Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры политики   
Энциклопедический Фонд   
Энциклопедия   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Брокгауз и Ефрон   
Контакты:
Тел. (812) 312-18-56,
Факс: (812) 312-50-97
E-mail:
Адрес редакциии:
191186, Санкт-Петербург,
Конюшенный пер. д. 1
E-mail: [email protected]
[email protected]
НАУЧНЫЕ ВЕРСИИ

КАКОЕ НА ДВОРЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ?

   Уважаемые читатели журнала, своей сегодняшней статьей я приглашаю всех желаю-щих к открытому разговору и созданию, пусть небольшой, но инициативной группы единомышленников - любителей прошлого и старины. Естественно - никаких ограничений по возрасту, профессии, национальности, образованию и т.п. Прежде всего, мое обращение - ко всем тем, кто с любовью и увлечением относится к истории, как к науке, с ее бесконечными тайнами, загадками, гипотезами. Выбор тематики может быть самый разнообразный, но единственное и главное условие - серьезный углубленный подход к любой предложенной проблеме без налета дешевой сенсационности и саморекламы.
   Лично меня давно привлекает фигура Иисуса Христа не в плане вероучения, а с точки зрения объективной реальности. Миллионы людей на всей нашей необъятной земле уже не одно тысячелетие чтут и провозглашают его имя. Но вот что удивительно - об этом человеке, как исторической личности, мы практически ничего не знаем - ни откуда он родом, ни кто его родители, ни в каком он году родился. Парадоксальность ситуации заключается в том, что возникшие вопросы мало кого волнуют. Официальная церковь не желает подвергнуть анализу и критике текст священного для нее писания. А противоборствующая сторона в этом споре - атеисты, стоящие, до недавнего времени, на позициях мифологической школы, просто объявили Христа людской выдумкой. Не лучше обстоит дело и на Западе, где ряд специалистов попытались соединить несоединимое - религиозную догматику с данными научных изысканий, чтобы христианским легендам об Иисусе придать вид исторических свидетельств. Так, к примеру, рождение Христа старательно "привязывают" к правлению Ирода Великого только на основе евангельского сказания об избиении царем вифлеемских младенцев. В публикуемой ниже работе сознательно уделено этому вопросу значительное место, а также выделены причины, приведшие к однозначным и поспешным выводам. Уважаемые читатели, если вас заинтересовала данная статья и проблемы, затронутые в ней, вы можете связаться с автором для более подробного обсуждения этой или любой другой исторической темы.

      Человечество с шумом и размахом поспешило отметить круглую дату в истории земли - окончание 2000 года, объявленного на иностранный манер - Миллениумом. И теперь вряд ли для кого может возникнуть неожиданный и странный, на первый взгляд, вопрос: "А в каком тысячелетии мы сейчас живем во втором или третьим ?". Нет сомнения, что на такой легкий вопрос ответит любой школьник. Но к великому сожалению не все так просто в общепринятой христианской хронологии, отмеряющей время жизни на земле, за последние две тысячи лет. Дело в том, что точка отсчета эры "от Рождества Христова", ее часто обозначают буквами AD - Anno Domini - "года Господа" - величина неопределенная и, мягко говоря, приблизительная. Исследователи до сих пор спорят, на чем основывал свои выкладки монах Дионисий Малый, скиф по происхождению. Он через 500 лет (!) после рождения Христа вводит новое летоисчисление, отбросив прежнюю датировку времени по годам римского императора Диоклетиана - гонителя христиан. Обычно предполагают, что папский секретарь следовал указаниям евангелиста Луки (3:1-2), где Иисусу было "лет тридцать" в 15-ый год правления императора Тиберия (от условно принятого возраста в 29 лет отнимаем 15-ый год и получаем 14-ый год - начало правления пришедшего к власти пасынка Августа).
Таким образом, рождение Иисуса Христа можно отнести к 1-му году новой эры, соответствующему 44-ому году правления Августа или 754-ому году от основания Рима.

