|
Гиеросонт (Ги-ерос-онт; ок. 50 - 120 гг.) - скифский философ из меланхленов-смолян, который вел на равных беседы у низовий Буга и Днепра с римскими философами. Одним из первых таких римлян необходимо назвать Диона Хрисостома (Златоуста Первого: 40-112), родившегося в городе Пруса (Вифиния), в округу которого не раз приходили скифы и затем устремлялись славяне. За вольномыслие ему пришлось покинуть родной город, затем Рим и почти два десятка лет скитаться и у рубежей Скифии. По одной из версий, Дион мог выполнять разведывательные задания (в период войн Траяна у низовий Дуная), что частью делал в IX веке в округе Крыма и Константин Философ. Диона, как теоретика единовластия, поддерживали императоры Нерва и Траян, который после "хождений Златоуста" и осуществил огромные завоевания севернее Дуная, переселил на земли империи более 500 тыс. высокоразвитых выходцев из Скифии - огромный человеческий капитал. Здесь без советов Златоуста Первого (не путать с Иоанном) не обошлось.
Дион как бы продолжал дело Диогена, усмешки которого сравнивал с горечью некоторых горшков "понтийского меда" (с ложкой дегтя). Он знал об Анахарсисе и других видных скифах. Около 100 года посетил низовья Днепра, чему и посвятил "Борисфенитскую речь".
Ольвия к этому времени была неоднократно разорена, занимала малую часть древней территории. Но здешних жителей еще вдохновляли примеры творений Гомера и Платона, они чтили за бога голубоглазого Ахилла.
Дион первоначально беседовал с местным молодым философом из скифов-меланхленов ("смолян") Каллистратом - высоким и очень красивым, имевшим скифскую одежду. "Разведчик кадров для империи" удивлялся мудрости этого молодого человека.
Перед жителями Ольвии Дион произнес речь о государстве. Его и прервал Гиеросонт, в числе немногих жителей постоянно изучавший произведения Платона. В разговоре выяснилось, что у низовий Днепра многие увлекались лучшими представителями эллинства и мудрости, платоновским учением о божественном миропонимании и мироустройстве. Диону в его речах порекомендовали перейти на стиль Гомера и Платона, показывать непринужденность в изложении платоновских идей.
Это уже факт внутренней истории страны (будущей Руси и России), а платоник Гиеросонт оказывается одним из первых - наряду с Анахарсисом, - "внутренних философов" Скифии, "пророком в своем отечестве". Существует версия, что Гиерос (окончание "онт" типа нашего "ович"), хотя бы по созвучию, близко будущему Георгий, но вывод здесь за лингвистами.
Деятельность платоника Диона у низовий Днепра примерно совпадает по времени с деятельностью апостола Андрея или "папы римского" Климента в Крыму, начинавших длительный процесс христианизации Скифии (Росии).
Литература:
1. Диоген Лаэртский. О жизни... М.: Мысль, 1986;
2. ВДИ. 1947-1949; указ. 1950;
3. Кандыба В.М, Золин П.М. Реальная история России; История и идеология русского народа.
|
|