|
Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) - видный политик и христианский деятель к началу V в., в период тотального влияния выходцев из Скифии на жизнь позднеантичного мира. Иоанн происходил из близкой скифам и праславянам среды в округе Ангиохии. Отец Секунд был военным и рано умер. Мать Анфиса (Анфуса) испытывала немало трудностей, но помогала тетка - сестра отца - набожная христианка. Евнух Евтропий (выходец из округи Кавказа), бывший раб (евнухи ко двору императора зачастую попадали из славян), после смерти архиепископа Нектария выдвинул Иоанна на патриарший престол, который тот и занимал в 398-404 гг. В это время выходцы из Скифии обильно обосновались на руководящих постах при императорских дворах Рима и Византии, их было немало и среди церковных иерархов. Иоанн лично встречался с командующим северными войсками скифом Гайной, который фактически властвовал в округе Константинополя. Гайна в 400 г. был разгромлен и убит придунайским князем Ульдином, произносившим фразы в честь власти солнца - типа поздних высказываний Добрента и Турсанта. Но уже вскоре смещен с престола сам Иоанн, его заменил Арсакий - брат умершего Нектария.
Иоанна отправили в ссылку, все более перемещали к Кавказу (одной из целей перемещений был Питиунд: Пицунда). Ссылали обычно туда, где имели прочные позиции ссылающие (а не ссыльные). Иоанн умер в сентябре 407 г. в Команах у Понта, где погребен в церкви Василиска (мощи в 438 г. перенесли в Константинополь). Среди последних корреспондентов писем Златоуста можно отметить Феодосия, епископа Скифопольского, или Порфирия, "епископа росского" (из города Россос-Руссос в округе Сирии). Он отмечал стойкость и твердость веры "русского", его умение преодолевать тяжелейшие обстоятельства. Его "Слово к блаженному Вавиле", а также против Юлиана и к язычникам, могли дать какие-то штрихи к народному эпосу о Вавиле, к осмыслению реальных глубин скифской мудрости. И. состоял в переписке с одним из образованных царей Малой Скифии того периода Сораном (Сорантом).
|
|