    Еще очень долгое время нововведение Дионисия Малого не признавалось властями и самой церковью, пока спустя 1000 лет (!) оно не было официально утверждено при папе Евгении IV (1431 г.) 
      Григорианский календарь, взявший за точку отсчета начало христианской эры и, по которому сверяет свою жизнь большая часть земного шара - это, образно выражаясь, пульс нашего времени. И поэтому в сегодняшнем мире, при современном развитии науки, техники и прогресса, обидно и нелепо оперировать временными категориями типа: "может быть", "приблизительно", "около того". Достаточно сказать, что вся ис-тория человечества оказалась разделенной приходом в мир Иисуса: "до рождества Христова" и "после Рождества Христова". Его появление на земле считается поворотным пунктом в истории человечества, а значит, когда жил "сын Божьий", далеко не праздный вопрос любопытствующего. Попробуем и мы, насколько это возможно, осветить затронутую проблему и попытаться более точно определить ход часов, отмеряющих земное время. И тут, в первую очередь, обратимся к евангелиям - рассказам о жизни Иисуса Христа. 
     Каждая задача определяется первичным условием. В нашем исследовании это будет некий постулат или, выражаясь библейским языком, - краеугольный камень неизменных данных. Его построение основано на древней евангельской традиции:
      Пункт 1. Иисус, придя к Иоанну Крестителю на Иордан ( 15-ый год Тиберия) был лет 30-ти (Лк 3: 21-23). 
     Пункт 2. С момента крещения Иисус проповедовал царство Божие 1 (один) год (Лк 4:19). Отцы ранней церкви Ириней и Климент Александрийский (II в.) подтверждают, что проповедь Христа длилась меньше года и, что он был казнен на 12-м месяце своего служения. У трех первых евангелистов время проповеднической деятельности Иисуса определяется одним годом (И.С.Свенцицкая. "От общины к церкви". Москва, 1985 г., стр.83). Из этого следует:
            а). Гибель Иоанна Крестителя и распятие Христа последовали в течение одного года;
        б). Основатель христианства едва достиг тридцатилетнего возраста.
   Пункт 3. Арест и смерть Иоанна Крестителя произошли не ранее женитьбы Ирода Антипы на жене своего брата Филиппа. Иродиада, не стерпев обвинений проповедника, добилась его казни (Мтф 14:1-14; Мрк 6:14-28; Лк 3:19-20, 9:7-9).
     Пункт 4. Казнь Иисуса не могла произойти в первые (20-ые) годы наместничества Понтия Пилата (27 - 36 гг.н.э.).

Во - первых : перед въездом в Иерусалим Иисусу рассказали, что ранее, его соотечественники - из Галилеи, пришедшие в храм для жертвоприношения, были убиты по приказу Пилата. То есть, Иисус появился в Иудее уже во время правления прокуратора и совершенное Пилатом очередное злодеяние было для него новостью (Лк 13:1).

Во - вторых : лишь в ходе судебного процесса над Христом старая вражда между иудейским наместником и Иродом Антипой закончилась их примирением и дружбой (Лк 23:6-12).

Итак, начнем расследование с первого из новозаветных евангелистов: "Иисус родился... во дни царя Ирода" (Мф 2:1). Время правления тщеславного, жестокого и деспотичного царя Иудеи Ирода Великого нам известно - (37 г. до н.э. - 4 г. до н.э.). Версия Матфея "не проходит" по пунктам 1,2,4. Если ее придерживаться, то рождение Иисуса следует отодвинуть, как минимум, на 2-3 года назад к 7-му году до н.э. ( в этот промежуток времени входит бегство в Египет, ожидание смерти царя Ирода, возвра-щение семьи в Назарет). В таком случае, к 30-ому г.н.э. Иисусу будет около сорока ,а не тридцати лет .

