|
Социальная гармония - одно из центральных понятий тетрасоциологии (см.), которое формируется на основе широко распространенного в западном и восточном менталитете понятии гармонии. С.г. - это устойчивый и динамичный баланс, пропорция и равновесие социальных сфер (см.) и соответствующих им сферных классов (см.) населения. Основной закон тетрасоциологии - закон С.г. сфер (см.). Он противодействует закону социальной дисгармонии отраслей и предприятий и диалектически с ним связан. Закон С.г. утверждает, что устойчивая жизнь и развитие общества (гомеостаз) обеспечиваются гармонией (балансом, пропорцией) четырех сфер: общественного воспроизводства, которая постоянно нарушается позитивными (негэнтропийными) и негативными (энтропийными) отклонениями от нее различных отраслей, предприятий, регионов, социальных групп. Множество отклонений определяет меру дисгармонии общества. Когда она превышает меру гармонии, тогда общество начинает гибнуть. Закон С.г. сфер подчиняет себе закон дисгармонии отраслей, обеспечивая устойчивость общества, но до определенного уровня, за которым закон дисгармонии отраслей подчиняет (пересиливает) закон гармонии сфер, что ведет к неустойчивости и распаду общества. С.г. сфер и классов людей, которые заняты в них, существует в двух формах: стихийной и сознательной. Стихийная гармония является основополагающим фундаментом всей человеческой истории и сохранения ее устойчивости. Сознательная гармония начинается с самоидентификации сферных классов населения в эпоху информационного общества. Поэтому в тетрасоциологии С.г. определяется и как фундамент общества и как его высшая цель, к которой оно постоянно стремится, приближаясь или удаляясь от нее.
Идея гармонии, на основе которой создается понятие C.г., является приоритетной для восточной культуры и мировоззрения, особенно для конфуцианства и буддизма. Однако, идея гармонии не чужда и западному менталитету: она развивалась школами Пифагора, Платона, Аристотеля, Лейбница, а также в эпоху Возрождения, но она не стала приоритетной для индустриального общества. Тетрасоциология представляет собой попытку синтеза западной структурной идеи сфер воспроизводства и восточной ценностной идеи гармонии, как социальной, так и индивидуальной. Идея C.г. сфер общества и человека фокусирует в себе основное теоретическое ядро тетрасоциологии.
В литературе C.г. часто ограничивается бесконфликтностью, которая вовсе не является ее признаком. С.г. - это не социальный рай, не бесконфликтность, а устойчивая и динамичная сбалансированность, пропорциональность и взвешенность сфер общества и человека, динамика которых не исключает конфликты, но в условиях С.г. они разрешаются согласованно, наименее болезненно, наиболее эффективно, не перерастая в социальные столкновения: войны, насильственные революции, террор и т.п. С.г. характеризуется равномерным и справедливым распределение и обменом ресурсами между сферами и сферными классами общества. С.г. исключает крайности, с одной стороны, механической уравниловки, а с другой, роскоши и нищеты, устанавливая для них разумные и допустимые верхние и нижние пределы. Обеспечить их социальную базу могут только сферные классы, которые являются основными акторами (субъектами) с.г. Законодательное и политическое их регулирование может обеспечить только сферная демократия (см.) как государство С.г.
Основные формы C.г. - общественная и индивидуальная. Общественная гармония связана с гармоничным развитием сфер и сферных классов общества, а индивидуальная - с гармоничным развитием сфер человека, которые аналогичны сферам общества и в то же время специфичны. Общественная и индивидуальная гармония диалектически связаны и взаимовключают (см.) друг друга, взаимосодействуют друг другу. Они невозможны друг без друга, хотя могут быть разноприоритетны во взаимовключении.
Нужно различать С.г. как интегральную универсальную ценность, объединяющую в себе ценности гуманизма, мира, любви, справедливости, свободы, равенства, братства, и как соответствующий порядок и организацию общественной жизни. Как ценность с.г. существует с древнейших времен, упоминается в книгах Гомера и в других древних источниках, является общей ценностью западной и восточной культур, а как реальность она начинает формироваться только в информационном обществе вместе с возникновением соответствующей теории, информации, а также классов и институтов. До этого общества она существует как утопия. Предшествующее, индустриальное общество порождает отраслевую, дисгармоничную организацию (порядок) общества, исключающую гармоничную организацию. Дисгармоничное отраслевое (индустриальное) общество создает соответствующего, дисгармоничного и отраслевого, "одномерного" (Маркузе, 1964) человека. Лишь в информационном обществе создаются предпосылки для возникновения сферного общества и сферной, гармоничной его организации, воплощающей С.г. Только в этом обществе создаются предпосылки для реализации принципа "красота спасет мир". Ведь красота есть гармония. Для человека спасительна внутренняя гармония его сфер и их гармония с обществом и природой, а для общества спасительна гармония сфер общественного производства и сферных классов во всех цивилизациях. Порядок С.г., рождающийся в информационном обществе, исключает столкновение между цивилизациями. Он создает гармоничный и устойчивый мир, новую культуру мира (см.) без войн, террора и бедности. Гармоничный мир начинается с гармонии полов (матерей и отцов) и поколений (родителей и детей) в семье и продолжается гармонией сферных классов населения, их гармоничным партнерством. Порядок С.г. является оптимальным и наиболее эффективным способом существования развитого человеческого общества.
Наука только сейчас способна ставить и решать проблему практического строительства с.г. на уровне и общества, и индивида. В будущем обществе C.г. станет моральной общепринятой нормой: все дисгармоничное - нищета и роскошь, несправедливость и ненависть, насилие и войны и т.п. будут считаться безнравственными. С.г. не отвергает ценности и моральные нормы прошлых обществ, она включает их в себя, перестраивает их и изменяет их приоритет. С.г. играет огромную мировоззренческую роль как нравственный, духовный идеал и как культурная ценность.
18 января 2005 г.
|
|