Базовые законы экологии
Автор: Павлов А.Н.
Экология – это уникальная область знаний, которая вбирает в себя не только все то, что окружает человека, но и его самого. Более широкого понятия сегодня, пожалуй, нет. Оно всеобъемлюще. Экологическая культура является идеологией этого направления, поскольку связывает воедино все известные нам миры: материальный (М), информационный (И) и духовный (Д).
На базе представлений о целостности триединого мира можно построить новую цивилизационную парадигму, связывающую науку и религию. В качестве основы такой парадигмы может быть использован догмат Святой Троицы и принцип триединства материи, информации и духа (А. Павлов, 2002).
В православии основным Символом Веры является провозглашение Троицы. В первом послании Апостола Иоанна этот Символ сформулирован таким образом:
Такое триединство, три одинаковые категории, три Бога в Одном оказалось довольно сложным для обычного логического восприятия. Человеческий ум всегда искал аналогии в окружающей его жизни. И в данном случае он их не находил. Академик Б.В. Раушенбах (2002) провёл анализ известных шести свойств Св. Троицы, которые он сгруппировал следующим образом: триединость, единосущность, нераздельность, соприсносущность, специфичность, взаимодействие. Его исследование показало, что названным шести свойствам в математике полностью отвечает самый обычный вектор.
Борис Викторович очень деликатно и бережно отнёсся к предмету своего исследования. Он пишет, что его векторная модель не имеет никакого отношения к богословию и догматам Церкви. Она лишь показывает, что “формальная логика допускает существование триединых объектов, по своей логической структуре аналогичных Троице”.
Опираясь на Символ Веры и на результаты исследований Б.В. Раушенбаха его логической структуры, А.Н. Павлову (2002) удалось показать, что триединый мир экологии (М,И,Д) по своей логической структуре Святой Троице аналогичен.
Соответствия Св. Троицы и Материальной Троицы не есть тождества и не есть даже копии. Это именно аналогии разных сторон Жизни, для которых существует изоморфная им по логике математическая структура в виде вектора. Символы Св. Веры и Материальной Троицы должны как-то сосуществовать. И это сосуществование определённым образом преломляется в Человеке.
Если Человека рассматривать как объект (Ч), в котором свойства двух Троиц (Святой и Материальной) как-то отражены, то запись такого объекта будет выглядеть как матрица (векторы связаны через тензор второго ранга):
Ч 11 Ч 12 Ч 13
Ч 21 Ч 22 Ч 23
Ч 31 Ч 32 Ч 33
Каждая Троица определена шестью независимыми свойствами. Тогда в нашей “человеческой” матрице должна проявляться диагональная сопряжённость этих свойств (чисел матрицы): числа Ч11,Ч22 и Ч33 должны принадлежать как свойствам Св. Троицы, так и свойствам Троицы Материальной.
Эти три свойства принадлежат одновременно и Материи и Богу.
Обозначим их в следующем порядке:
Диагональ Ч11, Ч22, Ч33 фундаментальна. Она определяет три базовых закона экосферы:
Закон 1. Внутренний и внешний миры человека должны находиться
в симметричном соответствии. (Принцип общей дисимметрии, Ч 11).
Закон 2. Цикличность является основной формой проявления
устойчивости (Ч 22).
Закон 3. Кризисы и катастрофы являются элементами самоорганизации мира.
Они входят в структуру бытия (Ч 33).
Смысл этих законов можно уложить в три слова: Вера, Надежда, Любовь.
(См. подробнее – Матрица базовых законов экологии)
Литература: