Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Суда пассажирские

  
Автор: Снопков В.И.

Нажмите, чтобы увеличить!

Суда пассажирские - это суда, которые перевозят 12 пассажиров и более.
По роду своей деятельности пассажирские суда разделяются на:
 линейного плавания;
 круизного плавания;
 линейно-круизного плавания;
 пассажирские паромы;
 прогулочные.
К судам линейного плавания, относятся пассажирские суда, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по установленным направлениям и по объявленным расписаниям. В своем большинстве они являются грузопассажирскими и могут использоваться как для чисто пассажирских перевозок, так и совмещать их с перевозкой попутных грузов. Чаще всего, на таких судах перевозят высокотарифные генеральные грузы, автомобили, а при наличии рефрижераторных трюмов - и некоторые скоропортящиеся грузы.
В настоящее время функции пассажирских судов линейного плавания в основном выполняют паромно-пассажирские суда, о которых было сказано выше. Основной состав пассажирского флота океанского плавания построен для круизного плавания и являются чисто пассажирскими, и их грузовые помещения используются только для перевозки личного багажа пассажиров. Поэтому объем таких помещений в общей вместимости судна незначителен.
На судах круизного плавания особо развита система общественных пассажирских помещений. Удельный объем пассажирских помещений на одного пассажира, на некоторых судах круизного плавания достигает 100 м3 и более. Учитывая, что круизы обычно совершаются в районах с благоприятным климатом, большое внимание уделяется созданию условий для отдыха пассажиров на палубах. Палубы освобождают от механизмов, грузовых устройств и т.п., на них оборудуют площадки для различных спортивных игр. На многих судах постройки последних лет в передней части судна на самой верхней палубе устраивают обзорные веранды.
Как правило, большинство современных круизных судов являются одноклассными. Это упрощает систему обслуживания и снижает эксплуатационные расходы. Кроме того, доступность всех пассажирских помещений для всех пассажиров позволяет лучше организовывать общие развлекательные, спортивные и другие культурные мероприятия для пассажиров в рейсе.
Водоизмещение круизных судов, их размеры обусловлены районом плавания. Одним из самых крупных в настоящее время судов, используемых для круизных плаваний, является "Куин Мери 2" вместимостью более 80 тыс. рег. тонн брутто.
Если в 70-80-х годах прошлого столетия на океанских круизах использовались в основном суда водоизмещением 15-20 тыс.тонн, то в настоящее время преимущественно используются крупнотоннажные суда 40 тыс.тонн и более. Примером классического типа судна круизного плавания может служить т/х "Crystal Harmony", на котором 85% пассажирских кают оборудованы балконами.
Этот лайнер основное время используется на тихоокеанских круизах по направлению Япония - Китай - Малайзия - Австралия - Чили - Центральная Америка - Канада - Аляска.
В целях обеспечения комфорта для пассажира на судах устанавливаются успокоители качки. Большое внимание уделяется уменьшению шума и вибрации, причем уделяется внимание не только механическим шумам, но и бытовым, громкое радио и телевидение, музыка и т.д.
Внутренняя планировка пассажирского судна круизного плавания имеет свою специфику. Все помещения судна разделены на три категории: пассажирские, помещения для экипажа и служебные. Под термином "пассажирские помещения" обычно понимается весь комплекс помещений, необходимых для создания нормальных условий пребывания пассажира на судне. Это, прежде всего, каюты, а также общественные пассажирские помещения, в которых пассажир не находится во время рейса, но они необходимы для удовлетворения его повседневных потребностей: камбуз, прачечная, мастерские по ремонту одежды и обуви и т.д. - так называемые специальные пассажирские помещения.
Строгих норм, указывающих, какие помещения, и в каком объеме (за исключением жилых и санитарно-гигиенических) должны быть на судне, не существует. Во многом это определяется типом судна и характером его работы. Обычно чем на большие по продолжительности рейсы рассчитывается судно, тем больше объем бытовых услуг, больше возможностей для отдыха и развлечений на нем предоставляется пассажирам, тем большие требования предъявляются к комфортабельности судна.
В этом смысле круизные лайнеры по уровню предоставляемых услуг соответствуют лучшим мировым образцам гостиниц, а иногда и превышают их.
Под комфортабельностью судна понимается совокупность факторов, определяющих удобства пассажиров при переезде их морем. Отдельные из этих факторов могут быть определены количественными показателями, другие - носят до некоторой степени условный характер. К первой группе факторов относятся величины, характеризующие удельную площадь и объем различных помещений судна, приходящийся на одного пассажира (точнее, на одно пассажиро-место) в каютах, салонах, ресторанах, на прогулочных палубах и т.д. Чем больше эти величины, тем свободнее чувствует себя пассажир на судне. Однако удобства пассажира при морском путешествии определяются и рядом других факторов: наличием на судне стабилизаторов качки, системы кондиционирования воздуха, плавательных бассейнов, сауны и различных процедурных кабинетов, индивидуальных санузлов.
Ряд перечисленных факторов имеет относительную значимость в зависимости от конкретных условий рейса: района плавания, сезона и т.п. Так, например, наличие плавательного бассейна при рейсах в низкие широты в теплое время имеет большое значение. В то же время при рейсах в зимних условиях его значимость падает. Поэтому чрезвычайно трудно выработать какую-либо формулу, однозначно и строго определяющую степень комфортабельности судна. В большинстве случаев такой расчет носит чисто условный характер и служит для сравнительной оценки судов по условиям комфортабельности.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я