|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Энциклопедический Фонд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контакты:
Тел. (812) 312-18-56,
Факс: (812) 312-50-97
E-mail: |
|
|
|
|
|
ПУБЛИКАЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ |
|
|
Легенда о Словене и Русе |
Юбилей Велицеграда |
Очевидно, популярные тексты ХV-XVIII веков пытаются мирить позднесредневековых "западников" и "славянофилов", но все же в пользу "западников". Тексты в итоге призывали не бояться власти со стороны, так как у себя достойных кандидатур обычно не найти. Эти краткие "исторические детективы" времен первых царей Романовых отчасти готовили общественное мнение к преобразованиям Петра I.
Списки XVII в. суммируют представления тысячелетий, в текстах выявляются следы очень древних эпох. Геродот относил появление скифского царя Арпоксая и его братьев ко II тыс. до н. э. По библии, Арфаксад - третий после Элама и Ассура (ассирийца) сын Сима. Волга, по летописям, течет именно в страны Сима. Арфаксад имел сына Салу (Сало), а внуком - Евера. Евер имел двух сыновей - Фалека и Иоктана. У Фалека был сын Рагав - прадед Фарры, отца Аврама. Христианские источники IV-V вв. н. э утверждали, что в III тыс. до н. э. Фалек и Рагав ушли в Скифию, а возникшее учение, "скифство" (скитание), стало одним из первых философских учений на земле. Античности были хорошо известны скифские философы: Замолксис, Токсарис, Анахарсис, Абарис... Они упоминаются Геродотом.
Русские летописи на времена Иоктана и Фалека - период около 2650 г. до н. э. - указывают участие "нарцев еже суть словен" в числе 72 народов в строительстве Вавилонской башни. Оттуда славяне спустя много времени переселились к Дунаю, где затем возникли земли Венгерская и Болгарская. Повесть-легенда о Словене и Русе, их потомках, уточняет, что уже Арфаксад заселял земли Ханаана. Поэтому эти земли не были чужды и потомкам Авраама. По античным источникам, скифы считались древнее египтян, достигали господства в Европе и Азии еще до потопа - в 3553 г. до н. э. Их полуторатысячелетнее господство в Азии якобы в 2054 г. прекратил ассирийский царь Панин (Нин). Так что отечественной (скифской) государственности в 2002 году 5555 лет и выходит.
С учетом археологических, антропологических, лингвистических и других данных появление первых индоевропейцев у Ильменя в III тыс. до н. э., а то и ранее, вполне вероятно. Абсолютных противопоказаний сути эпической версии нет. В составе индоевропейцев были языковые пращуры словено-русов. Поэтому, как замечает даже школьный учебник истории, "во всех этих наблюдениях летописец был недалек от истины" (Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1995. С. 16, 31).
Летописная легенда хранит память о начальных временах индоевропейства, наследников Иафета (Яфета, Афета). Она может использоваться в сумме источников как свидетельство реальных глубин истории пращуров словено-русов.
Мешех, Истер (Дунай), Коман, Рус - имена античные. Руса - так гордо называли себя цари Ураргу 28-26 веков назад. Словене и болгары известны лишь 15-14 веков назад. Однако самоназванием скифов являлось "сколоты", а вместо болгар до нашей эры фигурируют "бастарны" (батарны и т. п.), по Иоакимовской летописи - "сыны Словена". В списки попал набор средневековых ононимсв.
По керамике и другим находкам, устойчивые выходы населения от Черного моря на север фиксируются уже с V-IV тыс до н. э. Словен и Рус вполне попадают в одну из волн переселений. Озеро Мойско названием созвучно Моисею ("взятый из воды"). Мут-ная - египетской богине Мут, царице тьмы и ночи, жене Ра (в античности имя Ра имела и Волга). Есть и другие интересные группы созвучий.
В сборниках "Новгородика" читатель найдет дополнительные пояснения и подробности. На городских торжествах в Старой Руссе ныне всегда появляется эпический князь Рус. Убежден, эпический князь Словен не спортил бы и городские торжества Новгорода. Да и позволил бы горожанам быть внимательными к самым первым страницам родной истории.
