К ним относятся объемное водоизмещение, весовое водоизмещение, водоизмещение порожнего судна, дедвейт, чистая грузоподъемность судна, грузовместимость судна, регистровая вместимость.
Объемное водоизмещение судна – объем подводной части корпуса судна, погруженного в воду по летнюю грузовую ватерлинию (по летнюю грузовую марку), выраженный в кубических метрах:
Δ = L┴┴ · B · dq · Cb,
где Cb – коэффициент общей полноты.
Весовое водоизмещение судна (полное водоизмещение или водоизмещение судна в полном грузу). В соответствии с конвенциями СОЛАС-74 и МАРПОЛ-73/78 определяется как:
Водоизмещение – это масса судна, выраженная в метрических тоннах нагруженного по летнюю грузовую ватерлинию в воде с плотностью 1,025 т/м (это установленная норма)
Δmax = Δ · ρ = L┴┴ · B · dq · Cb · ρ ,
где ρ = 1,025 т/м.
Водоизмещение порожнего судна – это масса судна без груза, топлива, воды, снабжения, экипажа и пассажиров и их багажа:
∆о = const;
Дедвейт – разность между водоизмещением судна в полном грузу и водоизмещением порожнего судна:
∆w = ∆max - ∆о
С точки зрения эксплуатации судна, дедвейт – это полная грузоподъемность судна, нагруженного по летнюю ватерлинию в воде с плотностью 1,025 т/м3. Другими словами, дедвейт – это норма грузоподъемности судна.
Специализированные суда, в частности: контейнеровозы, суда типа Ro-Ro и многоцелевые суда, для сохранения мореходных качеств судна (остойчивости, продольной прочности и посадки судна) принимают балласт (морскую воду) в танки изолированного балласта. Величина данного балласта при полном использовании вместимости танков может достигать до 50% от дедвейта. Поэтому, при расчетах загрузки этих судов используется так называемый спецификационный дедвейт:
∆w спец = ∆w - ∑qбалласт,
где ∑qбалласт равен 100% заполнения танков изолированного балласта.
Чистая грузоподъемность судна:
∆ч = ∆w - ∑qi, на рейс,
где ∑qi – это сумма судовых запасов, необходимая на конкретный рейс, которая включает следующие компоненты: топливо, пресную воду (котельная, мытьевая, питьевая), смазочные масла, сепарационные материалы, снабжение, «мертвый запас», который на крупнотоннажных судах может достигать 100 т и более. Таким образом, чистая грузоподъемность зависит от продолжительности рейса судна.
Чистая грузоподъемность судна (∆ч) указывает, какое количество груза по массе может принять судно в данном рейсе.
Грузовместимость судна W – это объем всех грузовых помещений судна, выраженный в кубических метрах, т.е. грузовместимость указывает, какой объем груза может принять судно.
Различают два типа грузовместимости: в зерне и кипах.
Грузовместимость в зерне практически совпадает с действительным объемом грузовых помещений и служит критерием для определения их вместимости при перевозке навалочных грузов, в частности зерна, поскольку подобные грузы способны целиком заполнять объем грузовых помещений.
Грузовместимость в кипах служит критерием для определения вместимости при перевозке штучных грузов, когда объем грузовых помещений не может быть использован полностью из-за неизбежных потерь пространства при укладке груза у пиллерсов, между шпангоутами, бимсами и т.п., а также из-за криволинейности очертаний трюмов судна, особенно концевых.
Грузовместимость в кипах на 5-10% меньше грузовместимости в зерне.
Контейнеровместимость – измеряется в ДФЭ (TEU’S). ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент (TEU’S – twenty feet equivalent unit’s), т.е. указывается, какое количество двадцатифутовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на палубе, например СКН/700 – судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцати-футовых контейнеров. На место двух двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно поставить один сорокафутовый контейнер и наоборот.
На судах типа Ro-Ro грузовместимость указывается в тысячах м3, например, Ro/60 означает вместимость в 60 000 м3 .