Мрачные прогнозы, о которых так часто говорили демократы, сбылись - 7 декабря 2003 года в России появилась первая в новейшей российской истории Государственная Дума, в составе которой нет ни одной фракции, способной отстаивать классические демократические ценности в экономике и политике. Впадать по этому поводу в истерику - непродуктивно. Но абсолютно необходимо срочно проанализировать причины случившегося и понять, что должны предпринять в ближайшее время и в долгосрочной перспективе те политические силы, которые принято, хотя и не вполне корректно, называть "правыми ". Придется ответить на множество вопросов. В том числе на два следующих: - какой должна быть политическая сила, отстаивающая интересы свободных и самостоятельных людей России? - следует ли российским демократам выдвигать своего кандидата на предстоящих выборах президента России, и если да, то как?
Движение "Свободная Россия" - новый проект российской демократии.
Прежде, чем определять основные параметры новой партии, зададимся вопросом - в чем причина поражения Яблока и СПС? Ответы уже прозвучали в прессе. Причин много, и пресловутый "административный ресурс" - не главная из них. Нет сомнения, что и у Яблока, и у СПС украли какую-то часть голосов, возможно - именно столько, сколько нужно было для изгнания из парламента их фракций, но фактически провал этих партий случился не в день голосования, а раньше - тогда, когда формировался стиль внутренней жизни этих партий. Полезно вспомнить, как отменили результаты конференции питерских СПСников, когда эта конференция избрала "не то" руководство. Или как на съезде Яблока была сформирована общефедеральная часть списка, начисто лишавшая региональные организации партии иметь свое представительство в парламенте. Таких примеров, характеризующих обе партии как структуры бюрократические и бессмысленно централизованные, много. Но главная беда этих партий - ставка на финансовую поддержку ничтожного числа богатейших людей России. Поэтому простое объединение Яблока и СПС, даже если бы оно было возможным, а это более чем проблематично, уже не спасет положение - "единожды не оправдавши, кто тебе поверит?" Поэтому задача ближайшего четырехлетия состоит в том, чтобы создать новую партию, более дееспособную, чем та, которую можно получить объединением Яблока и СПС.
Это должна быть партия, использующая человеческие ресурсы, накопленные двумя этими партиями, но построенная на иных организационных принципах.
Это должна быть партия, которая не пытается купить поддержку миллионов избирателей на средства нескольких олигархов, а питается обязательными (и не маленькими!) взносами десятков тысяч своих членов и добровольными пожертвованиями сотен тысяч своих сторонников.
Это должна быть партия, имеющая абсолютно прозрачный бюджет и отчитывающаяся перед членами и сторонниками партии за каждый потраченный рубль.
Это должна быть партия, региональные отделения которой финансируют свои федеральные органы управления, а не наоборот. Наконец, это должна быть партия, не изображающая из себя защитницу всех и каждого, а стоящая на страже интересов тех, кто заказывает и оплачивает ее работу, - свободных людей России.
Но должна ли это быть партия? В конечном счете, года через два - непременно. Но сейчас, в начале своего развития, эта организация может иметь форму общественно-политического движения, включающего в себя партии, работающие на демократическом фланге политической России, и общественные правозащитные объединения. В этом случае политически значимые решения будут приниматься руководящими органами движения, а затем эти решения будут юридически реализовываться партиями, входящими в движение.
Как может называться это движение? Вопрос немаловажный, поскольку определение "демократическая" уже не вполне адекватно политическим задачам движения. В конце концов, "демократия" - всего лишь процедура, инструмент, находящийся в руках всего общества, и если общество в целом не хочет или не умеет этим инструментом воспользоваться, то заложниками этого неумения или нежелания становятся свободные и самостоятельные люди, которых в сегодняшней России, увы, меньшинство. Защитить жизненное пространство этих людей, их право на экономическую и интеллектуальную свободу - вот первоочередная задача нового движения. Ибо свобода - это то, чего в России не хватает сегодня в первую очередь. Не хватает свободы от нищеты, от страха за жизнь своих детей, свободы от оболванивающего воздействия контролируемых государством СМИ.