Во времена древних Египта и Шумера считать время и расстояние уже умели. Так что появление в легенде чисел не должно раздражать, так как числами полна и сиященнаг Библия. Ил-мер -- "божья мера", межплеменной культовый центр. По эпосу греков, герой Троянской войны Иалмен контролировал земли от низовий Дона и выше. Шелонь напоминает Гелона, брата Скифа (по вариантам античного эпоса) и город Гелон. Языковеды видят развитие с античных времен ононимов типа Волхов и Москва. Культ Перуна археологами фиксируется па глубину в пять тысячелетий.. Очень древние корни имеют Порусья и Полисть.
Лук появился в мезолите. Бронзовые мечи - в энеолите Ими можно было обретать славу и богатства с III тыс. до и. э., что - например - показывают фатьяновская археологическая культура и близкие ей (Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 10-105).
Попытки войск Александра Македонского пробиться на север известны в 336, 331 и 329 гг. Асандр (почти Асан), сын Филоты, был назначен Македонским правителем Лидии, которая с VII в. до н. э. имела многообразные связи со Скифией. О взаимоотношениях царя-бога и народов Скифии существует огромная античная литература, продолжаемая русскими средневековыми романами об Александре, "Александриями". (О бастарнах - Седов. 1994, с. 218).
Алахерн - Аларих I, царь Приазовья, перешедший на службу Феодосию Великому и взявший в 410 г. Рим. Вскоре умер при подготовке похода на Африку, похоронен в русле одной из рек. А в 382 г. в Царьграде пышно похоронен Афанарих, один из скифских царей, что и привело к взаимозамещениям имен и событий в легенде. Лах (Лях) - устойчивый герой славянского эпоса, чаще родоначальник поляков.
Время апостола Андрея и языческих обычаев обильно отражено в летописях. Синдика (Горгиппия, Анапа) - один из центров Боспорского царства, будущей русской Тмутаракани (Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 82-84). Там археологи прослеживают переход от языческих обрядов к христианским. Имена типа Вологес и подобные известны в античности.
Появление Угров Белых русские летописи относят к VI- VII вв. н. э. Избор, Испор. Аспар - по другим версиям легенды - герой IV-V вв., у которого воспитывался будущий король Скифии и Германии Яромир (Германарих). Род алана Аспара из Скифии принципиально влиял на политику трех византийских императоров V в.: Феодосия II Малого, Маркиана и Льва I.
По эпосу, Рюрик - сын Умилы, дочери Гостомысла. Образ Гостомысла и его вероятного отца Бравлина (Буревоя здоса) ныне все больше принимается историками как реальный (И. Я. Фроянов. Мятежный Новгород. СПб.. 1992. С. 25-75) Новгород имел общину пруссов. Подробности в публикациях автора.
Отлично от "Русских вед... Велесовой книги" (М., 1992; и переиздания) десятки текстов легенды о Словене и Русе бесспорно относятся к XVII в., сохранились и допускают всевозможный анализ. Их академическое издание давно назрело. Для отеческого самосознания россиян, понимания ими реальных глубин отечественной литературы легенда имеет принципиальное значение. Ей есть место на школьных уроках истории и литературы, внеклассных занятиях, в формах кружковой работы и т. п., да и на занятиях в вузах. Великий Новгород должен помнить об эпическом Словенске Великом.
И, например, при праздновании 300-летия Санкт-Петербургу эпическому Словенску Великому (Велицеграду) можно отметить, как и Старой Руссе - 4400 лет. Дербент отметил 5000 лет - и никто от этого не умер. Но осознание реальной глубины древней истории Великой Руси тем лишь укрепилось. В условиях информационного общества, возможностей Интернета, признания эпических глубин прошлого селений Приильменья никому не избежать.
