|
|
|
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС. |
|
|
|
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ |
|
|
|
Призрак морской Столицы |
Еще немного и Санкт-Петербург лишится последних атрибутов так называемой Морской столицы России. Под благовидным предлогом восстановления исторической справедливости вытесняется из сердца города Военно-морской музей - гордость питерцев и объект паломничества приезжих. Слухи об аварийном состоянии здания несколько преувеличены, а еще двенадцать лет назад биржевики - потенциальные претенденты на здание пришли к выводу, что для использования Фондовой биржи по прямому назначению ее проще взорвать и построить заново. Зато Новая Голландия - исконно флотский объект и одно из приемлемых мест размещения значительной части экспозиции военно-морского музея была отторгнута властями без особых объяснений - городу важнее развлекательный комплекс. Разумеется, питерской градоначальнице как Председателю Морского Совета, виднее, как эффективней использовать флотские объекты. Сдается, что главным критерием здесь выступает отнюдь не функциональность здания или его историческое предназначение, а ценность землицы, на которой оно покоится. В этом ключе вполне естественно выглядит и "кавалерийский" налет новоявленного министра обороны на Нахимовское училище, завершившийся поспешным снятием начальника, который, видите ли не в состоянии содержать историческое здание в надлежащем виде без государственных субсидий. К счастью, репутация контр-адмирала А.Букина оказалась безупречна, ее не удалось очернить не только т.н. "солдатским матерям", управляемым из-за рубежа, но и отечественным специалистам Ленмебельторга.
Целеустремленность команды нынешнего министра обороны подозрительно сконцентрирована на объектах недвижимости, страдающих от "неэффективного использования". Ясно, что чиновничья прыть обусловлена не личными прихотями.
В тот же памятный день начальнику Суворовского училища дали понять, что снимать его пока не будут, но его питомцам однозначно придется оставить бывший Пажеский корпус, переселившись туда, где воздух посвежее, да и земля подешевле - в живописный пригород, коими так славен град Петров.
Великий основатель Петербурга не раз перевернулся бы в гробу, узнай он, как бесцеремонно корректируют его замыслы сегодняшние властители города и страны.
Возвели вопреки воле горожан и специалистов уродливый "небоскреб" возле гостиницы "Санкт-Петербург", поправ сложившееся веками понятие высотной доминанты и хоть бы что! Не менее цинично проходит проталкивание проекта башни Газпрома, грозящей превратить Северную Пальмиру в "деревеньку у подножия столба"+
Под угрозой и судьба Петербурга как центра отечественного судостроения. Яркий тому пример - участь Балтийских верфей, отданных на заклание ради вожделенного для риэлтеров участка Васильевского острова в 65 гектаров. 151 год тому назад там было основано уникальное предприятие судостроительной отрасли, специализировавшееся на крупнотоннажных судах, в которых страна нуждается как никогда. Последствия же закрытия или переноса верфей для нашего города даже трудно представить. Все это происходит в период создания могучего холдинга - госкорпорации, призванной возродить гражданское судостроение, но, похоже, властям ближе идея взращивания "второго Детройта" - сети предприятий по сборке импортных автомобилей.
Особый шарм любого приморского города создают живописные берега и романтические набережные со старинными кораблями и множеством яхт-клубов с характерным частоколом мачт. Все это носит в сегодняшнем Питере откровенно пародийный характер. Величественные набережные уставлены уродливыми муляжами кораблей, главным образом ресторанного толка. А яхт-клубы планомерно уничтожаются под эгидой пресловутой экономической выгоды. Шутка ли, в городе их осталось всего лишь 9. Прекратили свое существование знаменитые в свое время клубы Кораблестроительного института (Морского технического университета), Государственного университета водных коммуникаций, Академии имени С.О.Макарова и многие другие. В Москве наблюдается обратная картина, число клубов и яхтенных стоянок уже перевалило за 40! Растут как грибы музеи морской направленности, в том числе на базе реальных боевых кораблей. Так что недолог час, когда звание Морской столицы вполне естественно перекочует в номинальную столицу некогда великой морской державы.
Вы скажете - а как же грандиозная программа строительства Морского фасада, для которого у Маркизовой лужи отвоевываются сотни гектаров? Фигурируют яркие картинки, живописующие будущее новой "Мекки водного туризма". Увы, пока это всего лишь картинки+
Разрушение островков морского духа под эгидой создания принципиально новых, могучих островов "морской культуры" напоминает до боли знакомое - "до основанья, а затем+"
Кто вернет ускользающее очарование неповторимого облика, веками формировавшего настроение, традиции, наконец? На эталонном для многих Западе даже мысль о самоличном искажении сложившегося облика города или местности самым высокопоставленным чиновником покажется дикой. Зато в матушке России сановник номенклатурного уровня, даже не утрудившись исследованием общественного мнения и целесообразности, вопреки простой логике, без особого напряжения способен приять судьбоносное решение любой степени дикости.
В канун Дня Флота жителей Морской столицы огорошили очередной тематической вводной - министром обороны издана директива 205/2/170 об уничтожении яхт-клуба ВМФ (ныне 81-го спортивного клуба ВМФ), расположенного в ковше Галерной гавани по адресу: Шкиперский проток 12.
Немного истории. В память Невского флота, созданного Петром I в 1713 году был учрежден Невский яхт-клуб, устав которого был утвержден Приказом по Морскому ведомству от 24 июня 1895 г., а территория определена высочайшим указом императора Николая II и освящена Святейшим Синодом как первый в России "военно-морской яхт-клуб". Клуб, ядро которого составляют более 300 спортсменов, около 100 яхт и др. плавсредств, благополучно пережил советский период и лихолетье "перестройки", поставлен перед фактом - оставить территорию в 10-дневный срок. Цель "освобождения" территории - "дальнейшая реализация недвижимости+", проводимая, как повелось, "во благо отечественного ВМФ". Именно под этой эгидой были распроданы в начале 90-х несметные активы флота: склады и запасы топлива. Разошлись за бесценок боевые корабли, выставленные ныне по чужим гаваням, как диковинные звери символами поверженного в холодной войне Союза. Кто стал сильнее и богаче? Вопрос - риторический и находится в компетенции прокуратуры+
Что стоит за указом 205+ можно лишь догадываться. А для того чтобы замутить процедуру, легендарный яхт-клуб обозначен в документе как "территория со складскими помещениями и трансформаторной подстанцией". Скромно умалчивается, что помимо строений для хранения яхт и судов, территория оборудована стационарными техническими средствами спуска, подъема, ремонта и обслуживания плавсредств. Работают мастерские: столярная, слесарная, полимерных материалов. Но едва ли не самое главное - активно работает детско-юношеская парусная школа, для нужд которой специально оборудован железобетонный слип. Ее выпускники не раз становились чемпионами Союза и России по водным видам спорта.
Ветераны флота с тревогой наблюдают за этими поползновениями. Их беспокоит судьба филиала Центрального военно-морского музея - прославленной подводной лодки Балтийского флота "Д-2" . Вокруг территории, где функционирует комплекс, ходят и пускают слюнки многие волки и волчата.
Наконец, в клубе ВМФ базируется яхта "Эдвенчер" - подарок королевской семьи Великобритании по случаю 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Не ее вина, что командование ЛенВМБ не рискует выпускать океанскую яхту в дальние плавания, из которых она не выходила, оставаясь в составе королевских ВМС. Принцу Чарльзу будет небезынтересно узнать об очередном испытании, постигшем его подарок.
Вот что говорят прославленные яхтсмены:
Яхтенный капитан, полковник медицинской службы Сергей Ивануса:
Иначе чем дикостью происходящее не назовешь. Выбросить с исторического места более 300 человек, перечеркнув результаты их многолетнего труда, представляется совершенно противоестественным. Идти в этом вопросе до конца не просто нужно, но и необходимо! Спрос на элитное жильё растет, но ведь не обязательно за счет интересов обычных людей!
Яхтенный капитан, капитан 2 ранга в отставке Валентин Демидович:
Решение министра обороны иначе как издевательство не воспринимается, особенно в свете того, что клуб рекомендовано спешно эвакуировать на крошечный "пятачок" в районе Центрального яхт-клуба, именуемый в народе не иначе как "Керосиновка". Это место не только ежегодно затапливается, но и продувается всеми ветрами+ По сути, это - смертный приговор яхт-клубу ВМФ!
Яхтенный капитан Борис Крышталь:
С одной стороны ситуация типична, а с другой вопиюща. Президент говорит о великой морской державе, а в это самое время разрушаются традиции, без которых флот немыслим. То, что на схеме министерства обороны 30-х годов обозначено как столовая уже десятки лет - водно-моторная школа, воспитавшая сотни чемпионов. Питомцем клуба является выдающийся спортсмен-парусник 27-кратный чемпион СССР Иван Матвеев. В годы войны его буерный отряд успешно защищал подступы к Ленинграду, выходя победителем в схватках с аэросанями врага. Яхтсмены обеспечивали проводку во льдах и минных полях торпедных катеров и подводных лодок+ И таких примеров множество!
Яхтенный капитан, капитан 1 ранга в отставке Виктор Гриб:
Ветераны готовы сражаться за любимое дело. Ведь бывших моряков, как и бывших негров, не бывает! Парус приближает нас к морю, без паруса нет настоящих моряков и Морских столиц! Зачем уничтожать яхт-клуб? Модернизируйте его и стоимость элитного жилья, которое вы собираетесь здесь возводить, возрастет в разы!
Стоит ли говорить, что командование ЛенВМБ и яхт-клуба ВМФ от комментариев воздержались. Они люди военные, дисциплинированные и супротив начальства идти не могут. А жаль, ведь существуют еще и принципы! Поскольку полагаться на августейшую мудрость и здравый смысл трудно, остается пожелать твердости военным яхтсменам и всем, кому небезразличен морской дух и традиции Санкт-Петербурга. Тем временем ветераны упраздняемого яхт-клуба ВМФ отправили письмо Президенту и Верховному Главнокомандующему и с нетерпением ожидают поддержки со стороны гаранта Конституции.
А некогда "морские ворота" в Европу все больше напоминают отверстие в золоченом скворечнике+
3 августа 2007 г.
Сергей Апрелев
Капитан 1 ранга, яхтенный шкипер.
|
|
|
|
|
|