|
Хаос и Космос - образы-категории, в которых отражаются фазы циклического движения природы и человеческой жизни. Наиболее рельефно эти образы-категории даны в ранних натурфилософских построениях. Х. здесь рассматривается как первоначальное состояние мира, которое постепенно сменяется К., т.е. упорядоченным, гармоничным строем природы и жизни. Однако границы между Х. и К. весьма относительны. К. - прежде всего образ тождества, завершенности мира, но и Х. - тот же К., только взятый в состоянии незавершенной метаморфозы. В целом же сочетание этих идей-образов в составе общей картины мира дает образы единства стихийно-диалектического и художественно-пластического мышления, в котором жизнь человека еще не отделена от космического целого. Непреходящая ценность античной культуры и состоит в ее живой связи с К., с мировыми жизненными стихиями. На этой классической стадии античной культуры архаические идеи тождества и метаморфозы, обобщающие земледельческие циклы, дают новые "ростки", прорастая то в героическом эпосе, то в античной трагедии, то в натурфилософии. Эти идеи ни в коем случае нельзя рассматривать сквозь призму новоевропейского рационализма и техницизма. В античной культуре Х. и К. не являются отвлеченно-логическими категориями или объектом безличного научного познания. Античному сознанию Х. и К. даны как великие и мудрые силы мировой жизни, которые ценностно переживаются и поэтому являются основой смыслообразования в различных сферах жизни и творчества. В античной культуре человек вплетен в жизнь космоса; переходы от человека к природе и наоборот весьма текучи. Попыткой возвращения к смысловым ценностям античной культуры является философия жизни и экзистенциализм.
|
|