Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31
Танкер
Танкер –судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях, включая комбинированные грузовые суда и любой «танкер-химовоз», если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом (МАРПОЛ).
В соответствии с СОЛАС-74 и правилами Регистра все танкеры подразделяются с точки зрения пожарной безопасности на две категории:
- танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 600С и давлением паров ниже атмосферного;
- танкеры для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки свыше 600С.
Нефтяные танкеры по назначению классифицируются в соответствии с «Добавлением В» к Международному свидетельству о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP):
К каждому из перечисленных типов танкеров предъявляются определенные требования по конструктивной защите танков, оборудованию и методам мойки и защите танков, порядка сброса балласта и нефтесодержащих смесей.
В мировой практике принято следующее разделение танкеров по дедвейту: малотоннажные до 5 тыс.тонн, среднетоннажные до 30 тыс.тонн, крупнотоннажные свыше 30 тыс.тонн, в свою очередь крупнотоннажным танкерам даны следующие наименования:
Supertanker 30-70тыс.тонн;
Mammath tanker 70-150тыс.тонн;
VLCC 150-300тыс.тонн;
ULCC 300-800тыс.тонн;
Megatanker 1млн.тонн;
Panamax 80тыс.тонн.
VLCC - very large crude carrier, U – ultra.
Существенное влияние на конструкцию танкеров, оборудование и их эксплуатацию оказывают опасные свойства грузов, которые они перевозят, и вред, который могут причинить эти грузы окружающей среде и человеку, в случае аварии танкера.
<br>Конструктивное развитие средне- и крупнотоннажных нефтетанкеров характеризуются в настоящее время одним общим направлением – переходом к «экологическому» устройству судового корпуса и внутреннего оборудования, предотвращающего загрязнения моря. Европейский стандарт танкера «ЕЕЕ» - экологический, экономический, европейский танкер.
Конструкция корпуса танкера.Требования безопасности к танкерам регламентируются правилами Регистра, правилами МАРПОЛ-73/78 и СОЛАС-74, рекомендациями ИМО.
В качестве основного типа наливного судна принято однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения, корпус которого разделен поперечными переборками и одной, двумя или тремя продольными переборками, рис1.
Рекомендуются следующие системы набора корпуса танкера.
Танкеры длиной менее 180 м должны иметь:
- продольную систему набора днища и палубы в районе грузовых танков;
- поперечную или продольную систему набора бортов и продольных переборок
Танкеры длиной более 180 м должны иметь продольную систему набора. Грузовые танки и сливные цистерны в противопожарных целях должны быть отделены от машинного отделения, грузового трюма, постов управления и служебных помещений с помощью коффердамов.
По всей длине судна от кормовой надстройки до полубака проложен переходной мостик, чтобы обеспечить прокладку труб, кабелей, и передвижения экипажа. Он должен иметь прочную конструкцию, достаточное количество упругих и скользящих связей.
В районе грузовых танков на палубе должно быть установлено, вместо фальшборта, только леерное ограждение, с целью избежания скопления на палубе углеводородных паров и скопления забортной воды в штормовых условиях. Фальшборт с открытыми портиками устанавливается только вне грузовых танков. Продольные и поперечные переборки должны быть водонепроницаемые и выдерживать гидростатический напор воды и инерционные нагрузки от жидких грузов. Разделение грузовых помещений на танки и ограничение их размеров вызвано необходимостью:
- уменьшить свободную поверхность жидкости, для уменьшения момента инерции свободной поверхности, вызываемой качкой судна. Продольные переборки ограничивают инерционные нагрузки в поперечном направлении и уменьшают влияние груза на остойчивость судна. Поперечные переборки ограничивают инерционные нагрузки в продольном направлении, – препятствуют увеличению изгибающего момента и способствуют сохранению судном прочности корпуса судна;
- обеспечивать непотопляемость танкера;
- уменьшения размера загрязнения моря нефтью в случае аварии;
- распределения разных сортов груза по танкам в случае их совместной перевозки.
