|
Избирательное право детей, как идея, существует в двух вариантах: осуществляемое самими детьми с любого возраста (без возрастных ограничений) и исполняемое родителями и законными опекунами. Общая концепция И.п.д., его социальной необходимости и множества позитивных следствий, дана в книге Л.М. Семашко и М.Р. Девит "Избирательное право детей" ключ к решению проблем детства", СПб, 2004.
История избирательного права - это история его постоянного расширения: сначала его получили богатые взрослые мужчины, потом все взрослые мужчины с 25 лет, потом женщины и представители других рас, потом молодежь с 18 лет, хотя в разных странах возраст совершеннолетия может быть разным. Современное избирательное право осталось нам в наследство от уходящего индустриального общества и на протяжении двух веков постепенно освобождалось от многочисленных цензов этого общества - расовых, имущественных, гендерных и т.п. Сохранился непреодоленным лишь последний - возрастной - ценз. Этот ценз сохраняет в отношении детей вопиющую политическую несправедливость и дискриминацию. Становясь гражданином страны с момента рождения, ребенок становится избирателем только через 17 лет, как будто эти годы дети ничем общественно полезным не заняты, живут вне общества, не являются его членами, не имеют потребностей и проблем, которые требуют постоянного политического представительства и выражения.
Эта "прореха" в избирательном праве и политической системе начала осознаваться давно. Идея И.п.д. как политического представительства их интересов в разных формах носится в воздухе сто лет! Впервые ее высказал еще в 1905 году великий русский ученый Д.И. Менделеев, правда, в косвенной форме введения "детского ценза" для депутатов Госдумы. Великий польский педагог и писатель Януш Корчак, говоря о желании родителей, "чтобы дети были лучше нас" и в то же время харак-теризуя положение детей как "закрепощенного класса", "не избирателя", впервые определил социальную, политическую и гражданскую равную ценность ребенка и взрослого: "главная мысль: ребенок равный нам - ценный "человек".
Но наиболее активно идея и.п.д. стала выдвигаться в разных странах в последние 15-20 лет, причем сначала в форме прямого участия детей в выборах. Впервые данный вариант идеи был сформулирован в 1991 году в статье "Дайте детям голос" американки Виты Уоллис. Эта идея нашла достаточно широкое распространение и определенную общественную поддержку на Западе.
Другая модель И.п.д. состоит в том, что оно исполняется не самими детьми, а родителями. Она рассматривается в ряде статей С. Рингена (1996), П. Париджа (1999) и других. На Западе она имеет много синонимичных названий: "семейное голосование", "универсальное избирательное право" и т.п. В этом варианте И.п.д. означает, что дети до 18 лет получают по закону право избирательного голоса, вносятся в избирательные списки, а исполнение этого права (голосование) возлагается на их родителей или законных опекунов. И.п.д., исполняемое родителями, является правовым и социокультурным институтом, основанным на взаимной помощи и ответственности поколений родителей и детей в семье. Поэтому оно затрагивает самые глубокие социальные и культурные основания человеческого общества. Новое свое обоснование и развитие эта идея получила в тетрасоциологии, которая определила необходимость, социальную базу и культурную базу, политическое и правовое значение и.п.д., исполняемого родителями.
И.п.д., исполняемое родителями, имеет мощную социальную опору: от 50 до 80% населения в разных странах. Это, прежде всего дети до 18 лет, которые составляют примерно 20-35 % населения. Во вторых, это родители, попечители, в том числе бабушки и дедушки, и законные опекуны, которые составляют примерно 30-45 % населения. Если будет принят соответствующий закон, то родители и попечители получат контроль над 50-80 % избирательных голосов. Это обстоятельство открывает для них возможность избрать парламентское (законодательное) большинство на всех уровнях власти в интересах детей. В свою очередь, парламентское большинство получает возможность распределить бюджет своего уровня в интересах, прежде всего сферы детей. Эта сфера, как ключевая часть социальной сферы, включает семью, дошкольные и школьные учреждения, детское здравоохранение, спорт, досуг, отдых, а также весь спектр детских проблем: преступности, бездомности, наркомании, проституции и т.п.
И.п.д., исполняемое родителями, позволяет создать мощный государственный механизм приоритетного развития сферы детей за счет ее первоочередного бюджетного финансирования. Это обеспечит приоритетное и наиболее эффективное повышение качества социального капитала в детстве. Известно, что качество социального капитала - человека - в своих фундаментальных основах закладывается в детстве, до 18 лет. Последующее его развитие есть лишь надстройка над этим фундаментом. Поэтому дети составляют основную часть социального капитала, из которой он происходит в целом. Однако, современное общество, по определению Специальной Сессии ООН по детству 2002 года, оставляет детей в "нищете, дискриминации и пренебрежении". И.п.д., исполняемое родителями, преодолевает эту несправедливость и создает механизм приоритетного инвестирования в социальный капитал.
И.п.д., исполняемое родителями, имеет еще ряд важных социальных следствий. Самое значительное его достоинство заключается в том, что оно создает качественно новую, четко ориентированную на приоритет интересов детей, политическую (избирательную) мотивацию большей части электората, прежде всего родителей и молодежи. Вместе с этим мотивом оно создает качественно новую избирательную систему демократии, с новой стратегической целью. Подобная избирательная система модернизирует и гуманизирует гражданское общество и правовое государство, превращает демократию в институт социальной гармонии (см.) и гармоничного мира. И.п.д., исполняемое родителями становится институтом и гражданского общества, консолидируя избирателей, и правового государства, обеспечивая новое качество законодательной (парламентской) власти. Заменяя приоритет военных и экономических интересов государств приоритетом детей и социальной сферы, И.п.д., исполняемое родителями модернизирует культуру мира (см.), создает общественную опору порядка социальной гармонии. Оно становится таким правом, которое обеспечит эффективное выполнение Конвенции ООН о правах ребенка, исполнение которой, по признанию ЮНИСЕФ, остается неудовлетворительным.
И.п.д., исполняемое родителями станет одним из важнейших политико-правовых и социокультурных институтов информационного (глобального) общества 21 века.
19 января 2005 г.
|
|