Объемно-массовые характеристики судна

 

         К ним относятся объемное водоизмещение, весовое водоизмещение, водоизмещение порожнего судна, дедвейт, чистая грузоподъемность судна, грузовместимость судна, регистровая вместимость.

       

 Объемное водоизмещение судна – объем подводной части корпуса судна, погруженного в воду по летнюю грузовую ватерлинию (по летнюю грузовую марку), выраженный в кубических метрах:

           Δ       =  L┴┴  · B    · dq ·  Cb,

                               

где Cb коэффициент общей полноты.

Весовое водоизмещение судна (полное водоизмещение или водоизмещение судна в полном грузу). В соответствии с конвенциями СОЛАС-74 и МАРПОЛ-73/78 определяется как:

Водоизмещение – это масса судна, выраженная в метрических тоннах нагруженного по летнюю грузовую ватерлинию в воде с плотностью 1,025 т/м (это установленная норма)

 

 

Δmax   =   Δ  · ρ  =  L┴┴  · B     ·  dq ·  Cb  · ρ ,

 

 

где ρ = 1,025 т/м.

Водоизмещение порожнего судна – это масса судна без груза, топлива, воды, снабжения, экипажа и пассажиров и их багажа:

о =  const;

 

Дедвейт – разность между водоизмещением судна в полном грузу и водоизмещением порожнего судна:

 

w =max  - о

 

         С точки зрения эксплуатации судна, дедвейт – это полная грузоподъемность судна, нагруженного по летнюю ватерлинию в воде с плотностью 1,025 т/м3. Другими словами, дедвейт – это норма грузоподъемности судна.

         Специализированные суда, в частности: контейнеровозы, суда типа Ro-Ro и многоцелевые суда, для сохранения мореходных качеств судна (остойчивости, продольной прочности и посадки судна) принимают балласт (морскую воду) в танки изолированного балласта. Величина данного балласта при полном использовании вместимости танков может достигать до 50% от дедвейта. Поэтому, при расчетах загрузки этих судов используется так называемый спецификационный дедвейт:

 

w спец   = w  - qбалласт,

 где qбалласт  равен 100% заполнения танков изолированного балласта.

 

         Чистая грузоподъемность судна:

 

ч  =  w  -   qi,  на рейс,

где qi – это сумма судовых запасов, необходимая на конкретный рейс, которая включает следующие компоненты: топливо, пресную воду (котельная, мытьевая, питьевая), смазочные масла, сепарационные материалы, снабжение, «мертвый запас», который на крупнотоннажных судах может достигать 100 т и более. Таким  образом, чистая грузоподъемность зависит  от продолжительности рейса судна.

         Чистая  грузоподъемность судна (∆ч) указывает, какое количество груза по массе может принять судно в данном рейсе.

         Грузовместимость судна  W – это объем всех грузовых помещений судна, выраженный в кубических метрах, т.е. грузовместимость указывает, какой объем груза может принять судно.

         Различают два типа грузовместимости: в зерне и кипах.

         Грузовместимость в зерне практически совпадает с действительным объемом грузовых помещений и служит критерием для определения их вместимости при перевозке навалочных грузов, в частности зерна, поскольку подобные грузы способны целиком заполнять объем грузовых помещений.

         Грузовместимость в кипах служит критерием для определения вместимости при перевозке штучных грузов, когда объем грузовых помещений не может быть использован полностью из-за неизбежных потерь пространства при укладке груза у пиллерсов, между шпангоутами, бимсами и т.п., а также из-за криволинейности очертаний трюмов судна, особенно концевых.

         Грузовместимость в кипах  на 5-10% меньше грузовместимости в зерне.

         Контейнеровместимость – измеряется в  ДФЭ (TEUS). ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент  (TEUS twenty feet equivalent units), т.е. указывается, какое количество двадцатифутовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на палубе, например СКН/700 – судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцати-футовых контейнеров. На место двух двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно поставить один сорокафутовый контейнер и наоборот.

         На судах типа Ro-Ro грузовместимость указывается в тысячах м3, например, Ro/60 означает вместимость в 60 000 м3 .