 

    Возможно сын Марии родился во время другого Ирода - Антипы (4 г. до н.э. - 39 г. н.э.), четвертовластника, правителя Галилеи. Тетрарх (четвертовластник) - властитель четвертой части страны.Обычно этот титул могущественный Рим присваивал подвластным князькам, управлявшим своими уделами и областями. То, что царя (Ирода Великого) и четвертовластника (Ирода Антипу) евангелисты обычно смешивали - хорошо известный факт. Так Марк в трагической сцене с усечением головы пророка неожиданно наделяет мужа Иродиады верховной властью в стране: "Царь Ирод... говорил: "Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых"... Царь сказал девице: "Проси у меня чего хочешь... даже до половины моего царства"... Царь опечалился... Царь повелел принести его голову" (6:14-28). Матфей, казалось, не делает этой ошибки, он знает, что речь идет об Антипе: "В то время Ирод четвертовластник... сказал служащим при нем: "Это - Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых" (14:1-2). Но в заключительной строке своего рассказа, Матфей вдруг оговаривается подобно Марку: "И опечалился царь... и послал отсечь Иоанну голову в темнице" (14:9-10). У второго, по канону, евангелиста Ирод представлен как восточный монарх и верховный правитель страны, во главе царского двора. Он дает пир в честь дня рождения "вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам"(Мк. 6:21), но все они названы жителями Галилеи, мятежной и провинциальной области, на границе с Сирией, вдали от столичного Иерусалима. Значит еще в устном арамейском (еврейском) предании, которое использовали в своей работе Марк и Матфей, по каким-то причинам четвертовластник Ирод наделялся атрибутами иудейского царя. Отсюда можно предположить, что, и в других случаях появления в евангельских рассказах "царя Ирода", речь идет о сыне, а не об отце, с которым он отождестляется.    
      Давайте от канонического евангелия обратимся теперь к апокрифам, где так же упоминается галилейский Антипа, действовавший в 30-тые годы нашей эры: "И произошло во дни Ирода, царя Иудеи, что пришел Иоанн и крестил крещением..."(Евангелие эбионитов).Здесь палестинская или иудеохристианская традиция, идущая от древнего устного предания, начинает повествование, как и самый ранний из благовестников - Марк ("Канонические евангелия".Москва,"Наука",1993.,стр 16,118), с крещения Иисуса в Иордане.Этот важнейший и поворотный момент в жизни сына Марии и Иосифа, определивший его дальнейшую судьбу и предназначение, отмечен именем иудейского царя. Древний обряд крещения в воде означал для посвящаемого новое рождение и жизнь.Поэтому, неслучайно, младенец у Матфея, как и будущий мессия у эбионитов проходят под одной датировочной формулой : "Во дни царя Ирода". Более того, неканонический текст уточняет, что Антипа (Ирод) - верховный правитель, именно, Иудеи. Другой апокриф, приписываемый первому ученику Иисуса, называет четвертовластника главным действующим лицом в вынесении и исполнении приговора над Христом: "Тогда царь Ирод приказал взять Господа, говоря им (судь-ям):" Что я приказал вам сделать с Ним , сделайте"( Евангелие Петра). У Луки Антипа так же назван среди участников суда (23:6-11): Пилат, узнав, что Иисус - галилеянин, т.е. родом из Галилеи, отправил его к тетрарху, как одного из подданных мужа Иродиады (срв.Дея.Апост. 4:27). И в этом евангелие сын Ирода Великого вновь назван верховным правителем Иудеи - в чем же тут дело? Странную метаморфозу и замену одного исторического лица другим уже не объяснишь рассеяностью или невежеством кого-либо из евангелистов. Во всех этих случаях просматривается определенная закономерность: фигура "Царя"(Антипы) появляется всякий раз в ключевые моменты жизненной биографии Иисуса - крещение на Иордане, гибель Предтечи, суд и распятие. Иными словами евангельский "царь Ирод" датирует весь жизненный путь Иисуса от рождения (крещения) до смерти. Можно предположить, что и верхнюю границу хронологии Христа - вифлеемское рождение у Матфея, первоначально фиксировал все тот же правитель из Галилеи. В подтверждение этому, процитируем высказывание знаменитого Цельса - автора "Правдивого слова", самого известного из критиков ранней церкви (II век). Незаурядный философ, писатель и публицист, он был большим знатоком античной и христианской литературы и ни раз ставил в тупик своими познания

