МиГ-21 Е6/1
Первая опытная машина Е6/1 – МиГ21 – была оборудована новым двигателем Р-11Ф-300 с тягой на максимальном режиме 3880кг и 5740кг – на форсажном режиме. В целях увеличения надежности самолет Е6/1 был оборудован резервной электрической системой управления стабилизатором. Эта система должна была включаться автоматически при падении давления в гидросистеме самолета или вручную летчиком.
В ходе испытаний Е6/1 была достигнута максимальная скорость, соответствующая числу М=1,84 на высоте Н=12050м.
Во время шестого испытательного полета 28 мая 1958г на высоте около Н=12000м в результате помпажа воздухозаборника при числе М=1,84 остановился двигатель. Это был первый случай грозного проявления непривычных особенностей сверхзвуковых самолетов. Летчик-испытатель В.Нефедов сделал несколько безуспешных попыток запуска двигателя в полете и решил садиться с неработающим двигателем. Из-за особенностей управления посадка оказалась неудачной. Самолет перевернулся на полосе и загорелся. В.А.Нефедов скончался через несколько часов от ожогов и ран.
Испытания МиГ-21 продолжили летчики-испытатели ОКБ К.К.Коккинаки на Е6/2 и Г.К.Мосолов На Е6/3. Гидравлическая система, начиная с самолета Е6/2, была дублирована аварийным насосом, а электрическая система аварийного управления стабилизатором исключена.
Одновременно начался процесс совершенствования запуска двигателя Р-11Ф-300 в воздухе. Работы велись на наземных стендах, в термобарокамере, на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ и на самолетах-лабораториях семейства МиГ-21. В результате исследований и доработок, был достигнут уровень 100%-ой надежности запуска двигателя в воздухе в разрешенном диапазоне высот и скоростей полета для всего парка истребителей семейства МиГ-21.

Иллюстрация к статье "Нефедов Владимир Андреевич"
в Энциклопедическом фонде России - www.russika.ru
Закрыть окно