Молев Александр Валентинович (р. 1952, Ярославская область)
"Господин Пехфогель", "Веселый двор" (2000), "На коньках" (1998, дерево, латунь), "Звездочет" (1994)


Скульптор. Член Санкт-Петербургского союза художников России. Член Societe National des Beaux-Arts (Франция).
Представитель петербургской скульптурной школы. В 1976 г. окончил художественное училище им. В.А. Серова и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1984 г.). Стажировался у М.К. Аникушина.
Автор многочисленных станковых работ. С конца 1990-х до 2000 г. в основном работает с деревом, позднее - в металле. Его работы легко узнаваемы как по технике, так и по манере исполнения. Несмотря на некоторый схематизм персонажей в фигурных работах, отчасти обусловленный техникой покрытия из кусков латуни различных оттенков геометрических форм (т.н. лоскутно-покрывная техника), их подчеркнутую обезличенность, все они обладают ярко выраженными, подчас гротескными чертами.
Как правило, пластика скульптуры направлена на выявление какой-то одной черты характера. ( "Звездочет" (1994), "Хоккеист" (2001), "На самокате" (2001), "Игра в жмурки" (2001) и др.).
Динамизм каждой из этих работ различен. Если в работе "На самокате" движение имеет как бы выход наружу, то в "Звездочете" неподвижная фигура лишена статичности за счет умело переданной напряженной позы. У зрителя имеется возможность проследить сразу два разнородных движения в этой стоящей фигуре - через руки, упрямо направляющие зрительную трубу в звездное небо и, домысливаемого самим зрителем, направления взгляда в космос.
Исключительно интересной, хотя во многом эскизной, работе "Борцы", в очень невыгодной для выявления динамики композиции, в которой нет места резким диагоналям и разбросу масс наглядно видна энергия, которой заряжены спортсмены.
Подавляющее большинство работ не портретны, но они столь же обобщены, сколь и индивидуальны. "Человек с лодкой" (1994, олово, латунь), "На коньках" (1998, дерево, латунь) и др. представляют нам как бы одного героя в разных состояниях. Жанр произведения Молева определить довольно сложно, но в большинстве случаев прослеживается сюжет, а персонажи воспринимаются чересчур увлеченными своими действиями, подчас подчеркнуто шаржированными ("Веселый двор"(2000), "Правой!" (1995), "Игра в жмурки" (2001) и др.).
Ироничный, слегка насмешливый взгляд скульптора на своих героев - одна из особенностей творчества художника, владеющего незаурядным мастерством передавать отдельные качества человеческой натуры.
Собранные на отдельной выставке произведения художника словно являют зрителю представителей какого-то иного, ирреального мира. Многие, даже станковые работы отмечены монументальностью скульптуры. К таковым, прежде всего, следует отнести знаменитую «Крысу» и «Сторожа» (1992). Эти произведения - наглядный пример мастерства скульптора создавать одновременно лаконичную и выразительную форму. Другим отличительным признаком, характеризующим работы Молева, является его способность заключать фигуры в формы, подчеркивающие неразрывную связь с объемом. Это относится и к парковой работе «Апостол Петр» на ул. Турку в Санкт-Петербурге. Полное ощущение цельности объема возникает при знакомстве со многими работами художника.
До настоящего времени трудно выявить какие-то общие для всего творчества стилеобразующие признаки, поэтому трудно говорить о каком-то определенном направлении, в котором работает скульптор. Тем не менее, очевидно, что автор равноудален от бесфигуративного, бесформенного искусства и от реализма в его традиционном восприятии. Оригинален у Молева и совершенно забытый у современных скульпторов натюрморт («Натюрморт»), но в сочетании с его декоративными панелями в той же лоскутной технике выглядит, во всяком случае, свежо и интересно.
Произведения художника приобретены Государственным Русским музеем, Музеем городской скульптуры (С.­Петербург), Государственной Третьяковской галереей, Ярославским художественным музеем, Вологодской областной картинной галереей. Является постоянным участником различных скульптурных симпозиумов и выставок: г. Фрунзе (1986), Нижний Новгород (1989), Одесса (1990), Санкт-Петербург (1991), Лейден (1997), Париж (2003), Брюссель (2003), Париж (2005).
Член 2,3,4,5,6-й выставок "Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)".

Иллюстрация к статье "Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век"
в Энциклопедическом фонде России - www.russika.ru
Закрыть окно