|
|
|
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС. |
|
|
|
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ |
|
|
|
Голливудская "Хиросима" |
Капитан 1 ранга Сергей Апрелев Похоже позапрошлогоднее произведение Голливуда - "К-19" прочно прописалось на российских экранах. По крайней мере руководители отечественного телевещания сочли его достойным украшением Дня защитника отечества, еще недавно известного как День Красной армии . Что ж, бог им судья, тем более, что альтернативы американскому "историческому" кино у нас не существует. Российским кинематорграфистам едва хватает средств на экранизацию бандитских сериалов, пользующихся несомненно большим спросом населения. Последнее своей непритязательностью все больше смахивает на массовую американскую аудиторию, которой и предназначена продукция "фабрики грез".
Сюжет фильма действительно построен вокруг реальных событий. Июль 1961-го - разгар "холодной войны". В ходе крупномасштабных учений Северного флота на борту первой советской атомной ракетной подводной лодки "К-19" происходит первая, но, увы, далеко не последняя ядерная авария нашего флота. Разрыв первого контура системы охлаждения реактора левого борта вызывает повышение температуры активной зоны до критического уровня. Возникает опасность разрушения тепловыделяющих элементов, что, по бытовавшему тогда мнению, должно неминуемо привести к ядерному взрыву. Командир "К-19", капитан 2 ранга Николай Затеев принимает решение о монтаже нештатной системы охлаждения. Уже через два часа устройство, собранное из подручного материала, готово. Предстоит самое сложное. В условиях, когда уровень радиации не оставляет никаких шансов на спасение, добровольцы формируют три смены. Первую возглавляет командир реакторного отсека лейтенант Борис Корчилов. Моряки сознательно идут на верную гибель, но делают все, что в их силах. Спустя четыре часа после начала аварии, четверть экипажа, а на борту 139 человек, получает мощные дозы облучения. Обстановка усугубляется невозможностью связаться с базой из-за повреждения основной антенны. Однако сигнал аварийного передатчика перехватывают дизельные подлодки "С-270" и "С-159", командиры которых на свой страх и риск оставляют позиции и, устремившись на помощь "К-19", принимают на борт часть ее команды. К исходу четвертых суток к аварийному ракетоносцу подходят наши эсминцы, чтобы отбуксировать его в базу. Только тогда командир Николай Затеев с оставшейся частью экипажа покидают корабль. Восемь подводников, предотвративших вселенскую катастрофу, умирают практически сразу, а скорбный список потерь продолжает пополняться...
Флотский народ суеверен. Еще во время спуска "К-19" на воду не разбилась бутылка шампанского, а в ходе строительства погибло несколько человек. Однако злоключения "Хиросимы", как успели окрестить злосчастный корабль, только начинались. 15 ноября 1969 года в беломорском полигоне "К-19" столкнулась в подводном положении с американской атомной подлодкой "Гэтоу". Оба корабля получили повреждения, причем "Гэтоу" с пробоиной в прочном корпусе была вынуждена лечь на грунт и едва не погибла.
24 февраля 1972 года подводная лодка вновь оправдала свое прозвище. В результате объемного пожара на борту "Хиросимы" погибли 28 моряков, а отрезанные от мира на 23 суток двенадцать подводников из десятого отсека смогли выжить лишь благодаря собственному мужеству и знаниям. В условиях полной темноты они поддерживали жизнедеятельность остатками сжатого воздуха и более чем скромного аварийного запаса продуктов. Но главное в том, как они поддерживали друг-друга...
|
Американский почин |
Все эти истории были хорошо известны на флоте, но от широкой публики скрывались. Когда завеса секретности, наконец, упала, появилось несколько публикаций, посвященных судьбе "К-19". В России, а затем и за рубежом, были созданы документальные фильмы. Особый интерес к российским подлодкам возник на волне катастрофы подводного крейсера "Курск" в августе 2000 года. Этим поспешила воспользоваться голливудская компания "Интермедиа филмз", задумав создать исторический триллер "по мотивам реальных событий" трагедии "К-19".
Конечно же этот фильм должен был появиться на российской студии, тем более что, если американский кинематограф преследует явно коммерческие цели, в нашем случае гибель подводных лодок в мирное время превратилась в национальную проблему. Другое дело, что в стране и других проблем тьма, а денег как не было, так и нет.
