Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Тетризм

  

Тетризм - или тетрализм (греч. tetra - четыре) - общенаучное и мировоззренческое понятие для обозначения широкого класса плюралистических направлений и теорий в области философии, социальных и гуманитарных наук, которые исходят из признания четырех основополагающих начал или фундаментальных оснований.
Родоначальник T. - Пифагор (VI век до н.э.)). Он обожествлял числа, особенно десятку и четверку как возможность десятки. По его определению "четверица - неиссякаемой жизни источник" (Пифагорейские золотые стихи. М.1955, с.30). Сложение чисел от одного до четырех в сумме дает десять - число всех чисел, которое является богом в пифагореизме. Римский комментатор, пифагореец Гиерокл (IV век н.э.), так разъясняет этот фрагмент: "четверица - это кладезь вечного миропорядка, это тоже, что бог-творец…В целом четверица охватывает все существующее: число элементов, времен года, возрастов, сословий и невозможно сказать, существует ли что-либо не зависящее от четверицы как от корня и начала. Четверица есть…творец и причина всего, умопостигаемый бог, причина бога" (там же, с. 96-98).
После Пифагора наука и философия стали освобождаться от налета мистицизма и обожествления четверки (или тетрады) и наполняли ее объективным смыслом. Существует множество форм проявления Т. в философии и науке. Назовем лишь некоторые. Исторически наиболее важными из них являются следующие.
Эмпедокл (490-430 до н.э.) создал тетристскую или тетрарную (прилагательные от Т.) онтологию, в которой началами (по греч. - arhe) бытия признавались четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь.
Платон (427-347 до н.э.) выделял четыре добродетели человека: мудрость, справедливость, мужество и умеренность, а также четыре типа государств, отличных от идеального государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Аристотель (384-322 до н.э.) различал четыре причины бытия: материальную, формальную, движущую и телеологическую (целевую), а также четыре фигуры (типа) силлогизма.
И.Кант (1724-1804) создал дуалистическую философию, чреватую многими тетристкими идеями онтологии, гносеологии и антропологии: четыре вопроса и части философии, четыре физические науки, четыре типа суждений, четыре антиномии разума, четыре триады категорий, четыре части антропологии, четыре типа характера и темперамента и т.д.
О.Конт (1798-1875) определил четыре физических и одновременно социальных закона.
К.Маркс (1818-1883) различал четыре вида общественного воспроизводства: "материальное", "производство самого человека", "производство форм общения" и "духовное". Соответственно им он различал четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Г.Спенсер (1820-1903) выделял четыре системы органов общественного организма: внешние, внутренние, распределительные и регулятивные.
Д.Сантаяна (1863-1952) построил философскую плюралистическую систему четырех царств бытия: сущности, материи, истины и духа.
М.Вебер (1864-1920) определял четыре типа социального действия, четыре сферы жизнедеятельности общества: экономика, политика, религия и воспитание.
Р.Парк (1864-1944) различал четыре компонента социоэкологического комплекса: население, организация, среда и технологии.
К.Юнг (1875-1961) развил психологическую теорию личности, построенную на четырехмерности ее интроверсии и экстраверсии. В 70-е годы прошлого века на основе этой теории А. Аугустинавичюте была создана особая наука тетрарного типа - соционика.
К.Ясперс (1883-1969) создал философскую теорию четырех уровней существования "Я": материального, рационального, духовного и экзистенциального.
Ф.Знанецкий (1882-1958) выделял четыре класса социальных явлений: действия, отношения, личности и группы.
Н. Гартман (1882-1950) разработал критическую онтологию, построенную на выделении четырех слоев бытия: реальный, идеальный, логический и гносеологический.
В 20 веке на Западе различные идеи Т. в философии, социологии, психологии, антропологии и других гуманитарных науках развивались Т.Парсонсом, Ф.Броделем, Д.Беллом, О.Тоффлером, Ю.Хабермасом, П.Бергером, Т.Лукманом, П.Бурдье, Э.Гидденсом, Э.Вайцзекером, П.Штомпкой, М.Кастельсом, Р.Мастерсом и многими другими учеными. В России Т. активно развивался сначала в рамках эзотерической философии и антропологии Г.И.Гурджиевым и П.Д.Успенским, а затем в различных областях знания в тех или иных аспектах М.М.Бахтиным, Н.И.Бухариным, Н.Д.Кондратьевым, В.П.Рожиным, В.С.Барулиным, А.К.Уледовым, В.А.Ядовым, В.Г.Афанасьевым, А.И.Яценко, Ф.С.Айзиковичем, В.А.Ганзеном, Б.Г.Ананьевым, А.И.Юрьевым, Л.М.Семашко, В.М.Межуевым, Г.А.Гриненко, Ж.Т.Тощенко, О.М.Калининым, В.И.Алексахиным, М.Ю.Лебединским, С.И.Сухоносом и многими другими. Однако, при всей содержательной мощи и масштабе это направление мысли и науки не имело специального термина. Термины "тетризм", "тетрализм" и производные от них были введены Л.М.Семашко в 1999 году в книге "Социология для прагматиков" и более детально обоснованы в 2002 в книге "Тетрасоциология: ответы на вызовы".
Т. - внутренне очень разнообразное по содержанию и масштабам идейное течение, что видно по немногим, перечисленным выше, его представителям. По содержанию Т. можно разделить на сферный и несферный. Сферный - это такой Т., который фундаментальными для той или иной науки и теории признает четыре сферы. К сферному Т. можно отнести идею Маркса о четырех сферах общества, теорию Броделя о четырех секторах общества, четырехфункциональную парадигму Парсонса четырех социетальных подсистем общества, концепцию четырех сфер общества Тоффлера, тетрасоциологию (см.) Семашко, которая синтезирует и развивает названные теории сферного Т. Наибольшее распространение сферный т. получил в социологии. Несферный - это такой Т., который признает фундаментальными, основными или просто важными какие-либо любые четыре компонента, части, аспекта и т.п. К несферному т. можно отнести плюралистические философии Эмпедокла, Гартмана и Сантаяны, в которых бытие подразделялось соответственно на четыре элемента (начала, архэ), слоя и царства. К несферному т. относятся также идеи Аристотеля о четырех причинах бытия, тетрарные идеи Канта, теория четырех типов социального действия Вебера и т.п.
По масштабу Т. различается на макро, мезо и микро уровни, а также по широте предмета соответствующих областей знания и наук на т. мифологический, религиозный, философский, физический, химический, биологический, социологический, экономический, политический, культурологический, информационный, социокибернетический, психологический, филологический, экологический, соционический и т.п.
Тетризм лежит в основе тетрамировоззрения, тетрасофии и тетрасоциологии (см.). Наиболее перспективными являются их сферные (см.) варианты, признающие в качестве своей основы четыре сферы бытия, общества и человека.
26.12.2004 г.
Семашко Л.М.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я