Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Сферные классы

  

Сферные классы людей, населения - фундаментальное понятие, впервые вводимое тетрасоциологией (см) и составляющее ее основное открытие. Начало использоваться с 1981г. С. к. - это четыре большие производительные группы людей, охватывающие все население, различающиеся по воспроизводственной занятости (см.) в одной из четырех, основной для них, сфере (см.) общественного воспроизводства. Равная социальная необходимость C.к., определяемая равной необходимостью воспроизводимых ими сферных ресурсов общества, делает их изначально гармоничными, партнерскими, солидарными, исключающими антагонизм. Сферные классы равно необходимы обществу, вместе достаточны, но неравны внутри и между собой по стратификационным критериям. С.к. существуют в социальной истории всегда вместе со сферами общественного воспроизводства. Но в силу крайней неравномерности сфер и преимущественно роста материальной сферы с.к. проявлялись вплоть до информационного общества в форме отраслевых антагонистических классов экономической сферы, в которой они различаются по отношению к собственности на средства производства.
В социологии ХХ века утвердились две парадигмы классовой структуризации общества: по собственности (марксизм) и по стратификационным критериям (западная немарксистская социология). Тетрасоциология предлагает третью - парадигму воспроизводственной занятости, которая включает первые две как частные. Она позволяет увидеть глобальную социальную трансформацию 21 века - выделение, идентификацию и конституирование новых, сферных классов в новом, информационном обществе. br> По основной воспроизводственной занятости людей в одной из четырех сфер общественного воспроизводства население делится на четыре производительных сферных класса: 1. СОЦИОКЛАСС - занятые в социосфере (это, с одной стороны, работники отраслей здравоохранения, образования, социального обеспечения, физкультуры и спорта, а с другой - все неработающее население, но занятое воспроизводством самого себя - дошкольники, учащиеся, безработные, домохозяйки, неработающие пенсионеры и инвалиды). 2. ИНФОКЛАСС - занятые в инфосфере работники отраслей науки, культуры и искусства, связи, информационных услуг. 3. ОРГКЛАСС - занятые в оргсфере работники отраслей управления, финансов, кредита, страхования, обороны, госбезопасности, таможни, МВД и т.п. 4. ТЕХНОКЛАСС - занятые в техносфере рабочие и крестьяне, работники отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства и т.п. Выделение классов по занятости более фундаментально, чем по собственности: собственность временна, частична, неэгалитарна, а занятость постоянна, универсальна и эгалитарна, равно присуща всем, хотя качественно дифференцирована.
С.к. как и сферы общественного воспроизводства подчиняются закону социальной гармонии (см.). Он выражает тенденцию неравномерно развивающихся сфер общества, дисгармония которых определяется дисгармонией отраслей и корпораций, входящих в них, к максимальной мере равновесия, сбалансированности и пропорциональности, составляющих социальную гармонию.
Проиллюстрируем с.к. и их динамику на примере России. Численность населения России равняется сумме четырех ее сферных классов. Их динамика выражается следующей численностью в миллионах человек в 1991, 1996 и 2000 годах соответственно.
Социокласс: 81,6; 89,1; 89,8. Инфокласс: 4,8; 3,6; 4,3. Оргкласс: 4,0; 4,6; 5,3. Технокласс: 58,1; 49,8; 45,4. Численность населения Россия составила в эти годы: 148,5; 147,1; 144,8. Сферные классы присущи населению всех стран мира.
Только сферные классы способны поставить под контроль неравномерное развитие сфер общества и обеспечить их постепенную гармонизацию, заключающуюся в повышении их сбалансированности и пропорциональности за счет минимизации дисгармонии, входящих в них отраслей и корпораций. Сферные классы обладают колоссальной энергией социальной гармонии, которая проявляется при формировании их самосознания и сферной идентичности. Мощь социальной гармонии сферных классов способна конструктивно преодолеть вызовы глобализации. Их формирование, самосознание и самоидентификация, которые невозможны без соответствующей социологической теории, есть ключевая социальная трансформация современного мира. Суть ее заключается в переходе с.к. из стихийных, никому не известных, социальных акторов "в себе" в сознательные, самоосознающие свою новую общность, социальные акторы. С.к. сознательно выстраивают новый социальный порядок, новое государство и новое общество социальной гармонии из информационного общества и внутри него.
Сложность выделения и познания С.к. заключается в их предельной изменчивости, трудно уловимой текучести и различимости, в отсутствии жестких границ между сферами их занятости. Все эти, почти виртуальные, характеристики C.к. определяются тем, что каждый человек каждый день неоднократно меняет сферы свой воспроизводственной занятости, переходя из одной в другую. В такой ситуации трудно выделить основную занятость (основную сферу), в которой человек тратит большую часть своего времени по сравнению с затратами времени в других сферах. Только в информационном обществе создаются необходимые теоретические и технологические предпосылки для выделения и познания с.к. Этим объясняется тот факт, что С.к. не были известны и открыты в прошлые исторические эпохи, хотя они присущи им, существуют во всех. Открытие с.к. открывает качественно новые горизонты общественного развития в будущем, непредсказуемые ни на какой другой основе, в рамках никакой другой научной революции.
Литература:
1. Семашко Л.М., "Тетрасоциология: ответы на вызовы", СПб, 2002, с.84-93).
16 января 2005 г.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я