В Америке с деньгами традиционно лучше, и за дело взялась энергичная и волевая, как и подобает кинорежиссеру, американка Кэтрин Бигелоу - известный специалист по фильмам "экшн", т.е. активного действия. Вдохновившись подвигом советских подводников, она смогла убедить потенциальных спонсоров в том, что затея стоит свеч. Бюджет будущего фильма составил приличную даже для Голливуда сумму - 110 млн. долларов. Независимо от результатов проекта К.Бигелоу попадала в книгу рекордов Гиннесса как режиссер самого дорогого фильма когда-либо созданного женщиной. Появился шанс в чем-то превзойти даже бывшего супруга - Джеймса Камерона с его "Титаником"...
В Россию с любовью?
На страницах книги Питера Хухтхаузена1 "К-19. Оставляющая вдов", увидевшей свет в 2002 году режиссер Бигелоу заявила, что ею руководило стремление к максимальной достоверности повествования. Предстояло постичь тайны менталитета подводников. ВМС США от сотрудничества наотрез отказалось. Тем логичнее стало обращение взора в сторону России. Осенью 2000 года "голливудский десант" высадился сначала в Москве, а затем руководство съемочной группы смогло побывать даже на самой "К-19", смиренно ожидавшей своей очереди на утилизацию на СРЗ-10 в г.Полярном.
Советские военные, по свидетельству все той же Бигелоу, оказались гораздо приветливей своих американских коллег и охотно шли на контакт, рассказывая и показывая гораздо больше, чем от них ожидалось. Вероятно, сказывался свойственный нам идеализм и прекраснодушие. Ведь американцы собирались воспевать подвиги советских моряков. По крайней мере, постоянно об этом заявляли.
Следующим этапом стали встречи с ветеранами событий 1961 года в Москве и Санкт-Петербурге. Режиссер фильма вместе с исполнителями главных ролей - звездами Голливуда первой величины Харрисоном Фордом ("Индиана Джонс" и Хан Соло из "звездных войн"), и Лиэмом Нисоном ("Список Шиндлера") заверили присутствовавших в чистоте своих помыслов и желании поскорее поведать миру о героических русских подводниках. Доверчивые столичные ветераны, растрогавшись знаками внимания, которыми их так упорно обделяли на Родине, преподнесли X.Форду пособие по плотницкому делу, прознав про его бывшую профессию, и даже стали обращаться к нему "товарищ командир". Питерская "фракция" ветеранов "К-19" во главе с ее бывшим командиром - капитаном 1 ранга В.А.Вагановым отнеслась к голливудской затее с одобрением, однако резонно попросила ознакомить со сценарием фильма. Американцы, раздавая белозубые улыбки, посетовали на его отсутствие, но пообещали выслать с первой же оказией. Пообщавшись в ходе этих встреч, как с режиссером, так и с актерами я, честно признаюсь, так же поддался их профессиональному обаянию и поверил в добрые намерения.
1 Автор известного в России романа "Враждебные воды", повествующего о гибели советского ракетного атомного подводного крейсера "К-219" в октябре 1986 года у берегов Америки. В прошлом военно-морской атташе США в Москве. В основе книги о "К-19" лежат личные записи ее командира капитана 2 ранга Н.В. Затеева.
И вечный бой...
Поэтому, когда под Новый 2001 год мне позвонил исполнительный продюсер фильма Стивен Джаффи, я искренне обрадовался. Предложение поработать консультантом несколько ошарашило, и поэтому я попросил пару дней на раздумье. С одной стороны я был абсолютно свободен, получив неделей раньше документ, свидетельствующий, что моя 32-летняя беспорочная служба в рядах ВМФ завершилась. Омрачало сей факт лишь одно обстоятельство, я был уволен в запас, так и не получив квартиры. Невзирая ни на что, я был готов сражаться за доброе имя наших моряков и днем, и ночью.
С другой стороны, консультировать фильм, приковавший столь пристальное внимание общества, означало взвалить на себя немалую ответственность. Несколько ветеранов, чьим мнением я искренне дорожу, сразу же одобрили идею, заявив, что лучше уж там будет , командир-подводник, говорящий с киношниками на одном языке, чем даже один из участников событий с переводчиком. Последний, не владея темой, станет непреодолимым фильтром на пути к истине.
