Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Характеристики морских транспортных судов

  
Автор: Снопков В.И.

Характеристики морских транспортных судов - совокупность показателей, характеризующих соответствие характеристик судна и перевозимых грузов для конкретных условий плавания.
Эксплуатационно-технические характеристики судов разделяются на следующие группы:
1. Линейные.
Lех - максимальная или наибольшая длина судна (м), замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна; L - длина судна (м) или расстояние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше; Вех - наибольшая ширина судна (м), измеренная на мидель-шпангоуте между наружными кромками шпангоутов, В - ширина судна по ватерлинии (м), измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерлинии, между наружными кромками шпангоутов, D - высота борта (м). Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса верхней палубы у борта. На судах, имеющих закругленное соединение верхней палубы с бортом, высота борта судна измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым; d - осадка судна (м). Расстояние, измеренное по вертикали на миделе от нижней кромки горизонтального киля до соответствующей ватерлинии.
Помимо указанной выше осадки судна на миделе, различают осадку судна носом dн и кормой dк , которые обычно замеряют по маркам углубления, нанесенным на бортах судна в его оконечностях. Марки углубления наносят на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту - в футах и обозначают римскими цифрами. Высота на левом борту и расстояние между ними по вертикали равно 1 фут. Высота цифр на правом борту и расстояние между ними равно 1 дм. Замеренные осадки судна по маркам углубления дают расстояния по вертикали между нижней кромкой горизонтального киля и линией ватерлинии, по которую плавает судно, в тех местах по его длине, где нанесены марки.
Осадку на миделе или среднюю осадку рассчитывают как полусумму носовой и кормовой осадок:
         dн + dк
D = ---------- .
              2
Разность осадок носом и кормой называется дифферентом судна. Если нос судна погружен в воду больше, чем корма, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, и наоборот.
2. Весовые.
Δ - водоизмещение судна (т) - масса судна или масса воды, вытесненной судном, плавающим по некоторую ватерлинию равновесия. Водоизмещение и объемное водоизмещение V, равное объему вытесненной судном воды, связаны зависимостью Δ = γV = γCвLBd,
где γ - плотность морской воды, т/м3 ; Св - коэффициент общей полноты корпуса судна.
Водоизмещение судна в процессе эксплуатации изменяется в широких пределах. В качестве основных весовых эксплуатационных характеристик судна различают: ΔО - водоизмещение судна порожнем (т). Масса судна, готового для выхода в море, со всем снабжением, водой в главных механизмах, котлах, конденсаторах и их трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа, багажа, топлива, воды, масла и всех других расходных запасов;
Δmax - водоизмещение в полном грузу (т). Водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, включающее в себя водоизмещение порожнем и массу груза, пассажиров, экипажа, расходных запасов, топлива, воды и масла;
Δω - дейдвейт или полная грузоподъемность судна (т), являющаяся разностью водоизмещения в полном грузу и водоизмещения порожнем:
Δω = Δmax - Δо .
Дедвейт судна можно также представить как сумму масс груза и запасов, которые можно принять на судно:
Δω = Р + рт + рв + рснаб + рэк + рпр ,
где Р масса груза; рт - масса топлива и масла;рв - масса воды; рснаб - масса всех видов судового снабжения; рэк - масса экипажа и пассажиров с багажом; рпр - масса запаса провизии.
В паспортных данных обычно указывают дедвейт, рассчитанный для плавания судна по летнюю грузовую марку.
Чистая грузоподъемность судна Δч (т), или масса груза без запасов топлива, воды, масла, снабжения, экипажа и багажа:
Δч = Δω - (рт + рв + рснаб + рэк + рпр).
Для пассажирских судов в чистую грузоподъемность включают массу пассажиров и их багажа.
3. Объемные.
- грузовместимость судна W (м3) объем всех судовых помещений, предназначенных для перевозки груза. Различают грузовместимость при перевозке штучных грузов - в кипах и груза - насыпью (в зерне);
- киповая грузовместимость судна Wк (м3), или объем всех грузовых помещений между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т.п.) и защищающих их деталей;
- грузовместимость судна насыпью Wз (м3) - суммарный объем всех имеющихся в грузовых помещениях свободных объемов. Грузовместимость судна насыпью всегда больше грузоподъемности в кипах;
- удельная грузоподъемность судна (м3/т), или грузоподъемность судна, приходящаяся на одну тонну его чистой грузоподъемности,
ω = W / Δч. Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т.п., а также для статического учета флота устанавливают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, которые измеряются в регистровых тоннах (1 рег.т. = 100 куб.фут или 2,83 м3).
