|
Кранец судовой - устройство, которое используется для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно в процессе швартовки или буксировки. Это устройство должно обеспечить передачу нагрузок на возможно большую площадь борта и тем самым исключить его повреждение или остаточную деформацию.
По способу преобразования энергии швартовные кранцы делятся на амортизирующие, демпфирующие и комбинированные. К амортизирующим, относятся эластичные и пневматические кранцы, к демпфирующим - гидравлические и газовые, к комбинированным - гидропневматические и гидроэластичные. Судовые кранцы подразделяются на постоянные и съемные.
К постоянным кранцам относятся кранцы, которые устанавливаются на буксирных судах и ледоколах в кормовой и носовой части судна (рис.1). Они прочно соединяются с корпусом судна. Для обычных морских судов более рациональными являются переносные, съемные кранцы. К этой категории можно отнести кранцы различных типов.
Мягкий подвесной швартовый кранец (рис.2). Он удобен в обращении, но обладает низкой амортизирующей способностью.
Для обеспечения швартовых операций в открытом море используются пневматические кранцы, которые обладают большой энергоемкостью и обеспечивают малые контактные давления на корпус судна. К числу таких кранцев относятся бескамерные кранцы (рис.3) и камерные пневматические кранцы (рис.4).
Бескамерные кранцы имеют резиновую оболочку, укрепленную для восприятия больших нагрузок синтетическим или металлическим кордом. Толщина оболочки в зависимости от размеров кранцев составляет 9-30 мм.
При креплении кранца на его оболочку надевают сеть из стального каната, пропущенного через резиновые трубки. Меридианальные канаты, заканчивающиеся огонами, стягиваются скобой, за которую крепится строп. Торцевые фланцы используются для установки предохранительного клапана и надувания кранца. Для уменьшения износа кранца к сети присоединяют шины.
Двухслойные или камерные кранцы имеют прочную резинокордную наружную и герметизирующую внутреннюю оболочки. По своим характеристикам они уступают бескамерным кранцам. Их недостаток - слабое крепление фланцев (пропустить внутрь кранца цепь или канат не позволяет камера). Кранцы связывают по четыре штуки и подвешивают у борта так, чтобы они плавали.
В гидравлических кранцах часть энергии сжатия погашается неупругими силами. На рис.5 показаны гидравлические кранцы трех типов, имеющих толстостенную резиновую оболочку с отверстиями. Кранцы частично или полностью заполняются водой и подвешиваются в вертикальном положении. Они могут иметь как положительную, так и отрицательную плавучесть.
При сближении судов оболочка кранцев сжимается и давление внутри нее за счет сопротивления в отверстиях повышается. Частично вода выдавливается наружу. При расхождении судов кранец должен наполниться водой, чтобы быть готовым воспринять новый навал судна.
Гидропневматический кранец (рис.6) имеет две оболочки. Внутренняя оболочка заполнена воздухом. Вода, находящаяся между оболочками, при сжатии через шланг и фильтр выдавливается наружу. Через тот же шланг вода возвращается в кранец.
Внутренняя и наружная оболочки соединены между собой канатом, разгружающим оболочку от продольных усилий. В отличие от пневматических, гидропневматических кранцы обеспечивают более мягкую амортизацию. Для швартовки в море научно-исследовательских аппаратов, наиболее пригодны щеточные кранцы (рис.7). Кранец представляет собой ряд резиновых стержней со скосами, способствующими изгибу стержней. Они укреплены в специальных стаканах на жестком основании. Щеточные кранцы просты и технологичные, хорошо работают при ограничениях их толщины.
Общая схема кранцевой защиты судна предназначенного для производства грузовых операций в открытом море показана на рис.8. Пневматические кранцы могут располагаться в горизонтальном и вертикальном положении и находиться как на плаву, так и в подвешенном состоянии. Обычно для обеспечения безопасности стоянки судов лагом к борту используются кранцы длиной 6 м и диаметром 3 м. В качестве подвесных, целесообразно использовать кранцы диаметром 2 м.
Литература:
1. Щетинина А.И. и другие Управление судном и его техническая эксплуатация. Москва изд "Транспорт", 1983 г. стр. 665.
2. Александров М.Н. Судовые устройства. Справочник, изд. "Судостроение", 1987 г. стр. 656.
|
|