По мере отступления ледника выходили на Новгородскую землю 12-8 тыс. лет назад люди, говорившие на диалектах ностратического языка (Вопросы истории. 1995. № 3, с. 79-89; ДГСНО, вып. II, с. 1, 2, 4, 6, 16, 17, 19, 30-33; см.: лит-ру в указанных работах). 7-5 тыс. лет назад эти диалекты становились языками финно-угров и индоевропейцев, а из последних постепенно выходили будущие славяне, германцы и балты (Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.: Наука, 1987, с. 7, 10-105; версии о языковой принадлежности: с. 24-28, 37, 42, 57, 75 и др.).
Предки славян - наряду с финно-уграми и балтами - между Балтикой, Волгой и Днепром со времен мезолита, безуловно, были. Можно ссылаться на работы Георгиева, Брюсова и близких им ученых (с. 75), хотя доминировать могут и антиславянские (в итоге - антииндоевропейские) версии. Уже с III тыс. до н. э. в этом регионе проявляли себя различные "культуры шнуровой керамики", что "сыграли решающую роль в этногенезе славян, балтов и германцев в качестве их общей подосновы" (Эпоха бронзы лесной полосы …, с. 37). Условно говоря, Словен и Рус к Мойско (Ильменю) выйти в середине III тыс. до н. э. могли. А их потомки имели шанс столь важное событие запомнить в эпосе (см.: легенды о Словене, Русе, Борее). И на языке, близком будущему славянскому - типа древнегреческого, иллирийского, венедского, фракийского... (НВ ЭНО, вып. 1-2).
Вероятность существования у славян, как и у многих других народов, памяти со времен неолита и даже палеолита ныне признается научно (Рыбаков. Язычество древних славян. 1994, с. 3-284: обилие лит-ры и источников). Противники появления пращуров славян у Ильменя в III тыс. до н. э. и вероятной близости их языка будущему славянскому пусть опровергают данные этой литературы.
"Антипротославянам", прозападникам доказать ничего невозможно - их позиция имеет мощное идейно-материальное поощрение. К сожалению, они доминируют в науке и средствах массовой информации, тотально насаждали и насаждают в обществе взгляды, по сути, унижающие древнейшее прошлое пращуров словено-русов. Надо устойчиво знать и пропагандировать то, что эти кланы ученых яро замалчивают и упорно не хотят признавать. Письменность балтов и финно-угров появилась позже славянской. И все домыслы о большей древности устной речи финно-угров и балтов у Ильменя являются отрыжками прогерманского сравнительно-исторического языкознания, во многом отживающего свое и создавшего себе же неразрешимые проблемы.
Новгородская Русь не возникла на землях финно-угров, балтов (литовцев, пруссов, латышей) или других народов... Историки, доказывающие обратное и провоцирующие соответствующие исторические претензии (типа "русские, вон с финнской земли"), в лучшем случае, слишком увлекаются финно-угрофильскими, балтскими и подобными версиями. Но всем ученым (и еще очень долго) в изучении истории до абсолютной истины крайне далеко. В информационном плане преступно одну версию, пусть и доминирующую, делать основой большой политики. Правда, большая политика на ужасающих преступлениях и основана. Взять развал СССР и СЭВ, погром Югославии или войну в Чечне...
Венеды (праславяне) контролировали берег Венедского залива (всей Восточной Прибалтики) с I в. н. э., а по некоторым данным - и раньше. Финны до сих пор называют Россию Венямаа, а русских - "венелайнен". В начале эры финны были небольшим народом между Вислой и Неманом, подчиненным венедам. Тацит отмечал у них "поразительную дикость, жалкое убожество" (отсутствие оружия, лошадей, постоянного крова над головой: СНС, V, с. 193). Если в округе прослеживаются более развитые культуры, типа фать-яновской (с III тыс. до н. э.), то их нередко относят к пращурам индоевропейцев (НВ ЭНО, I, с. 12-15, 17, 22, 24, 29). Античное унижение феннов-финнов тоже нельзя принять за истину, но и игнорировать античные данные историки не должны.
