Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Якорные канаты

  

Якорные канаты - тросы или цепи, используемые для соединения якоря с корпусом судна.
До начала ХIХ в. в системе якорного устройства использовались растительные тросы, которые имели большой диаметр поскольку для удержания судна и подъема якоря необходимо было затрачивать большие усилия. Растительные тросы подвергались гниению и требовали просушки после их использования. После появления якорных цепей (1806 г.) их все чаще используют на многих морских судах различных классов в качестве якорных канатов. Однако, цепи могут быть использованы лишь для постановки судна на якорь на глубине до 150-200 м. На гидрографических, исследовательских, спасательных судах, промысловых базах и т.п., во всех случаях, когда судно должно стоять на якоре на значительной глубине, использовались стальные и синтетические канаты, комбинированные якорные канаты, включающие цепные и тросовые участки.
В якорных устройствах морских судов применяют калиброванные цепи, для которых, наибольшее отклонение длины пяти звеньев, не должно превышать + 2 ,5% (рис.1).
Якорные цепи морских судов разделяются на смычки. Коренная смычка соединяется с устройством для ее крепления и отдачи к корпусу судна, а якорная смычка соединяется со скобой якоря. Промежуточные смычки изготовляются длиной от 25 до 27,5 м, что упрощает их изготовление и транспортировку цепи, позволяет легко заменить износившиеся участки. Длина якорной и коренной смычек не регламентируется.
Наиболее распространены цепи с овальными общими звеньями, имеющими соотношения размеров, приведенные рис.1, где d - калибр цепи (диаметр поперечного сечения звена), мм.
Якорная и коренная смычки заканчиваются концевыми звеньями, которые не имеют распорок. Это позволяет завести концевое звено в концевую скобу, соединяющую цепь с якорем.
Для предотвращения закручивания цепи в якорную смычку включают вертлюг. При компоновке якорной цепи может также применяться вертлюг-скоба. Смычки между собой соединяют с помощью соединительных звеньев и соединительных скоб. При использовании соединительных скоб число звеньев должно быть нечетным, тогда скобы занимают на звездочке горизонтальное положение, что уменьшает их проскальзывание на звездочке браншпиля. Так как соединительные скобы имеют большую длину (~ 8,3d), происходит проскальзывание цепи на звездочке, которые вызывают сильные удары. Этим объясняется предпочтительное использование в составе цепи соединительных звеньев, длина которых одинакова с длиной общих звеньев. Для исключения этого явления на практике используют два типа соединительных звеньев: звено Кентера (рис.2) и звено, применяемое для литых цепей с большим калибром (рис.3). Для соединения концевого звена или вертлюга с общим звеном предусматривается увеличенное звено, в качестве которого берется общее звено следующего по типоразряду калибра.
Якорные цепи имеют три категории прочности. Для цепей первой категории используют сталь с временным сопротивлением разрыву Qв = 310-410 МПа, для цепей второй категории (повышенной прочности) - сталь с Qв = 700-785 МПа. В настоящее время все более широко применяют цепи второй и третьей категорий прочности. Прочность цепи характеризуется пробной и разрывной нагрузками. Эти характеристики получают при испытаниях цепей на цепопробном стане. При калибрах до 70 мм для оценки прочности можно использовать следующие ориентировочные зависимости: разрывное усилие литой цепи, Н, Траз=(52-55)d2; разрывное усилие сварной цепи, Н, Траз=(39-41)d2, где d - калибр звена, мм. Для оценки прочности цепей первой категории, рекомендуют формулу, Траз=9,8x103[d2(44-0,08 d)] .
Литература:
1. Александров М.Н. Судовые устройства. Справочник. Ленинград, Судостроение, 1987 г.
Снопков В.И.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я