Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Свидерская культура

  
Автор: Золин П.М.

Свидерская культура - мезолитическая культура Юго-Восточной Прибалтики (регионов будущих античных венедов-праславян) 12-10 тыс. лет назад, отчасти имевшая корни в позднем палеолите Русской равнины (формы жилищ, характерные наконечники из камня, одомашнивание волка и т.п.).
Названа по стоянке Свидры-Вельке близ Варшавы (Swidry Wielkie), хотя яркие образцы культуры дают округа озера Свитязь и иные памятники мезолита Восточной Европы. Н.Н. Гурина указывала на связи культуры с палеолитом Костенок (см.) и Борщево, хотя есть и другие мнения. В любом случае, свидерцы были заметны у верховий Волги и в бассейне Оки, у низовий Дуная и в Крыму (Палеолит СССР. М.: Наука, 1984. С.223-225; и др.). Это округа гор Рип (см.: древнее египтян и т.п.).
Свидерская культура оставлена палеолитическими охотниками за северным оленем и представлена комплексами кремневых (реже кварцитовых) находок, первоначально собранных на дюнах; местонахождениями и временными сезонными стоянками. Геологический период существования свидерскои культуры - последнее плейстоценовое оледенение - Дриас III. Абсолютная датировка начала свидерскои культуры определяется началом Дриаса III - 8 900 г. до н.э. и переходом от плейстоцена к голоцену, который достаточно точно датируется "по ленточным глинам - 7 900 г. до н.э. (Монгайт, 1973, с.192) Н.А. Николаева, В.А. Сафронов в книге "Истоки славянской и евразийской мифологии" (М., "Белый волк", 1999) суммировали актуальные исследования, доказывающее складывание "прародины евразийцев" в округе Карпат и северо-восточнее - в Полесье (Белоруссия) более 10 тысяч лет назад. Там - по сути, как люди круга свидерцев, - обособились западные евразийцы (ранние праиндоевропейцы) и затем мигрировали в Анатолию, где могли принять участие в формировании первых земледельческих культур.
Древнейшие истоки мифотворчества индоевропейских, уральских, фино-угорских и тюркских народов находятся, по мнению современных ученых, в евразийских мифах, напетых впервые на одном, едином евразийском языке, на заснеженных просторах евразийской прародины 12 - 11 тысяч лет назад. Подобные им напевы звучали еще во времена палеолитических Костенок 25 - 30 тысяч лет назад - на Дону, Оке, Волге, Печере и берегах других рек. Евразийский (бореальный) язык впервые реконструировал профессор Санкт-Петербургского университета, ученый-лингвист Н.Д. Андреев. Он составил словарь из "203 бореальных корневых биконсонантных слов" "путем соотнесения раннеиндоевропейских корневых слов с засвидетельствованными лексемами уральских и алтайских языков" Исследователь датировал "бореальную эпоху концом верхнего плейстоцена на геологической шкале и концом верхнего палеолита на исторической линии общественного развития" (Андреев, 1986, с. 278). Но конец палеолита приходится на начало мезолита около 17 тысяч лет назад. Борей (см.) - евразийский бог северного ветра, якобы живший на горах Рипах. В память о нем назван и холодный период при отступлении последнего Валдайского (с дриасской фазой) оледенения на Русской равнине. Определяя прародину евразийскою (бореального) языка и народа, Андреев (1986, с.277) указал на широкий ареал "от Рейна до Урала", оговорив при этом, что ранние праиндоевропейцы "находились между Рейном и Днепром".
Уже в бореальном языке обозначены понятия "лук" и "стрелы", "каменный топор" двух видов, узкое каменное тесло, каменный нож, проколку и скребок, т.е. орудия труда 7 типов, в основном, каменных Ныне считается, что лук и стрелы были изобретены либо мадленцами (носителями культуры палеолитических Франции и Испании), жившими и в западной части Германии, либо носителями гамбургской культуры, жившими на Северогерманской низменности. Носители этих культур эпизодически проникали вплоть до Восточной Европы (Зализняк, 1989, с. 12 - 13, рис.1). Но некоторые наконечники времен палеолитических Костенок тоже имеют очертания стрел. Так что самостоятельное изобретение здесь лука не исключено.
Свидерская культура сезонно кочующих за северным оленем охотников характеризуется 5 типами и 11 формами наконечников стрел с хорошо и слабо выраженным черешком , наконечниками иволистной , ромбовидной и ланцетовидной форм. Эти наконечники являются культурно-определяющими. Обычно памятник, где находят 2-3 типа таких стрел, объявляется свидерским.
Культуроопределяющими являются и грубо оббитые специфические топоры, кремневые пилки, скобели для древков стрел, ножи на ножевидных пластинах, сверла, резцы.
В позднепалеолитических памятниках, близких свидерцам, известны жилища с переходом и коридором. Из других жилищ привлекают внимание округлые постройки, крыша которых устраивалась на жердевом каркасе из шкур животных. Интересно, что в бореальном языке есть понятие "вязать" в значении "связывать колья и шкуры, сооружая переносное жилье" Ежегодно, охотники весной откочевывали на просторы бореальных степей к Балтийскому морю и горам Рипам (см.), а осенью отходили к Карпатам, к Западному Полесью.
Миграция активных евразийцев-свидерцев в Анатолию и Восточное Средиземноморье, вероятно, вызывались временным похолоданием. Около середины IX тыс. до н.э. холода стали усиливаться, вымерзли редкие лесные массивы, уничтоженные потом пожарами. Ледник приближался к Карпатам. Свидерцы отошли в Закарпатье (Чихлеу - Скауне), а затем к Дунаю (Великий Славков - Зализняк, 1989, с.18-19, рис.5).
Возможно, это и один из рубежей праславянской памяти о Дунае. Свидерцы перешли округу Боспора и Дарданелл по суху, широкие проливы здесь образовались в результате землетрясений 7-4 тыс. лет назад.
Начинается малоазийский древнейший этап уже собственно праиндоевропейской истории. Свидерцы приходят в Малую Азию как охотники, долгое время образовывавшие тандем с северным оленем. Они хорошо узнали это животное и неоднократно пытались приручить. Так, на стоянке аренсбургской культуры, родственной свидерской и постоянно взаимодействующей с ней, были найдены три утонувших оленя, у которых были на шее волосяные петли, державшие камни. Камни привязывались с целью стеснить движения оленей, которых выпускали на выпас, чтобы затем использовать как запас мяса с наступлением холодов. Нет гарантий, что "россияне" времен палеолитических Костенок так не поступали с лошадью и подобными животными.
Свидерцы в Малой Азии столкнулось с автохтонным населением - праафразийцами (археологический эквивалент - натуфийская культура). Основная территория обитания натуфийцев-праафразийцев была Сирия и Палестина. Натуфийцы признаются первыми в мире земледельцами. Успехи земледелия и торговли позволили натуфийцам построить первый в мире протогород Иерихон. Но с кем близкие друг другу по культуре натуфийцы могли торговать и с кем воевать, как не со свидерцами?!
Иерихон был обнесен высокими и толстыми стенами. Огромный ров, выбитый в скале, и высокая 10-метровая башня указывали на то, что городу угрожали опасности. И действительно, в VIII тыс. до н.э. именно с севера появились пришельцы. Это были первые в мире скотоводы, носители именно свидерской культуры - погонщики мигрировавших от ледника оленей, хозяева одних из первых в мире домашних собак. Изучение и учет свидерской культуры и близких ей - обязанность всех, кто желает учитывать перспективные научные подходы к реальной древней истории России и ее соседей.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я