Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Культурология

  
Автор: Кефели И.Ф.

Культурология (лат. cultura + греч. logos) - раздел социогуманитарного знания, охватывающий вопросы определения сущности, закономерностей развития и функционирования, типологии и морфологии культуры. В настоящее время происходит формирование категориального аппарата, определение границ предметной области и внутренней структуры К. Вместе с тем, К. выступает в качестве учебной дисциплины, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров. К. исследует взаимосвязи и взаимодействие культуры материальной, культуры духовной и культуры человеческих отношений. Объектом К. выступают любые виды, формы и результаты человеческой деятельности: трудовой, познавательной, художественной и т.д.
Предмет К. рассматривается различными авторами в зависимости от того, что охватывается предметной областью самой культуры. Так, можно понимать под предметом К. типологию культуры в историческом пространстве и времени, либо определять его как комплекс ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов, которые обеспечивают коллективный характер форм жизнедеятельности людей. При определении границ культурологического знания необходимо отталкиваться от понятия бытие культуры. Последнее фиксирует, во-первых, наличие вещей, процессов и явлений, возникших в результате человеческой деятельности, т.е. искусственных, отличных от естественных вещей, процессов и явлений. Тем самым проблема бытия культуры имеет такие грани, как культура и природа, природа и техника, экологическая культура, ценности и т.д. Во-вторых, бытие культуры предстает как бытие человека в мире вещей, мире идей и мире людей. В этом случае речь должна идти о человеке культуры как творце культурных ценностей, либо их трансляторе, потребителе, хранителе. В-третьих, следует говорить о духовном как особой форме бытия. Бытие культуры -(и соответственно предмет К.) представлено здесь всем многообразием богатства духовной культуры, субъектом которой выступает человек. В-четвертых, проблема культуры (как бытия социального) порождает еще один обширный круг исследовательских задач в области К.: закономерности развития культуры, культура и цивилизация, культура и этносы, типология культур и т.д.
Место К. в системе социогуманитарного знания определяется, во-первых, как его относительно самостоятельная область с определенными выше объектом и предметом. Объединяющим началом в данном случае следует полагать анализ социокультурной динамики процессов и явлений, присущих основным сферам общественной жизни. Во-вторых, К. выступает как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. К. предстает здесь в виде "теории среднего уровня". Скажем, для цикла исторических наук культурологический подход объединяет повествовательную историю и философию истории в т.ч. культурную историю, одним из пионеров которой был Милюков. Иначе говоря, в любой области познания человеческой деятельности культурологический подход занимает некое промежуточное положение между уровнем философско-теоретических обобщений и предметным уровнем обобщений. В этом случае культурологический подход приводит к формированию пограничного слоя в исследовании каждой их сфер общественной жизни: К. экономики, К. политики, К. религии, К. искусства и т.д.
В К. следует выделять два уровня исследований: фундаментальный и прикладной. На первом из них в настоящее время формируются три основных направления исследования: антропология культурная, антропология психологическая и семантика культурная. Встречаются и иные представления о фундаментальном уровне, к которому относят философию культуры и общую теорию культуры. Уровень прикладных -культурологических исследований связан с изучением и формирова-нием принципов и технологий управ--ле-ния культурными процессами (институциональными и внеинституциональными). Методы и принципы культурологических исследований заимствуются из наук, на которых базируется К.; в настоящее время происходит формирование собственной методологии, определяемой предметом, целями и задачами культурологических исследований.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я