Среди первого послеледникового населения Новгородской Руси (Приильменья и округи) 12-10 тыс. лет назад можно обнаружить пращуров всех и ныне живущих в данном регионе этносов. "Ностратизмы" (древнейшие географические названия) имеют созвучия в древних языках этих пращуров. У каждой последующей языковой семьи обнаруживаются обоснованные права на эти "ностратизмы", близкие и пращурам словено-русов.
Финская письменность сформировалась в XV-XVI вв., тогда как славянская проявляла себя с IX-XI вв. Древнейшим письменным памятником финнского языка стала новгородская берестяная грамота № 292 (периода 1238-1268 гг.), где финнская речь передана русскими буквами. Почти на век уступает ей по времени грамота № 403 - русско-финн-ский словарь из нескольких слов (и вновь русскими буквами). Русь (Венямаа) веками способствовала развитию финно-угров.
Лингвистов-антирусистов, доминирующих в мировом языкознании, факты вторичности письменности финно-угров к письменности словено-русов не останавливают. Отрабатывается версия средневековых рун, но руны использовались скандинавами и тюрками, германцами и частью славян. Факты фиксируются примерно со II-III вв. н. э., тогда как население Южной России (включая Приазовье) уже с VII-V вв. до н. э. использовало греческую письменность (на основе греческого в средние века развилось и письмо словено-русов; у западных славян и финнов позже утвердилась латынь). Первичности финно-угров явно нет.
И тогда включается сравнительно-историческое языкознание, относящее появление языков пращуров финно-угров от Волги до Урала к V-III тыс. до н. э. Здесь неспециалистам приходится принимать выводы языковедов просто на веру, так как никаких реальных доказательств - кроме договоренностей в рамках научных кланов - по столь далеким дописьменным периодам найти для Поволжья и Приуралья нельзя.
Если принять за истину версию о возникновении языка финно-угров хотя бы восточнее Волги (эта версия доминирует), то финно-угры никак не попадают в первое население у верховий рек Приильменья. Здесь в V-III тыс. уже было свое население, имевшее немало связей с южными регионами страны, включая Причерноморье и Северный Кавказ. Финно-угры фильтровались и полиэтносы Приильменья, иногда их общины достигали заметной величины, но свою роль тысячи лет играли в северные общины пращуров сло-вено-русов. Эпос о Словене и Русе частью показывает это.
Мета, Ильмень (Илмер), Валдай и другие ононимы, используемые как доказательства "первичности" финно-угров на нашей земле (в регионе "ностров"), в неменьшей степени принадлежат и индоевропейцам. И даже эпических доказательств этого много больше: Места, Мистис, Иалмен, Ал-декс, Валтасар... Их письменной фиксации 20-25 веков, чего финно-угры не знают. (НВ 1-2 ЭНО).
Обратим внимание и на медведей новгородского герба - устойчивое в символике указывает на глубину закономерностей. Культ медведя, с ритуальными захоронениями медвежьих черепов и лап, прослеживается в Северном Причерноморье и на Кавказе до ста тысяч лет назад. По мере отступления ледника культ утверждался и на будущей Новгородской земле. Б. А. Рыбаков обращает внимание на наблюдения В. С. Передольского, что в окрестностях Новгорода в неолитических слоях нередко встречались "пальцевые кости медвежьей лапы, зарытые в одну яму с костями человека" (Рыбаков. Язычество древних славян. 1994, с. 97-102). Обильны следы культа в последующих культурах, вплоть до достоверно славянских. Культ перешел в почитание бога Велеса-Белеса, известного и средневековому Новгороду.
Вероятно, Велес, "Волос - древнейшее из всех славянских божеств, корни представлений о котором восходят к медвежьему культу мустьерских неандертальцев" (Рыбаков. , с. 107, 421-431). Прежде всего именно Велесу служили волхвы. Аналоги культу есть у финно-угров, балтов и многих других народов. Но далеко не все оставили образ медведя в своих гербовых знаках, подчеркнули палеолитические глубины своей памяти.
