Грузовые характеристики судна

 

         К грузовым характеристикам  судна относятся следующие данные о нем: удельная грузовместимость, коэффициент конструктивной не равномерности трюмов, количество и размер люков, коэффициент лючности, количество палуб и их площадь, допустимые нагрузки на палубы, количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств, технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.

         Для наливных судов, помимо объемно-массовых характеристик, большое значение имеют следующие оборудование и системы: наличие танков изолированного балласта, система грузовых магистралей, диаметр трубопроводов и манифольда, допустимое давление в магистрали, шлангоподъемник и его грузоподъемность, тип и количество грузовых насосов, их производительность и расход топлива при работе насосов, наличие системы подогрева груза и системы инертного газа, специальные покрытия грузовых танков и т.д.

         Удельная грузоподъемность судна – показывает, какое количество кубических метров вместимости грузовых помещений приходится на одну тонну чистой грузоподъемности судна:

 

                                         W

                             ω = ----------  ,  м3

                                         ΔЧ     

 

         Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъемностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.

         Однако для  практических целей чистую грузоподъемность можно рассчитать при условии наличия 50% запасов на судне: ΔЧ  = Δw-0.5 ∑qi, таким образом, условная чистая грузоподъемность будет величиной постоянной, что позволяет с достаточной точностью использовать удельную грузовместимость.

         Сопоставление удельной грузовместимости с удельно-погрузочным объемом грузов позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузовместимости судна при загрузке его тем или иным грузом.

         В принципе, удельная грузовместимость предусматривается при проектировании судна и, в зависимости от назначения судна (для какого груза), распределяется следующим образом:

         Рудовозы ≡ 0,8-1,0 м3/т, балкеры  ≡ 1,2-1,3 м3/т,  контейнеровозы ≡

3-4 м3/т,  танкеры  ≡ 1,3-1,4 м3/т,  универсальные суда ≡ 1,5-1,7 м3/т,

лесовозы  ≡ 2,0-2,2 м3/т,  ролкеры  ≡ 2,5-4,0 м3/т.

         Для  нефтеналивных танкеров важнее другая  качественная характеристика судна – удельная грузоподъемность танкера.

         Удельная грузоподъемность танкера – показывает, какое количество тонн (кг) приходится на один кубометр вместимости:

 

                                                                                        ΔЧ

                                                                           q  =  --------------- , кг/мз

                                                                                   0.98 · W 

 

         Допустимые нагрузки на палубу – количество тонн на один кветр (т/м2) в основном, она  устанавливается с учетом характера груза и  высоты  грузового помещения:

 

                                     σ доп     ≡ 0,9 Н (т/м2)

где  Н – высота трюма.

         На судах типа  Ро-Ро каждая палуба должна выдерживать, как минимум, двойную нагрузку ДФЭ, массой 25 т. У рудовозов допустимая нагрузка составляет 18-22 т/м2; у универсальных судов; палуба трюма, в зависимости от высоты трюма , - 6-12 т/м2 , твиндек -  3,5-4,5 т/м2 , верхняя палуба – 2-2,5 т/м2 , крышки грузовых люков – 1,5-2,0 т/м2 . Лесовозы: верхняя палуба и крышки грузовых люков – 4,0-4,5 т/м2 . Контейнеровозы: палуба трюмов – как минимум ДФЭ массой 25 тонн в 6 ярусов.

 

         Количество и грузоподъемность судовых грузовых средств

 

         Грузоподъемность судовых стрел (кранов) обычно составляет 3-10 т.  Грузоподъемность грузовых стрел (кранов) имеет большое значение, так как определяет  вес грузовых подъемов, что, в свою очередь, оказывает влияние на интенсивность грузовых работ. Современные многоцелевые суда оснащаются кранами грузоподъемностью до 35-40 т, что позволяет самостоятельно осуществлять перегрузку контейнеров. Помимо обычных стрел, суда  имеют на вооружении 1-2 тяжеловесхми стрелы  грузоподъемностью до 60-120 т для погрузки тяжеловесных грузов в портах и в рейдовых пунктах.