На современных танкерах обычно предусматриваются две продольные, а при ширине судна 35-50 м и более в ряде случаев устанавливают третью переборку, которая может быть проницаемой, - отбойная переборка. Лишь на малых танкерах допускается одна переборка. За счет большого числа продольных и поперечных связей и отсутствия больших вырезов на верхней палубе повышается прочность корпуса, что, в свою очередь, позволяет увеличить допустимую осадку и грузоподъемность танкера.
Грузовые танки на танкере с двумя продольными переборками подразделяются на бортовые правого и левого борта и центральные, расположенные между продольными переборками. Размеры и расположение грузовых танков должны отвечать требованиям, установленным Международным правилам.
Грузовая зона - часть судна, в которой находятся грузовые танки, сливные цистерны и насосные помещения, коффердамы, балластные танки и пустые пространства, примыкающие к грузовым танкам, а также участки палубы по всей длине и ширине судна над упомянутыми помещениями.
Грузовые танки– это специальные танки для перевозки наливных грузов. Грузовые танки должны обеспечить защиту от внешних воздействий наружной среды и гарантированную сохранность качества груза от:
- смещения с другими грузами и с балластом;
- загрязнения остатками ранее перевозимого груза;
- загрязнения продуктами окисления обшивки танкера (ржавчина). Последнее достигается применением дорогостоящих покрытий поверхности танков.
В настоящее время используются следующие конструкции танков:
а) традиционные с двумя продольными переборками;
b) с двумя продольными переборками и танками, выделенными для чистого балласта;
с) с двойными бортами, при этом межбортное пространство используется для изолированного балласта;
d) с двумя продольными переборками и двойным дном, междудонное и межбортовое пространство используется для изолированного балласта;
e) с вкладными цистернами (танками), изолированный балласт размещен между обшивкой корпуса танкера и цистерной.
Грузовые танки типаd) иe) имеют гладкие поверхности, т.к. весь набор находится внутри двойных конструкций. Гладкие поверхности позволяют обеспечить надежное покрытие, упрощают зачистку танков, улучшают подток груза к всасывающим патрубкам, сокращают время грузообработки танкера.
На днище грузового танка располагаются трубопроводы грузовой и зачистной магистрали, система подогрева груза – змеевик. У кормовой переборки находится замерные трубы для определения уровня груза в танке и дистанционные указатели уровня, штоки для управления клинкетами. Каждый грузовой танк имеет горловину – «расширитель», сечением около 1 м2, с высотой комингса 0,8 м. Расширитель закрывается крышкой в водонепроницаемом исполнении. На крышке имеется смотровое окно диаметром 200-300 мм. Через окно ведется наблюдение за грузом, производятся контрольные замеры уровня взлива груза (пустот) с помощью футштока – «крестовины», а также отбор проб. От горловины до днища танка установлен металлический трап с промежуточными площадками. Не рекомендуется устанавливать в одном поперечном сечении горловины центральных и бортовых танков. В грузовую палубу вварены лючки диаметром до 400 мм для переносных моечных машинок. Таким же образом оборудуются отстойные и сливные танки.
Насосное отделение. Помещение для грузовых насосов располагается в корму от грузовых танков, рядом с машинным отделением. От грузовых танков насосное отделение отделено коффердамом или является коффердамом между машинным отделением и грузовыми танками. Насосное отделение отделяется от других помещений газонепроницаемыми переборками А-60 и не должно иметь с ними сообщений, кроме трубного тоннеля. В насосном отделении размещаются грузовые и зачистные насосы, системы управления грузовыми операциями и переключения трубопроводов. Помимо этого в насосном отделении устанавливается оборудование и механизмы для мойки грузовых танков: насосы, подогреватели воды и др. Ко всем механизмам, клинкетам и приборам системы управления грузовыми операциями должен быть обеспечен безопасный доступ. Насосное отделение, кроме основного выхода, должно иметь аварийный выход.
