Класс Регистра, назначение судна, способы грузообработки
Все морские суда можно подразделить на:
- международного района плавания;
- внутреннего района плавания
- суда с неограниченным районом плавания;
- суда с ограниченным районом плавания.
К последним относятся суда следующих категорий:
1 – плавание в морских районах на волнение высотой волны до 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль;
11 – плавание на волнении до 7,0 м с удалением от места убежища на 100 миль и расстоянием между местами убежищ 200 миль;
11СП – смешанное (река-море) плавание на волнении 6,0 м с удалением от места убежища:
- в открытых морях не более 50 миль с расстоянием между местами убежища не более 100 миль;
- в закрытых морях не более 100 миль и допустимым расстоянием 200 миль.
111СП – смешанное (река-море) плавание на волнении не более 3,5 м с максимальным удалением от места убежища на 50 миль.
111 – прибрежное, рейдовое и портовое плавание.
Знаки деление на отсеки - 2 - цифра в рамочке указывает количество смежных отсеков при заполнении которых судно остается на плаву.
По степени автоматизации суда подразделяются:
А1 – объем автоматизации позволяет эксплуатацию главного двигателя без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинном отделении и в ЦПУ.
А2 – позволяет эксплуатацию главного двигателя в присутствии одного оператора в ЦПУ.
А3 – позволяет эксплуатацию главного двигателя мощностью 2250 кВт без постоянного присутствия персонала в машинном отделении.
Классификация судов по назначению и способам грузообработки.
Все транспортные суда подразделяются на пассажирские (имеющие 12 и более рассажирских мест) и грузовые. В свою очередь, грузовые суда подразделяются на сухогрузные и наливные. К сухогрузным судам относятся следующие типы судов:
Универсальные суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов.
Лесовоз – судно, предназначенное для перевозки палубного лесного груза и грузов в трюмах.
Контейнеровоз – судно, предназначенное для перевозки в контейнерах международного образца и имеющее ячеистые направляющие конструкции в трюмах.
Суда с горизонтальным способом грузообработки:
- накатные суда – суда типа Ro-Ro (Roll on/Roll off), предназначенные для перевозки различной техники на палубах, включая верхнюю палубу;
- паромы – суда, предназначенные для регулярной перевозки пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава и/или безрельсового транспорта (с грузом или без груза).
Рефрижераторные суда – суда, предназначенные для перевозки режимных грузов.
Навалочные суда – суда для перевозки навалочных грузов:
- балкер – судно для перевозки навалочных грузов с УПО > 0,56 м3/т
- рудовоз – судно для перевозки тяжелых навалочных грузов
с УПО < 0,56 м3/т .
К наливным судам относятся следующие типы судов:
- нефтеналивное судно – судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60оС и ниже и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного;
- нефтеналивное судно 60оС – морское судно, предназначенное для перевозки наливом нефтепродуктов с температурой вспышки более 60оС;
- химовоз – судно, предназначенное для перевозки наливом опасных химических грузов;
- газовоз – судно, предназначенное для перевозки наливом сжиженных газов.
Комбинированные суда – суда, предназначенные для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, а также навалочно- насыпных грузов:
- нефтерудовоз – судно типа О/О – oil/ore (нефть/руда);
- нефтенавалочник – судно типа ОВО – (нефть/навал/руда).
По способу погрузки и разгрузки различают суда:
- с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки типа Lo-Lo (Lift on/Lift off)
- с горизонтальным способом погрузки – накатом через бортовые порты или по специальным помостам (рампы) через бортовые, кормовые или носовые порты типа Ro-Ro (Roll on/Roll off);
- комбинированным способом – суда типа Lo/Ro.
По степени приспособленности к перевозке тех или иных видов груза транспортные суда подразделяются на узкоспециализированные, суда широкой специализации, комбинированные и универсальные. Особую группу составляют многоцелевые суда типа Lo/Ro. Эти суда приспособлены в композитном варианте загрузки одновременно перевозить несколько видов груза: в трюмах – навалочный или генеральный груз (тарно-штучный, пакетированный и др.), на накатной палубе – подвижную технику, на верхней палубе – контейнеры, или в отдельности каждый вид груза, в частности, эксплуатироваться в контейнерном варианте. Данные суда обладают высокой эксплуатационной гибкостью.