Не лучше обстоит дело и с определением "правые" в названии СПС. Надо ли напоминать, что в русском политическом словаре это слово имеет коричневатый оттенок?
Вот почему для нового движения, а впоследствии и партии, я предлагаю рассмотреть варианты названия, включающие смыслообразующее слово "свобода": "Общероссийское политическое движение "Свобода", или короче - Движение "Свободная Россия". И в дальнейшем я буду для обозначения движения, о котором идет речь, пользоваться именно этим названием - ДВС.
Будет ли у свободных людей России единый кандидат в президенты?
Начать работу по реорганизации демократического фланга российской политики, по созданию ДВС я предлагаю с мероприятия, которое лучше всего было бы назвать "Форумом свободных людей России" (ФСЛР). Здесь самое сложное - выработка принципа, на основании которого формируется состав ФСЛР. Именно об этом следовало бы договариваться в ближайшие дни (а не о том, кто именно должен быть единым кандидатом демократов). Что касается состава, то, учитывая безумный цейтнот, он не должен быть большим. В этой связи не лишены смысла предложения одного из постоянных посетителей Интернет-Форума "Яблочный сад", в соответствии с которым в ФСЛР могут принять участие лидеры партий (одинаковое количество представителей каждой партии), относящихся к демократическому флангу (Яблоко, СПС, Партия поддержки предпринимателей, Автомобильная Россия - этот список подлежит дополнительному обсуждению), принимавших участие в выборах и получивших не менее, скажем, 1% голосов, а также кандидаты одномандатники от этих партий, получившие не менее, скажем, 10% голосов. По решению оргкомитета Форума к участию в нем должны быть обязательно приглашены лидеры общественных неполитических организаций, защищающих интересы малого и среднего бизнеса, а также авторитетные журналисты, общественные деятели - в количестве, не превышающем общее число представителей партий.
Форум должен принять короткий идеологический документ, содержащий ответы на пять-шесть ключевых политических вопросов, и выдвинуть кандидата в президенты. Кто может стать этим единым кандидатом? Лично я не представляю в этой роли ни Явлинского, ни Немцова, ни тем более Хакамаду, Гайдара или Чубайса. Дело не в том, что эти кандидаты обречены на поражение, а в том, что это будет поражение с результатом, деморализующим весь демократический фланг российской политики (вряд ли более 4 - 5 %). Впрочем, если Форум выдвинет кандидатом в президенты кого-то из лидеров проигравших партий, значит, так тому и быть.
Допустим, что удастся подготовить и провести такой Форум в срок, ограничивающий подачу в ЦИК заявления о начале сбора подписей. Что дальше? А дальше кандидат, выдвинутый Форумом свободных людей России, заявит о начале сбора подписей в порядке самовыдвижения. Политические партии и другие организации-участники Форума заявят о своей поддержке этого кандидата и совместными усилиями организуют сбор 2,5 млн подписей. Вряд ли такой кандидат победит действующего президента, но он должен получить от 10 до 15 процентов голосов, и в дальнейшем стать полноценным лидером ДВС.
Этот второй результат - создание дееспособной организации на демократическом фланге российской политики - является гораздо более важным, чем выдвижение кандидата в президенты на выборах, сценарий которых давно не только написан, но уже и отрепетирован. Поэтому, если не успеем создать ДВС под мартовские выборы - не страшно. Но это движение должно быть создано не позднее марта - для того, чтобы занять четкую и ясную позицию в отношении тех кандидатов, которые придут к финишу, а затем - оказать максимальное влияние на состав будущего правительства, не допустить дальнейшего развития тех опасных тенденций, что проявились на выборах Думы.
Юрий Нестеров, 16 декабря 2003 года
|