Дав согласие, уже 16 января 2001 года я приземлился в канадском Торонто, где находилась основная студия специально образованной компании "К-19.Тhe Widowmaker рroductions ltd", а утром следующего дня перелетел в порт Галифакс и немедленно окунулся в творческую атмосферу сколачивания актерского "экипажа". "Курс молодого бойца" на главной базе Канадских королевских ВМС воспринимался молодыми актерами весьма серьезно, что было воспринято мной как искреннее желание творить правдивые образы. Занятия, в том числе, на борту старых английских "дизелюх" типа "Оберон", одной из которых предстояло изображать "С-270", проводили "подводные волки" из числа отставных канадских унтеров.
После представления я выступил с коротким спичем, в ходе которого режиссер воскликнула:
- Хочу, чтобы все говорили с таким русским акцентом.
Я не возражал, но студия уже пригласила специального "тренера по диалекту", который не зная русского, успешно имитировал "местечковый" акцент обитателей Брайтон Бич. Именно он считается в Америке эталонным русским. Кстати, идея коверкать язык для пущей "достоверности" подверглась резкой критике в англоязычной прессе. Больше всех досталось Харрисону Форду.
Мне были очерчены рамки деятельности, включавшие: опеку актеров с целью воссоздания истинно подводной атмосферы, отработку элементарных навыков, участие в корректуре сценария, работу с дизайнерами, костюмерами, и вообще любым членом съемочной группы, кто будет нуждаться в моей помощи. Для начала потребовал сценарий и в тот же вечер его получил. Заснуть в эту ночь было не суждено. Сценарий сразил меня настолько, что я был вынужден прочитать все 133 страницы, надеясь узреть хоть что-то, способное вернуть душевное равновесие. Стало ясно, что предстоит борьба, исход которой представлялся довольно туманно.
Утром следующею дня, стараясь сохранять спокойствие, я высказал руководству все, что думаю о сценарии.
- Да ладно вам так переживать, мы же не делаем документальное кино, - заявила Кэтрин, - впрочем, изложите критику письменно.
С этого дня критика очередного варианта сценария, а их, в конце-концов, насчитывалось около тринадцати, сталa моим основным занятием.
Сейчас, когда на эту тему писано-переписано2, нет смысла повторяться, но уверяю вас, раздражали не столько технические детали, вроде "турбины, проверенной в доке", борьбы с радиацией методом "герметизации" переборки аварийного отсека ватниками и одеялами и всплытия полными ходами в паковых льдах3, сколько нагнетание сценарием атмосферы хаоса и бестолковщины. У зрителя волей-неволей утверждалось мнение, что эти русские сами во всем виноваты. Впрочем, порой, и среди них попадаются хорошие парни.
Одним из таких парней, несомненно, стал бывший командир Поленин (Лиэм Нисон) - "демократ" и любимец команды, снятый с должности за склонность к нелицеприятной критике в адрес "твердолобых адмиралов" с их извечным лозунгом "Давай-давай!". Буквально за считанные дни до спуска корабля его заменили бездушным карьеристом Востриковым, роль которого отменно сыграл Харрисон Форд. Не правда ли, кажется, что его нарочито трагическая физиономия сама способна генерировать неприятности?
Хочу еще раз подчеркнуть, что претензий к актерам нет, и быть не может. Они строго следовали сценарной линии и волe режиссера, которая в искреннем стремлении создать шедевр киномаринистики слегка злоупотребила штампами и заимствованиями в широком диапазоне от лент "Русские идут!" и "Мятежа на "Баунти" до незабвенной "Das Boot". Главный киноштамп времен "холодной войны" это - киношный "русский" - агрессивный, малокультурный и невежественный фанатик, к тому же вооруженный ядерным оружием. Все варианты сценария, а исходный - в особенности, доказывали это. Злобные офицеры ударами стеком пресекают попытки матросов украсть апельсины. Пьяные моряки. забравшись на крышу, старательно выводят краской "FUCK USA". Старпом, кстати, ответственный за наличие на корабле защитных средств, трясет за шиворот ни в чем не повинного механика, пытаясь выяснить, почему вместо антирадиационных костюмов загружены химкомплекты, которые могут защитить разве что от дождя. Доктор, назначенный вместо бедного коллеги, задавленного шальным грузовиком, кричит в лицо командиру в разгар аварии:
- Да не проходили мы ничего про радиацию, а на борту лишь йод с аспирином да геморроидальные свечи.
Да и сам командир хорош. Когда ему докладывают о разрыве реакторного контура, он первым делом рычит: - Кто ответствен за утечку?
Да в первую очередь ты сам, если ты командир.
2 Апрелев С. "В эпицентре "Хиросимы" Голливуда", журнал "Капитан-клуб" С.-Петербург. №1-2-2003 г.
