|
Аврора - крейсер 1-го ранга; Тип - КР I "Паллада"; Водоизмещение полное - 6 731 т; Длина - 126,7 м; Ширина - 16,8 м; Осадка - 6,2 м; Мощность механизмов - 11 610 л.с.; Скорость - 20,0 узлов; Дальность плавания - 4 000 миль (7 200 км); Запас топлива - 964 т угля; Артиллерийское вооружение (на 1917 г.): 152 калибра (система Канэ) - 14; 2 - 76,2 калибра; 2 - 45 мм калибра.
Был заложен в С.-Петербурге на судостроительной верфи "Новое-Адмиралтейство" 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г. и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 г.
В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер "Аврора" принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г.
В 1906-1914 гг. крейсер является учебным кораблем Балтийского флота, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса, посещает порты многих стран мира.
В период Первой мировой войны крейсер "Аврора" принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 г. ставится на ремонт в г. Петрограде. В 1917 г. экипаж "Авроры" активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.
В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер "Аврора" был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств. В 1924 г. корабль был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени. С началом Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" и его экипаж встали на защиту г. Ленинграда. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. "Аврора" стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 г. крейсер был поднят с грунта и поставлен в ремонт. В 1948 г. крейсер "Аврора" был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
В 1956 г. на "Авроре" был открыт Корабельный музей - филиал Центрального Военно-морского музея. За 45 лет музей посетили более 28 миллионов человек, представители более 160 стран мира.
В 1968 г. крейсер "Аврора" награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992 г. на крейсере вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.
В настоящее время на крейсере "Аврора" проходят службу кадровые офицеры, мичманы, матросы срочной службы, всего около 50 человек. Основная задача экипажа - сохранение корабля, обеспечение безопасности стоянки.
26 июня 2002 г. Крейсер "Аврора" вошел в состав Ассоциации исторических морских кораблей, в которую входят 90 кораблей-музеев из девяти стран мира.
|
|