Отстойные танки.«Отстойные танки» (Sloptank), (рис.1) – термин означает любой танк, специально предназначенный для сбора остатков из танков, промывочной воды или других нефтесодержащих смесей.
В соответствии с требованиями МАРПОЛ-73/78 на танкерах должны быть эффективные системы отстоя и очистки нефтесодержащей промывочной воды или грязного балласта. Размеры отстойных танков для танкеров вместимостью 150 рег.тонн и более должна быть не менее 3% от грузовместимости танкера.
Вместимость отстойного танка может быть уменьшена до 2%, если на танкере имеются танки изолированного или чистого балласта, или имеется система мойки сырой нефтью. На танкерах дедвейтом 70 т. тонн и более должно быть не менее двух отстойных танков.
Отстойные танки должны располагаться в непосредственной близости от грузового насосного отделения и состоять из двух емкостей, сообщающихся между собой (1-я ступень и 2-я ступень). В емкости 1-й ступени отстаивается промывочная вода от основного количества смытых остатков груза, во 2-й ступени обеспечивается более полный отстой промывочной воды, что позволяет использовать ее по второму циклу мойки. Минимальная вместимость танка 1-й ступени должна быть не менее 2,5 объема, занимаемого остатками груза, отмытого с поверхности грузовых танков за 1 цикл.
Современные крупнотоннажные суда используют систему с тремя отстойными танками: центральный танк и два бортовых соединены последовательно, обеспечивая ступенчатое отстаивание промывочной воды. Нефтесодержащая промывочная вода заполняет центральный танк и отстаивается (1-я ступень), далее ее перепускают, за исключением слоя отстоявшейся нефти, во второй танк (2-я ступень) и после отстоя перепускают в третий танк, за исключением отстоя нефти. После отстоя – сепарации, чистая вода сбрасывается за борт, а отсепарированная нефть возвращается в центральный танк.
При перевозке последовательными рейсами одного сорта груза используется метод погрузки поверх остатковLOT(loadovertop): нефтесодержащая промывочная вода, включая балласт, отстаивается в отстойном танке, далее сепарируется и сбрасывается за борт, а отстоявшийся слой нефти возвращается в грузовой танк, или балласт принимается в не зачищенные танки, далее, после отстоя, балласт сбрасывается за борт, за исключением двухметрового верхнего слоя с высоким содержанием нефти. Этот слой – отстой собирается в отстойный танк. После отстаивания вода через сепаратор сбрасывается за борт, а нефтесодержащий слой сливается в грузовой танк. Цикл повторяется 2-3 раза. Порядок сброса дан в разделе «Предотвращение загрязнения моря».
Танки изолированного балласта. С целью предотвращения загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на мель, «новые нефтяные танкеры» (поставка которых осуществляется после 01.06.82) в соответствии с требованиями правил 13 Приложения 1 МАРПОЛ должны иметь танки изолированного балласта. Требования распространяются на танкеры для перевозки сырой нефтиDW= 20000 тонн и более и на танкера – нефтепродуктовозыDW= 30000 тонн и более.
Вместимость танков изолированного балласта– ТИБ (SegregatedBallastTanks–SBT) и их размещение на танкере длиной более 150 метров должна обеспечить безопасность в балластном рейсе, а именно:
- осадка на миделе:dm= 2,0 + 0,02L;
- дифферент на корму не более 0,015L;
- осадка на корму должна обеспечить полное погружение винта.ТИБ должны быть расположены таким образом, чтобы создать защитный экран вокруг грузовых танков.
∑РАс + ∑РАs≥j[Lt(В+2D)],
где РАс - площадь проекции бортовой обшивки каждого ТИБ на диаметральную плоскость в м2;
РАs- площадь проекции днищевой обшивки каждого ТИБ на основную плоскость в кв.метрах;
Lt- длина между носовой и кормовой границами грузовых танков в м;
В - наибольшая ширина судна в м;
D- теоретическая высота борта на миделе в м;
J - коэффициент, равный: 0,45 для танкеровDW= 20 т.тонн;
0,30 для танкеровDW= 200 т.тонн. Минимальная ширина каждого бортового танка для изолированного балласта, простирающегося по всей высоте борта от палубы до верхней кромки двойного дна, должна быть не менее 2 м. Максимальная высота каждого танка двойного дна для изолированного балласта должна составлять В/15 или 2 м, в зависимости от того, что меньше.
