|
Лаодика (Ладога ?) - образ северной красавицы в греческом эпосе. Связан с конкретными посольствами священных даров, которые переносились от северян южанам примерно с 4 - 3 тыс. до н.э.
Во времена Геродота около 25 веков назад об этом (после описания тягот жизни в Скифии) говорилось так: "Море здесь и весь Боспор Киммерийский (Азовское море и Керченский пролив) замерзают, так что скифы, живущие по эту сторону рва (Крыма), выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов (северных индусов в округе Тамани). Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей почти нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же они часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо; так же и землетрясения (летом или зимой) в Скифии считаются диковиной.
О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я (Геродот) думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в "Эпигонах" (если только эта поэма действительно принадлежит Гомеру).
Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе (нередко описывался путь и вдоль Волги и Каспия). Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы - на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары наконец прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и наконец прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде - Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому".
Геродот подтверждал, что так и в его времена поступали. В честь гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, местные девушки и юноши стригли себе волосы. Девушки перед свадьбой отрезали локон волос, обвивали им веретено и затем возлагали на могилу гипербореянок (могила эта находилась в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стола маслина). Юноши же наматывали свои волосы на зеленую ветку и также возлагали на могилу. Такие почести жители Делоса воздавали веками.
По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи (Великой) из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины - Aрга и Опис. Они несли Илифии (богине родов) священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передавали, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздавали почести. В их честь делосские женщины собирали дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины славили их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также стали петь гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассылают на могиле Опис и Арги, Могила же их находилась за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров.
Свидетельство Геродота породило обильную литературу. Доминирует польская версия исхода Лаодики по янтарным путям венедов. Но янтарные пути достигают Приильменья и даже Беломорья. Ононимы Лаодика, Гипероха (Великая), Арга (Карга), Опис (Апи), Олен (Олень) и подобные находят убедительные созвучия и смысловые соответствия и на Северо-Западе России, откуда в пору климатического оптимума могли уходить на юг и священные дары в "пшеничных снопах". Хотя снопы можно было брать и по пути, поближе к Делосу - родине Аполлона и Артемиды.
Литература:
1. Демин В.Н., Зеленцов С.Н. Загадки российской цивилизации. Сакральная история, география и этнография. - М.: Вече, 2002. .;
2. ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 г.;
3. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота;
4. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. История и идеология русского народа. ТТ.1 - 2. СПб., 1997.
|
|