Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Ваххабизм

  
Автор: Марунин В.Н.

Ваххабизм - одна из школ салафитского течения ислама, основанная арабским религиозным проповедником и реформатором XVIII века Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом ат-Тамими (1703 - 1787). Выходец из семьи шариатского судьи (кади), он получил религиозное образование и в юные годы много путешествовал по соседним странам, а затем начал проповедь своего учения.
Его проповеди встретили поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов XVIII в. он включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.
Салафиты, разрозненные группы которых существовали в исламском мире и до аль-Ваххаба, призывали очистить мусульманскую религию от наслоений, появившихся под влиянием христианства и язычества, а также от сохранившихся доисламских обычаев народов, принявших веру Пророка.
К числу таких наслоений и обычаев относились почитание святых, благоговейное отношение к кладбищам и могилам, паломничества не только в Мекку и Медину, но и в другие святые места, вера в различные приметы и предсказания. Салафиты призывали исповедовать ислам в том виде, в котором его исповедовали современники Пророка Мухаммада.
В области догматики Ибн Абд аль-Ваххаб следовал в основном ханбалитским ученым Ибн Таймии и Ибн аль-Каййиму. В целом его учение представляло собой развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи одной из четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского ислама).
Традиционно ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, "последователями благодетельных предков" (салафийюн).
Причина состоит в том, что тогда необходимо признать выдвигаемые мусульманами против ваххабитов обвинения в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтадиа), то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Арабское слово "ересь" (бида) происходит от бада, а "вводить новое" и означает порицаемое, отвергаемое новшество. В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав Предисловие "Книги единобожия" Ибн-Абд-аль-Ваххаба (стр. 17).
В ваххабитском учении много места отводится джихаду. Но не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джахадах. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммад сказал: "Мы вернулись с Малого Джихада - к Великому джихаду". В исламе же эти слова традиционно толкуются как то, что вооруженная борьба - это Малый джихад, а мирный, созидательный труд - главный, Великий джихад.
Поскольку ваххабизм является результатом селекции (отбора) и адаптации (приспособления) положений Корана и Сунны исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а с другой - не расценивать как общеисламские те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются.
Вот что пишет о типично ваххабитском подходе к Корану и Сунне современный ваххабитский автор. "В этой книге я ответил на все вопросы, касающиеся постулатов исламской веры, подкрепляя по мере возможности (!) свои ответы цитатами из Корана и достоверного Хадиса, чтобы убедить читателя в правильности ответов" (Мухаммад ибн Джамил Зину. Исламская акида - вероучение, убеждение, воззрение - по Священному Корану и Достоверной Сунне. Москва: "Бадр", 1998. С.4).
Простота, доступность и консерватизм идеологии ваххабизма позволяют создать ей привлекательный образ веры предков. В современном мире идеология ваххабизма получила в большей степени политическую окраску, чем религиозную.
В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я