         В комплекс грузового снаряжения судов типа Ro-Ro  должны входить: 2 автопогрузчика г/п 40 т и 2 тягача для буксировки накатных грузов.

         Рудовозы, балкеры и контейнеровозы (за исключением фидерных) не имеют судовых перегрузочных средств, так как обрабатываются, в основном, на специализированных перегрузочных комплексах (терминалах).

         Наливные суда имеют, как минимум, два грузовых насоса производительностью не менее 10% от дедвейта в час. Грузовые насосы предназначены только для слива груза из грузовых танков. Погрузка танкеров осуществляется береговыми насосами.

 

         Технические средства вентиляции и регулирования микроклимата грузовых помещений

 

         По степени оборудования техническими средствами вентиляции суда делятся на три группы:

-          имеющие естественно-принудительную вентиляцию;

-          оборудованные механической системой вентиляции;

-          оборудованные  системой кондиционирования воздуха в грузовых помещениях.

         На судах, оборудованных естественно-принудительной вентиляцией, воздух в трюмы и твиндеки подается через систему дефлекторов и воздуховодов.

         Производительность естественно-принудительной вентиляции зачастую может быть недостаточна для обеспечения сохранной перевозки грузов в сложных гидрометеорологических условиях, особенно на дальних расстояниях. Для повышения воздухообмена грузовых помещений и подачи в них наружного воздуха на судах применяют систему механической вентиляции. Суда с механической вентиляцией оборудуют системой воздухораспределения и электровентиляторами.

         Подача воздуха в трюм судна обеспечивается вентиляторами, производительность которых зависит от заданной кратности обмена воздуха для обычных универсальных судов достаточно 5-7-кратного обмена воздуха в час, а на судах, которые перевозят фрукты, овощи и другие специфические грузы, необходимо обеспечить 15-20-кратный обмен воздуха в час.

 

         Неравномерность трюмов – вместимость отдельных трюмов морских судов неодинакова, что приводит к неравномерному распределению груза по трюмам, при одновременной их обработке наибольший трюм лимитирует время окончания грузовых операций, снижая уровень интенсивности грузообработки судна в целом.

         Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов определяется:

                                         W судна

                           Κ н   =  -------------- ,

                                        n  ·  Wlim

 

 

где n – число трюмов; Wlim грузовместимость наибольшего трюма.

 

         Значение коэффициента колеблется для большинства судов в пределах  0,6-0,9. Чем меньше коэффициент, тем ниже норма грузовых работ, следовательно увеличивается стоянка судна под грузовыми операциями.

        

         Количество и размер люков являются важнейшим фактором, определяющим продолжительность грузовых операций. От количества люков зависит, на какое количество рабочих ходов можно вести погрузку-разгрузку судна, что имеет решающее влияние на скорость его обработки. Размеры люков определяют степень удобства, а следовательно, быстроту погрузки выгрузки. При  широком раскрытии палубы судна они значительно снижают горизонтальное перемещение груза в трюмах – наиболее трудоемкий процесс, лимитирующий погрузочный процесс.

         Степень удобства и приспособленности судна к выполнению грузовых операций характеризует коэффициент лючности, который представляет собой отношение суммарного объема грузовых помещений, находящегося под просветом люков  W п.л., к общей грузовместимости судна,

       

                                       W п.л.

                           Κ л  =  -------- ,

                                         W

 

Количество палуб и их площадь.

 

         Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест. Однако большая часть генеральных грузов имеет ограничения по высоте укладки (количеству ярусов) с целью предохранения нижних ярусов от раздавливания. Поэтому на универсальных судах устанавливают промежуточную палубу – твиндечную палубу, с помощью которой предохраняется груз от раздавливания и снижается давлением груза на палубу трюма. Помимо этого, твиндечная палуба увеличивает общую площадь грузовых палуб, что позволяет разместить на судне большее количество объемных грузовых мест (крупногабаритных), которые перевозятся в один, максимум в два яруса. Для судов типа Ro-Ro площадь палуб является важнейшей грузовой характеристикой.

С целью увеличения площади палуб они в дополнение к стационарным палубам, оборудуются съемными или подвесными промежуточными палубами.