оппонента и богослова Оригена. В своей книге, имея на то веские основания, он справедливо заявляет: "Ведь я все (про христиан) знаю" (1,12). Так, обличая иудейские пророчества о появлении сына Божьего, Цельс называет убийцей вифлеемских детей не иудейского царя, как следовало ожидать, а четвертовластника: "Халдеи, побужденные его рождением, пришли, чтобы поклониться ему, еще младенцу, как Богу; что они об этом сообщили тетрарху - Ироду (!); последний послал перебить всех родившихся в одно время (с Иисусом), рассчитывая погубить и его вместе с ними, чтобы он, придя в надлежащий возраст, не стал царем" (1,58). Заподозрить Цельса в плохом знании первой главы евангелия Матфея и широко известной истории о вифлеемской звезде и царе Ироде - вещь невозможная и безосновательная. "Грубейшая" ошибка критика и знатока христианской литературы удивительным образом следует, подмеченному нами, правилу исторической гиперболы для канонических и апокрифических писаний. К последним можно причислить и иудейские предания об Иисусе - "Тольдот Иешу", где его рождение при Ироде отнесено уже к римскому императору, правившему через 20 лет после смерти царя: "В дни Тиверия Кесаря и в дни Ирода, царя Израильского, большого злодея.., в то время жил один человек, происходящий из дома Давидова, по имени Иосиф...". Все это говорит о том, что у истоков евангельской традиции Иисусу из Назарета противостоял не сильный и могущественный владыка страны - Ирод Великий, а маленький и незначительный управитель области - Ирод Антипа. Если мы выясним, что лежало в основе возникшей перестановки отца на место сына, мы поймем, почему под маской царя-тирана оказался четвертовластник из Галилеи, в правление которого родился Иисус.
     Образ Христа сложен и неоднозначен - его формирование шло постепенно, соединяя в себе самые разнообразные, нередко противоречивые предания и верования: это представления об Иисусе как иудейском пророке, ветхозаветном мессии - царе, небесном владыке, "сыне божьем". У Марка и в древних апокрифах нет ни слова ни о родословной Христа, ни о его рождении, ни о его детстве. Понимание Иисусом своего высшего, божественного предназначения происходит в 30 лет, на берегу Иордана. У эбио-нитов сын Марии и Иосифа только мудрый и справедливый человек, который стал сыном Божьим лишь в момент крещения: "И глас был с небес, глаголющий: Ты сын мой возлюбленный... в сей день я родил тебя"(срв. Мк 1:10-11). Эта последняя фраза у Луки (3:22) уже отсутствует в каноне, но сохранилась в манускрипте V в. ( Кодекс D). Неслучайно, первые записи "благой вести" начинались со священного обряда крещения в Иордане. Для древней евангельской традиции это была главная точка отсчета, знаменующая "божественное" рождение галилейского (а не вифлеемского!) Христа, как начальное, исходное время:" Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном : как Бог духом святым и силой помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, благотворя и исцеляя всех... потому что Бог был с ним."(Дея. Апост. 10:37-38). По мере того, как образ Иисуса все более подвергался процессу обожествления, появилась необходимость в составлении рассказов о его чудесном рождении и происхождении. Такими источниками для создания евангельских сказаний, о появлении на земле спасителя-героя, становятся ветхозаветные пророчества о мессии ( иудейская версия) и эллинские мифы о "сыне бога" ( языческая версия). Согласно иудейским представлениям Мессия (Христос) непременно должен быть царского рода. Другие названия мессианского освободителя и правителя - "Сын Давида" или "Сын Божьий". Так во втором библейском псалме царь Давид говорит: "Гос-подь сказал мне: ты сын мой, я ныне родил тебя". Отсюда стремление евангелистов путем длинной родословной доказать, что Иисус, сын плотника Иосифа происходит по прямой линии от иудейских царей, и что он родился в Вифлееме, родном городе Давида. Для христиан из язычников (греко-римский мир) утверждение что Христос потомок древнего царя воспринималось безразлично и мало что значило. Гораздо ближе им было понятие о "сыне Божьим" - как соединение бога со смертной женщиной (миф о непорочном зачатии сравнительно позднего происхождения, см. подробнее - Свенцицкая И.С. "Раннее христианство: страницы истории." Москва 1987 г., стр. 226-228).

