|
Тамкар (Дамгар, Тамга и т.п.) - основные торговцы Шумера, которые активизировали использование товарных знаков и денежных отношений на путях из Скифии к Египту и Индии. Шумеры строили мелиоративные (ирригационные) системы, которые известны в Приазовье и на строительство которых фараоны Сенусерты почти 4 тыс. лет назад выводили население Скифии к низовьям Нила. Общинники вместо прежних взносов в казну общин платили обязательные государственные и храмовые налоги. Храмовое хозяйство из общинной собственности тоже по существу переходило государству. Собирались народные собрания (вече), сходки воинов и советы старейшин. Но все большую роль в жизни играли цари городов-крепостей. Северные шумерские крепости Шуруппак, Киш, Мари, Эшнунна (у Богдада) и Ашшур активно вели торговлю с округой Кавказа. Позже купцы Ашшура с помощью северных наемников и формировали Ассирию, где роль северян всегда была высока. Почти 5 тыс. лет назад наемники Шуруппака стояли гарнизонами в основных шумерских городах Уруке, Умме, Лагаше и ряде других. Эти факты тоже работают на римскую версию о "полуторатысячелетнем господстве" Скифии в Азии до возвышения Ассирии.
Торговля Шумера сосредотачивалась в руках тамкаров - торговых агентов храмов, царя и окружающей его знати. Тамкар по звучанию и словообразованию напоминает имя Тевтар - так звали эпического скифа, который обучил стрельбе из лука самого Геракла (тот стрелой поразил орла, терзавшего Прометея). Шумеры во многом из округи Кавказа и Каспия, Предуралья везли серебро, золото, медь, свинец и другие полезные для себя товары, усиливая обмен. Свою заметную роль в истории играли и военные грабежи Юга со стороны северян. Медь нередко была мерой стоимости, но все чаще ее заменяло серебро.
Почти 5 тыс. лет назад в городах Шумера наблюдается купля-продажа домов. Известны посредники - "едоки" покупной цены. Обычно это соседи или родичи продавцов. Свое получали и писцы (в этом случае как бы нотариусы), оформлявшие сделку.
В селениях наиболее работящие люди (которых привлекали и в армию) назывались "шублугали" (подчиненные царя), что случайно созвучно позднему "шобла" (мнящие себя приближенными). Иногда их именовали "гуруш", греки и у Азовского моря позже таких называли "курос" (сильные, молодцы), что связывают с поздним русским "кореш" - соратник по делам, свой парень (понятно, есть созвучия и с "гуру"). Владельцы храмовых и царских наделов работали летом месяца четыре. Тягловый скот, плуги и другие орудия труда им выдавались из храмовых или царских хозяйств. Основным зерном был ячмень, который уже использовался для приготовления пива.
Золин П.М.
|
|