Нефтеналивное судно длиной менее 150 м может рассматриваться как судно с изолированным балластом, если его осадка рассчитывается по одной из рекомендованных
Регистром формул, приведенных в таблице 2.1.4 Правил Регистра по предотвращению загрязнения с судов, 1993.
Танки изолированного балласта должны иметь отдельную систему, не проходящую через грузовые танки и предназначенную исключительно для балластных операций. ТИБ не должен использоваться для перевозки какого-либо груза, ни для хранения судовых запасов и материалов.
В исключительных случаях, ввиду тяжелых погодных условий, капитан имеет право принять балласт в грузовые танки дополнительно к изолированному балласту.
Перед принятием балласта танки должны быть промыты сырой нефтью, до отхода танкера из порта.
Эксплуатация танкера в режиме чистого балласта. Существующие танкеры для сырой нефти дедвейтом 40 тыс.тонн и более вместо танков изолированного балласта могут применять метод очистки грузовых танков путем мойки сырой нефтью. Количество грузовых танков, подлежащих мойке сырой нефтью, зависит от характера совершаемого рейса и ожидаемых погодных условий.
Существующие танкерыDW= 40 тыс.тонн и более для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, вместо изолированного балласта и метода мойки сырой нефтью, выделяют из числа грузовых танков, танки для использования исключительно для приема балласта – танки чистого балласта – ТЧБ (CleanBallastTanks–CBT). Расположение ТЧБ и их вместимость должны удовлетворять требованиям безопасности, изложенным для ТИБ по осадке и дифференту. На танкерах с ТЧБ устанавливаются приборы контроля за содержанием нефти в сбрасываемом водяном балласте.
В соответствии с правилом 13Fнефтяные танкерыDW= 600 тонн и более, поставка которых осуществлена 6 июня 1996 г. и после, должны иметь защиту грузовых танков балластными по всей длине.
Для танкеровDW= 5000 тонн и более балластные бортовые танки должны проектироваться на всю высоту борта танкера от настила второго дна до палубы.
Ширина этих танков определяется по формуле: W= 0,5 +DW/20000 (м), однако 1 м <W< 2 м.
Высота танков двойного дна 1 м <h<2 м.
Общая вместимость балластных танков на танкерахDW=20000 тонн для перевозки сырой нефти и на танкерахDW= 30000 и более для перевозки нефтепродуктов должна быть не менее вместимости ТИБ в соответствии с правилом 13.
В грузовых танках в двойном дне образуются приемные колодцы, расстояние между дном колодца и днищевой обшивкой должно быть не менее 0,5h.
Танки двойного дна могут не предусматриваться, если давление груза и паров на обшивку днища не превышает внешнее гидростатическое давление, т.е.:
f×hc×pc×g+100∆p≤dn×ps×g, где
hc- высота груза в танке,
м; pc- максимальная плотность груза,
т/м; dn - минимальная эксплуатационная осадка,
м; ps - плотность морской воды,
т/м; ∆p - максимальное установочное давление дыхательного клапана, бары;
f - коэффициент безопасности = 1,1;
g - стандартное ускорение свободного падения (9,81 м/сек) .
Для танкеровDW= 5000 тонн и менее высота междудонного пространстваh=B/15 с минимальной высотойh= 0,76 м; ширина бортового балластного танкаW= 0,4 + 2,4DW/20000 (м), с минимальной величинойW = 0.76 м.
Если бортовые танки не выдерживают эти условия, то ограничивается вместимость грузовых танков до 700 м3.
Литература:
1. Российский морской регистр судоходства. Правила классификации морских судов, 1999 г.
2. Александров М.Н. Судовые устройства. Ленинград, Судостроение, 1987 г., с.655.