Валовая вместимость судна включает объем помещений под верхней палубой, в настройках и рубках за исключением помещений, не полностью защищенных от попадания воды, и некоторых других помещений, указанных в правилах обмера. Чистая вместимость судна характеризует объем только коммерчески эксплуатируемых помещений. Она получается путем вычитания из валовой вместимости судна объема помещений, не пригодных для перевозки груза и пассажиров. Величина вместимости заносится в мерительное свидетельство судна.
4. Скоростные.
Скорость судна - одна из главных эксплуатационных характеристик, измеряемая в узлах (1 уз = 1 миля/ч).
Различают следующие понятия скорости:
- техническая скорость судна - средняя скорость судна относительно воды за длительный интервал времени при установленном режиме работы машины, ветре и волнении не более 3 баллов и при чистом корпусе;
- паспортная скорость судна - скорость, полученная на ходовых испытаниях и являющаяся нормативной величиной на определенный срок эксплуатации судна; - валовая эксплуатационная скорость судна, вычисленная как отношение расстояния, пройденного судном между двумя или несколькими географическими пунктами, к ходовому времени при средних гидрометеорологических условиях и осадке судна с полным грузом;
- чистая эксплуатационная скорость - средняя скорость судна, вычисляемая как отношение расстояния, пройденного между двумя или несколькими пунктами, к ходовому времени за вычетом времени задержек в пути.
5. Дальность и автономность плавания.
Большое значение в эксплуатации судна имеет дальность и автономность плавания. Дальность плавания в милях вычисляют по результатам замера расхода топлива на 1 милю в час. Ее рассчитывают для технической скорости, исходя из полного запаса топливно-смазочных материалов, и заносят в формуляр по судну. Автономность плавания задается в сутках, ее величина лимитируется запасами топлива, провизии и пресной воды для экипажа и пассажиров.
Кроме перечисленных выше, имеется большое количество иных эксплуатационных характеристик судна, учитывающих приспособленность его к грузовым операциям, ограничения по району плавания и так далее.
Правила Регистра судоходства предусматривают, что суда, плавающие во внутренних водах, должны иметь Свидетельство о грузовой марке, суда загранплавания - Международное свидетельство о грузовой марке. В свидетельстве о грузовой марке устанавливается минимальная высота надводного борта судна в соответствии с требованиями Конвенции по охране человеческой жизни на море. Высота надводного борта устанавливается в зависимости от района, сезона плавания и класса судна с учетом двух условий - достаточного запаса плавучести и прочности корпуса судна. По первому условию надводный борт определяют в зависимости от главных размерений корпуса и формы его обводов, размеров и конструкции надстроек, закрытия отверстий, ограждений и т.д. По второму условию надводный борт обусловливается принятыми толщинами связей корпуса и расчетом его прочности.
Если безопасный надводный борт назначен данному судну исходя из его геометрических характеристик и судно в конструктивном отношении удовлетворяет требования Регистра судоходства или если его необходимая общая и местная прочность доказана соответствующими расчетами, то такое судно получает наименование судна полнонабортного, или с минимальным надводным бортом. Строительство и эксплуатация судов с минимальным надводным бортом экономически выгодно при перевозке грузов с малой удельной кубатурой (рудовозы, балкеры). Эксплуатация судов с избыточным надводным бортом целесообразна при перевозке грузов с большим удельным погрузочным объемом. Высоту надводного борта в процессе эксплуатации контролируют по грузовой марке, которую наносят на обоих бортах судна в районе мидель-шпангоута. Отсчет производится от палубной линии. Регистр судоходства и классификационные общества других стран допускают применение региональных марок, которые могут быть использованы для обозначения высоты надводного борта. Действующая в конкретных условиях грузовая марка определяет и максимально допустимое водоизмещение судна. Замерив среднюю осадку судна по маркам углубления до приема груза (d1) и после приема (d2), по грузовой шкале определяют соответствующее им водоизмещение судна (Δω1) и (Δω2). Тогда количество принятого груза определится как разность водоизмещения:
Р = Δω2 - Δω1.
Все указанные выше величины снимают по шкале грузового размера в зависимости от замеренной средней осадки судна с учетом плотности воды.

Литература:
1. Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем. Санкт-Петербург, изд. "Профессионал", 2001, стр. 560.
2. Немчиков В.И. Организация работы и управление морским транспортом. МоскваЮ изд. "Транспорт", 1982, стр. 343.
3. Снопков В.И. Эксплуатация специализированных судов. Москва, изд. "Транспорт", 1987, стр. 288.
4. Марковский Р.Р. Технология морских перевозок наливных грузов. Санкт-Петербург, изд. "Выбор", 2002, стр. 328.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я