3 Сценарист не мог не знать, что ракеты у лодок этого проекта находились в ограждении рубки. Да и вообще лодки всех стран мира всплывают во льдах без хода, предварительно обнаружив полынью.
Допускаю, что на флоте встречаются дубиноголовые офицеры. Но подобной тотальной некомпетентности лично я за тридцать пять лет службы не наблюдал.
К категории чисто американских штампов относится и перманентный конфликт командира со старпомом. Если первый - очевидный самодур с неявно выраженным профессионализмом, то человеческие качества второго проявляются в постоянном желании выполнять работу за подчиненных, что вряд ли характеризует его как командира-профессионала. К тому же он способен оставить "в сердцах" боевой пост и почему-то весь фильм фронидирует начальника, не расставаясь с нагрудной биркой "Командир".
Насчитав режиссеру минимум семь американских фильмов с подобным методом нагнетания страстей, я услышал, что, тем более, незачем ломать традиции, на которых, по моему утверждению, и покоится флотская служба.
Реплика замполита о праве, данном ему партией смещать собственного командира, в другой ситуации могла бы вызвать смех, но здесь она является ключевой. Стоит вспомнить замполитов из "Охоты за "Красным Октябрем" и "Враждебных вод", чтобы понять незыблемость идеологических установок Голливуда.
Но самой нелепой сценой фильма безусловно следует считать бунт на корабле с приковыванием командира к трапу наручниками, которых в то время, как известно, не было даже у милиционеров. Не было в советское время и клеток в залах суда...
Впрочем, многие сцены были навеяны реальными событиями, правда, несколько утрированными. И бунт не исключение. В дневнике Николая Владимировича Затеева, упоминается о том, что замполит и примкнувший к нему офицер штаба действительно предлагали высадить экипаж на норвежский остров Ян-Майен.
- Я послал их куда подальше, - пишет командир. И все! А где же драматизм по-американски? Ничего, группа заговорщиков с кольтами у командирского носа это восполнит. Ну чем не пародия на ГКЧП?
Если вы берете историческое название события, корабля, время действия, то неужели, изображая трусом главного героя, пусть с измененным именем и раскаявшимся впоследствии, вы не бросаете тень на того, кто совершил свой подвиг без тени колебания? А заявление о том, что фильм не документальный, а игровой, правдой которого является эмоциональное воздействие - всего лишь типичная уловка для ухода от ответственности за искажение исторической правды.
- Чего вы еще хотите? - спросила как-то Кэтрин Бигелоу, - ведь мы уже изменили имена героев.
- Замените название корабля, и я буду счастлив бесконечно.
Увы, требование было отклонено ввиду крупных затрат на предварительную рекламу.
Кстати, для американского проката название "К-19" было также признано одной из причин кассового провала. Там невольно возникала ассоциация с известной комедией "К-9" про умную овчарку с Джеймсом Белуши.
Калгари
Самой плодотворной для себя считаю работу в Калгари, где строилась полномасштабная береговая копия "К-19". Ее блестяще исполнили всего за 9 дней, истратив 4 миллиона долларов, не считая перевозки распиленных надвое отсеков на основную студию в Торонто. Путь был неблизкий - 4000 км, и для меня по сей день остается загадкой - существовали ли иные мотивы для этого, кроме реализации выделенных средств?
Тем временем съемки продолжались в Москве, где в кабинетах бронетанковой академии был обустроен "Главный штаб ВМФ". К чести главнокомандующего ВМФ, съемки на объектах его ведомства после многочисленных протестов ветеранов, возмущенных полученных-таки сценарием, были запрещены.
Работа в Калгари была отлично организована и в значительной мере способствовала восстановлению душевного равновесия, которое было вскоре нарушено инспекционным визитом режиссера. Всеобщая гордость - реакторная выгородка была раскритикована в дым.
- Это же советская подлодка, а не космическая станция! - воскликнула режиссер. После чего последовало указание огрубить все, от обводов помещения до сварных швов. А часть нержавейки... закрасить шаровой (серой - С.А.) краской.
Галифакс
На съемках в Галифаксе, изображавшем по фильму Полярный, случилось нечто похожее. "Доску Почета", виртуозно выполненную из той же нержавейки, неторопливо покрывал пятнами "ржавчины" студийный маляр. Свои действия он объяснил указаниями руководства, полагающего, что у русских это вполне возможно.