Сводный вид новгородской печати - "лютый зверь" (медведь - и т. п.), "вечевая степень" (трон и т. д.), жезлы-посохи, христианские рыбы - относят к XVI в. и связывают с новгородскими воеводами Московии (Соболева Н. А. Русские печати. М.: Наука, 1991, с. 212-213, 220). Но все элементы свода известны Приазовью и Северному Причерноморью задолго до нашей эры, встречаются на причерно-морских античных монетах. Этот свод символов в XVIII в. стал гербом Новгорода и губернии.
27 сентября 1995 г. областная Дума приняла областной закон "О гербе Новгородской области", подписанный и М. М. Прусаком (Информационно-методический бюллетень: администрации и думы. 1995. № 3, с. 9-11). Герб может помещаться на бланках и печатях местных органов власти и предприятий, на зданиях и в официальных помещениях, при въезде в область, на продукции предприятий.
Исторический герб, по сути, олицетворяет подчинение края центральной власти России (императорской короне), христианской вере (ленте апостола Андрея и рыбам Иисуса), мужеству народа (листьям дуба). Но медведи на гербе все же символизируют борьбу за власть. Трон Новгорода остается привлекательным и для всех последующих властолюбцев. Но никогда не оказывается занятым на века. Хольмогардцы вечно вольны во власти. В том проявление традиций тысячелетий.
Золотые цвета герба обычно символизируют солнце. Золото означает могущество, силу, богатство, постоянство, знатность, веру, справедливость, добродетель, милосердие, верность. Это символ Ра - радости, рождений, развития.
Серебро герба - луна. Это - чистота, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Синий цвет - знак Юпитера (Зевса) - честность, целомудренность, верность, безупречность.
Красный (символ Ра и русов) - свобода, любовь, мужество, смелость, великодушие, храбрость, неустрашимость, власть.
Черный цвет (меланхленов-смолян античности) - плодородной земли и тьмы веков - определяет контуры и фигуры цветного герба, является основным в одноцветном варианте. Символы вечных и дремучих сил природы, медведи, имеют этот цвет - цвет тьмы... Как древние волхвы они влияют на новую власть.
В древнем эпосе многих народов на крупных рыбах держится сама земля. Для христиан рыбы символизировали Христа и его учеников, умение хранить христианские тайны. Быть "немым как рыба".
Рыбы являются и отголоском символики античных гор Рип, где был терем бога северного ветра Борея и протоку, в которых задолго до нашей эры проходили аргонавты. Ри-пы даже своим именем созвучны нашим "рыбам". Рыбы послужили и основой богатства новгородского купца Садко.
Дубовые венки заменяли для северян венки лавровые. Дубы держат листья до самой весны. Дубиной (палицей) встречали русские богатыри непрошенных гостей. Северный символ крепости, геройства и мужества вполне уместен в новгородском гербе.
Впервые императорскую корону на голову властителя православный священник возложил в 457 г. в Царьграде. Императором стал незнатный полководец Лев, служивший нашему земляку, алану Аспару (Избору словено-германского эпоса). Аспар сменил трех византийских императоров - Феодосия Младшего, внука Феодосия Великого. Еще одного своего воина, Маркиана. И затем назначил Льва I. Мог бы быть императором и сам, да не хотел порывать с язычеством, не верил в Яхве и его сына, их могущество. В эпосе Аспар имеет имя Испор (Избор). Якобы в память о нем возник город Изборск под Псковом, куда в 862 г. отправился княжить один из братьев Рюрика.
Так что не чужды северянам и императорские короны, близкие шапке Мономаха. Облик той шапки условно повторяет Памятник Тысячелетию России. Как и внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах как бы повторял политику своего славного деда. Символике новгородского герба можно посвятить целую книгу, немало телевизионных передач. Безусловно, не стоит подменять реальную жизнь любым самым красивым гербом. Но будет большой ошибкой, не знать и не замечать официальные гербы города и области вовсе. Начиная хотя бы с этих загадочных двух медведей, центральных в гербах. |
Золин П.М. |
|
|
|
|