На Западе, в эпоху эллинизма, желая возвеличить и прославить выдающихся людей, им зачастую приписывали божественное происхождение : считалось, что от Зевса родился А. Македонский, от Аполлона - император Август - "сын божьий", полководец Сципион Африканский, философ Платон. Матфей попытался соединить две абсолютно несо-гласуемые версии о рождении младенца Христа. Согласно его биографическим "подробностям", из рода Давида был муж Марии, а не она сама, которая у того же Матфея родит от духа святого (1:18). Но в таком случае, Иосиф и его сын Иисус, как потомки иудейского царя - неизбежная фикция. Непорочное зачатие Марии уничтожает их происхождение по мужской линии из рода Давида, так как у родившегося, от небесного бога-отца, не могут быть смертные предки на земле. История о рождении Иисуса двух евангелистов настолько расходится друг с дру-гом, что складывается впечатление, будто речь идет о совершенно разных младенцах. У Матфея (иудейская или восточная версия) события происходят при царе Ироде Великом, в Вифлееме, на юге страны; муж в тайне скрывает беременность жены; ему ночью является ангел; Иисус рождается в доме своих родителей; к нему ведомые звездой приходят волхвы с дарами; посланный ангел во сне предупреждает Иосифа об опасности и в тот же час все семейство бежит в Египет. Совсем иначе об этом рассказывает Лука (языческая или греко-римская версия): днем, в Назарете, на севере страны, ангел является деве Марии; она не стесняется своей беременности; Иисус рождается при римском наместнике Квиринии, в хлеву; его находят пастухи; родители Христа - жители Галилеи; они через 40 дней крестят сына в храме и спокойно из Иерусалима отправляются домой, в свой родной город. Причина такой несогласованности между евангелистами заключается в том, что каждый из авторов по своему трактует и перерабатывает миф о божественном младенце. Для Матфея Иисус - иудейский мессия, отец которого Иосиф, принадлежащий к царскому роду - главное лицо евангельской мистерии, разыгравшейся в Вифлееме. Супруг Марии действует тайно, ночью и, спасаясь бегством, прячет будущего царя иудейского от преследований кровавого Ирода и сменившего его на престоле сына Архелая. Напротив, в евангелие для язычников, рождение "сына божьего" - эпического героя эллинских сказаний дает открыто, гласно, всенародно. У Луки беременность Марии уже не скрывается, а даже "выставляется" на обозрение всей страны - она дважды пересекает Иудею: сначала идя в гости к родственнице Елизавете, а затем для переписи в "град Давидов". Такая открытость и намеренная подчеркнутость материнского начала характерна не для иудейской религии и отношению к женщине, а для богини - девственницы языческого культа. Появление на свет Христа - Господа сообщается ангелом небесным как великая радость для всех людей на земле (Лк. 2:10). Первыми же о рождении будущего мессии узнают жители Вифлеема и Иерусалима (Лк. 2:18,38). Центральное место в своем сказании о младенце Иисусе Лука отводит не Иосифу, а богородице. Он величает ее как "Мария, Матерь Его "("Матерь Господа"), которую отныне будут "ублажать все роды (народы)"(Лк 1:48). Если попытаться соединить оба варианта "рождества Христова", не прибегая, как церковь к ухищрениям и оговоркам, то полученный результат будет абсурден и нелеп, с точки зрения исторической достоверности - стражники Ирода рубят по приказу царя тела младенцев на глазах римских властей, заносящих в свою перепись имена убиваемых детей. Внутреннее противоречие иудейской и языческой версий усугубляется несовпадением между собой обоих списков родословия Христа, сочиненных евангелистами, не знавших семейной биографии, безвестного прежде, галилейского пророка. У Матфея родословная насчитывает 42 поколения до Христа и дедом Иисуса назван Иаков, а у Луки количество родов - 56, а дедово имя - Илия. Середина первого века н.э. - это время проповеднической деятельности Павла и начало мифотворчества, охватившее христианские общины. Повсеместным увлечением становятся составления генеалогического древа Иисуса и рассказов о рождении божественного младенца, в качестве первых дополнений к основному рассказу "благой вести" (протоМарк). Поэтому апостол язычников требует пресекать вольнодумство почитателей Христа: "чтобы они... не

занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше спо-ры... от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие."( 1 Тимф. 1:4-6). Первые христианские авторы и апологеты ни словом не упоминают о вифлеемской драме. Они либо не знали подробности о рождении Иисуса, либо не считали их авторитетными и заслуживающими доверия - Папий, Юстин, Татиан. Последний из перечисленных, написал сводное евангелие, на основе четырех, ставших позже каноническими. В нем под названием "Диатессарон" (букв. "по четырем") Татиан выбрасывает родословную Иисуса и другие места, где утверждается, что сын Марии был потомком иудейских царей. К этому же времени (вторая половина II века) относится и появление ересиарха Маркиона, который впервые знакомит римских христиан с посланиями Павла и евангелием Луки. Он привозит в Рим свой вариант "благой вести", где отсутствуют, именно, первые главы о рождении и детстве основателя христианства. Его евангелие от Луки начинается с того момента, когда Иисус Христос спустился с неба и явился жителям Иудеи сразу в образе человека. Здесь видно авторское стремление отойти от иу-дейского прошлого,в набиравшем силу христианском движении, а с другой стороны сохранить древнюю традицию о первостепенном значении "помазания" святым духом на Иордане. Таким образом мессианство Иисуса указывает на время составления отдельных писаний, так как для поздних евангелий оно определяется вифлеемским рождением, а для ранних иорданским крещением. Но и в этом случае противоречие возникает уже между "рождественскими сказаниями" и мотивом "мессианской тайны", заимствованной, как и многое другое, евангелистами у своего предшественника Марка. Требование Иисуса молчать о его божественном призвании не стыкуется с рождением в Вифлееме, о чем было известно по всей Иудеи и в Иерусалиме. Более того - еще длительное время и после крещения в Иордане, Иисуса не считали иудейским спасителем и "сыном Давида". Так перед въездом в Иерусалим его принимали за кого угодно, но только не за Христа - за одного из пророков, за Илию и даже за Иоанна Крестителя(Матф. 16:14-16). Не в Иисусе а именно в Предтече люди желали видеть долгожданного Мессию: "все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он..."(Лк. 3:15). Никто из народа, да и сам Лука уже не вспоминают о том, что сын Марии, "Матери Господа" и есть царь иудейский, родившийс за 30 лет до этого, стоящий теперь в толпе, совершенно никому неизвестный (Ио. 1:26). У Матфея тот же Иоанн, видявший сходящего на Иисуса духа в виде голубя (Матф. 3:16; Мрк. 1:10) не знает на деле кто же "помазанник божьий" и недоуменно вопрашает: "Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?"(11:3). Лишь самые близкие из учеников "уверовали и познали" о божественной миссии учителя (Ио. 6:68-69; срв. Матф. 26:63). Сомнение же других людей относительно своего небесного предназначения сын Марии вынужден доказывать чудесами и исцелениями - "и дивился весь народ и говорил: не сей ли Христос, сын Давидов?"(Матф. 12:23). Такое нелегкое и нескорое (к концу жизни) обретение Иисусом мессианского звания ( у Марка) исключает его вифлеемское рождение - позднюю ступень развития в обожествлении галилейского пророка. К примеру, родословие, отнесенное Матфеем к началу книги и появлению на свет Христа, у Луки неловко втиснуто между рассказом о крещении(?!) и об искушении дьяволом, что производит впечатление какой-то искусственной вставки. Сочинение всевозможных родословий и чудесных историй о божественном ребенке преследовало, прежде всего, цель убедить верующих, что Иисус - сын божьий и царь иудейский от рождения: "Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст ему господь бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца"(Лк. 1:32-33). В синоптических евангелиях основной упор сделан на учении о "царстве божьем"( первичное ядро устной традиции) и признании, что Иисус есть Христос. Прозвище Иисуса - "Христос" (перевод на греческий еврейского слова "машиах"(мессия) - "царь, помазанник") стало его вторым личным именем. Согласно еврейскому обряду, кандидату на царский трон иерусалимский первосвященник благовонным маслом смазывал