Военную верфь Галифакса настолько "советизировали", что местные жители стали проявлять беспокойство. Еще бы, поверх бетонной ограды нагородили дощатый забор, покрыв его зеленой краской и декорировав колючей проволокой. Повсюду висели лозунги "СЛАВА КПСС!" и "ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА". Шеф-дизайнер Калли Джулиуссон постарался на славу, строго следуя советскому пособию по оформлению наглядной агитации. Случались и перегибы. Огромный плакат на заводоуправлении, призывавший к завершению пятилетки в три года соседствовал с призывом "Без дела не слоняться!". На трансформаторных будках пестрело - "Без пропуска не входить!", а на туалетах - "Внимание! Взрывчатые вещества!" Таинственная надпись "Пескоструйка" украшала пожарные ящики с песком. Все это в совокупности с избытком кумача, бюстом Ленина из папье-маше, несколькими "эрликонами", странными тетками в нарядах беженок Первой мировой и статистами, смахивающими на французских партизан Второй мировой, должно было, по замыслу авторов, воссоздать истинно советскую атмосферу. На деле все больше напоминало балаган в масленицу, чем впоследствии и воспользовались местные власти. По завершении съемок жители города получили возможность за какие-то 50 долларов от души насладиться всем этим великолепием. В центре композиции находилась многократно проданная, бывшая советская дизельная подводная лодка "Б-77" (проекта 651), которая в фильме. после некоторых косметических преобразований изображала "К-19". Затем она отправилась в свой последний поход, чтобы занять место в качестве экспоната Морского музея американского города Провидено по соседству с авианосцем "Саратога", за которым некогда охотилась.
Торонто
Все десять отсеков макета, наконец, были собраны в огромном ангаре, лишь центральный пост был временно вычленен и помещен на специальную платформу с гидроприводом, наклонявшуюся одновременно в нескольких плоскостях. Это требовалось для воплощения довольно странного представления создателей фильма о динамике погружения-всплытия.
Харрисон, с которым поначалу сложились неплохие отношения, попросил для устранения возможных нелепиц сообщать о сомнительных сценах, чтобы его личный сценарист Билл Бройлс мог оперативно вмешиваться и производить корректуру.
Буквально на следующий день меня пригласили к продюсеру и дали понять, что не потерпят никаких сепаратных сговоров. Я лишь заметил, что готов давать советы кому угодно, лишь бы к ним прислушивались. Но этого-то как раз и не происходило. Порой начинало казаться, что решения принимаются от противного. Тем не менее, что-то все же удалось отстоять. Слава богу, за консультантом, в случае его несогласия с общей концепцией произведения, всегда остается право потребовать убрать свое имя из титров. что я и сделал, пообещав, в свою очередь, воздержаться от публикаций до выхода фильма. Обещание я сдержал, чего не скажешь о компании "К-19. Тhe Widowmaker productions ltd".
В целом фильм, особенно его русский вариант, сгладивший часть нелепостей, не так уж и плох, ибо мог быть и хуже. С другой стороны, основная масса зрителей, посмотрев его, говорят самим себе:
- Бедные наши мальчики, как же вам не везет. Вечно вы оказываетесь в жутких условиях, плаваете на гробах, вас не учат, не кормят, вами помыкают тупые командиры, требующие подвигов во имя амбиций политиканов. А после героической гибели вас тут же забывают...
В чем-то они недалеки от истины. Флот, как и вся страна, пребывает в глубочайшем кризисе. Жалкие остатки некогда могучей системы, с которой были вынуждены считаться те же американцы, ржавеют у причалов. Выросло поколение командиров, никогда в жизни самостоятельно не выходивших в море. И в этом нет ни капли их вины. Флот, как и многое другое, стоит на энтузиастах, которым приходится рассчитывать лишь на собственные силы.
Впрочем, если безмолвствует отечественное кино и голливудское действо способно принести пользу. Фильм о "К-19" заставил в очередной раз задуматься о том, как же много в нашей стране героев, если о подвигах некоторых из них мы узнаем лишь из иностранных триллеров.
Жена моего друга, также бывшего командира подводной лодки, прожившая с ним более двух десятков лет в северных гарнизонах, смахивая слезу после сеанса, произнесла:
- Я и не знала, что ваша служба была так трудна!
Так что лучше позже, чем никогда. Слава героям!
|
Сергей Апрелев
Капитан 1 ранга,
член ассоциации флотской прессы
Северодвинск,
Апрель 2003 г. |
|
|
|
|