|
Якорные механизмы - технические средства, обеспечивающие спуск и подъем судового якоря. По конструктивному исполнинию подразделяются на брашпили, якорные или якорно-швартовые шпили и якорно-швартовые лебедки.
Брашпиль (рис.1) состоит из двигателя, редуктора и размещенных на грузовом валу цепных звездочек и турачек. Звездочки сидят на валу свободно и при работе двигателя могут вращаться только тогда, когда они соединены с грузовым валом специальными кулачковыми муфтами. Турачки сидят на грузовом или промежуточном валу жестко и всегда вращаются при включенном двигателе.
Каждая звездочка снабжена шкивом с ленточным тормозом. При увеличении размеров судов рационально спроектировать якорное устройство с брашпилями не удается.
Шпиль обычно разделен на две части: звездочка и швартовый барабан располагаются на палубе, а редуктор и двигатель - в помещении под палубой. Вертикальная ось звездочки позволяет неограниченно варьировать в горизонтальной плоскости направление движения цепи. Наряду с освобождением верхней палубы это является существенным преимуществом шпиля над брашпилем. К преимуществам шпиля следует отнести также низкое положение центра тяжести, более простую конструкцию фундаментов, относительно малую массу. Часто якорный и швартовый механизмы объединяют в одном якорно-швартовном шпиле. На рис.2 показан шпиль, двигатель которого закреплен под палубой.
Якорно-швартовые лебедки (рис.3), включающие в себя звездочку и швартовый барабан. На плавучих кранах, землечерпательных снарядах, плавучих буровых установках и т.д. применяют якорно-швартовые лебедки, у которых на одной раме размещены цилиндрический швартовный барабан и якорная звездочка, имеющие общий грузовой вал и привод от одного двигателя.
Звездочка (рис.4) является одной из самых важных деталей любого якорного механизма. Надежное перемещение цепи достигается только тогда, когда не менее чем два выступа звездочки находятся в зацеплении с цепью. Достигается это увеличением угла охвата звездочки цепью и числа кулачков. У шпилей с большим углом охвата (до 180o) применяют звездочки с четырьмя кулачками, у брашпилей угол охвата составляет примерно 130o и число кулачков увеличивается до пяти-шести. Кулачки разделены канавкой, в которой размещены звенья, ориентировочные перпендикулярно к ведомым звеньям. При вращении звездочки кулачки упираются в ведомые звенья и перемещают цепь.
Литература:
1. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации морских судов, 1999 г.
2. Александров М.Н. Судовые устройства. Ленинград, Судостроение, 1987 г., с.655.
Снопков В.И.
|
|