|
Якорные стопоры и тормоза - составные узлы якорных механизмов. В зависимости от назначения делятся на стояночные и маневровые (вспомогательные).
В настоящее время в качестве стояночного стопора на судах используется ленточный тормозной стопор брашпиля (рис.1).
В качестве стояночного стопора может быть использован и стопор, состоящий из короткой цепной смычки, один конец которой крепится за палубу в непосредственной близости от клюза, а второй конец с захватным устройством закладывается на звено якорного каната.
В число маневренных (вспомогательных) стопоров входят винтовой фрикционный стопор (рис.2) и стопор с закладным палом (рис.3).
Такой стопор состоит из двух неподвижных щек, позволяющих якорной цепи свободно проходить между ними по выемке, соответствующей форме нижней части вертикально ориентированного звена. На одной из щек в прорези укреплен закладной пал, свободно входящий в вырез противоположной щеки.
Маневренные стопоры фиксируют закрепляемое звено неподвижно. Попытка использовать эти стопоры для торможения и остановки движущейся цепи весьма опасна и приводит к сильным динамическим рывкам, последствием которых может быть обрыв цепи. Поэтому перед стопорением цепь обычно затормаживают.
Устройство для крепления и экстренной отдачи коренного конца якорной цепи. Это устройство располагается в верхней части цепного ящика. До недавнего времени крепление коренной смычки к корпусу осуществлялось жвака-галсом - небольшой цепной смычкой, заканчивающейся глаголь-гаком. Отдача цепи производилась из цепного ящика.
В современной практике используют различные типы устройств, позволяющих отдать коренной конец цепи непосредственно с верхней палубы (рис.4). В цепном ящике, выше уровня полностью уложенной цепи, предусматриваются ниши, которые обеспечивают свободный доступ к устройству.
Литература:
1. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации морских судов, 1999 г.
2. Александров М.Н. Судовые устройства. Ленинград, Судостроение, 1987 г., с.655.
Снопков В.И.
|
|