1-Н2 ― зона нормальных модальностей (положительных и отрицательных);
А1-А2 ― зона аномальных модальностей (положительных и отрицательных);
М ― зона "молчания" чувств данного типа;
П ― зона "переключения" полярных модальностей;.
п(+), п(-) ― психо-эмоциональные пороги высказывания оценок данной модальности (по уровню их интенсивности).
Состав словаря и классификатор чувств отражают эмоционально-нравственную структуру общественной психологии народа, нации, профессиональной общности, конкретного исторического периода. Она может быть зафиксирована по текстам (например, по письмам, по литературе, газетам и т.д.).
Отбор терминов в словарь, классификационный анализ слов и словника в целом, разработка типов чувств-оценок и образующих их модальностей проводились параллельно и одновременно, исходя из следующих принципов:
1. Принцип ПОЛЯРИЗАЦИИ ОЦЕНОК (чувств) на положительные и отрицательные;
2. Принцип ВЕРБАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ утверждающий, что каждому ТИПУ чувств соответствует свой список оценочных синонимов;
3. Принцип ПАРАБОЛИЧЕСКОГО ШКАЛИРОВАНИЯ чувств и выражающих их оценок; согласно ему список синонимов данного ТИПА чувств-оценок может быть упорядочен в виде шкалы интенсивности их выражений - от максимума положительного значения до максимума отрицательного значения со средней точкой "нулевой" интенсивности;
4. Принцип СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ чувств и оценок, утверждающий разделение каждой ветви параболической шкалы каждого типа чувств на две части (рис. 1): нормальных и аномальных модальностей, каждая из которых включала положительную и отрицательную модальности.
В результате автоматизированной обработки текста выводится матрица показателей (35х4), которые преобразуются в графическое изображение ― Геномограмму. На рис. 2. представлена геномограмма фрагмента анализируемого текста.
Геном подразумевает в данном контексте уникальность эмоциональной структуры текста.
Геномограмма дает визуальное представление о данных показателях для специалистов из различных областей знаний. Сравнение двух или нескольких геномограмм дает возможность не только анализа, но и прогнозирования увеличения (уменьшения) отрицательных (положительных) оценочных показателей текста (автора текста).
Интеллектуально-познавательный потенциал методологии рассматривается, как особая человеко-машинная технология социального познания процессов, происходящих в обществе, по массивам текстов, продуцируемых в нем (по письмам, книгам, газетам, законам, постановлениям).
Предназначена для использования в качестве методологического инструмента в издательствах, центрах изучения общественного мнения, государственных структурах, анализирующих работу СМИ и спецподразделениях, в задачу которых входит автоматизация и анализ электронных текстов по степени "проблемности".
Демонстрационная версия программного комплекса представлена на сайте: www.wisca.okok.ru
После окончания отладки, профессиональная версия будет размещена на сайте "Энциклопедический фонд России".
Литература:
1. Ertel S. Content-Analysis: An alternative approach to open and closedminds//High School Journ. Univer. North Carolina, 1985. P.54-61. Его же: 23. Ertel S. Nazi leaders' intolerance of entropy//Politische Psychol. 1981. Sonderheft 12. S.326-335;
2. Баранцев Р.Г. Системная триада - структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Методологические исследования. Ежегодник 1988. М.: Наука, 1989. С. 193-209.
|
|
 |
 |
|