|
Славянофильство - направление русской социально-философской и культурологической мысли середины XIX в., представители которого выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от западноевропейского. Идеология С. отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества, развития капитализма в России. Главную роль в выработке взглядов С. сыграли писатели и ученые Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы положили начало изучению истории крестьянства в России, много сделали для собирания и сохранения памятников русской культуры. С. не только являлось определенной теоретической концепцией, но и получило художественное выражение в произведениях литературы и искусства.
В 1839 г. А.С. Хомяков и И.А. Киреевский представили свои концепции, первый в статье "О старом и новом", второй в статье "В ответ А.С. Хомякову". Размышляя над особенностью истории России, А.С. Хомяков характеризовал ее следующими признаками. Во-первых, соборностью, по-нимаемой как собрание выборных или должностных лиц, созданное для решения каких-либо вопросов, а также храма для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. Во-вторых, православием. Перед Россией как главным оплотом православия стоит великая задача: не только перестроить свою жизнь на подлинных основах христианства, но и донести идею свободного единения на принципах любви до своих братьев на всей Земле. Истинное христианство - таково, по мнению славянофилов, православие, - по сути своей соборно.
В-третьих, покорностью народа перед властью, правителем, который является и наместником Бога и, одновременно, воплощает собою державность.
Согласно И. А. Киреевскому, западноевропейской цивилизации было присуще полагать источником знания только чувственный опыт и разум. В социальной жизни эта тенденция нашла свое выражение в логической системе римского права, уродующей естественные и нравственные отношения людей, и даже богословие приняло характер рассудочной отвлеченности. В результате спасательным средством улучшения общественных и гражданских отношений на Западе становится "насилие": силлогизм умственный порождал революционизм политический.
Идеи, высказанные славянофилами, в дальнейшем развили - Данилевский, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, Бердяев и др. С ними полемизировали западники, начиная с Чаадаева. В культурно-историческом аспекте С. предстает как отражение критики недостатков западной цивилизации и как оформление национального русского самосознания.
|
|