Энциклопедия   
Общие сведения   
Попечительский совет   
Научно-редакционный совет   
Меценаты программы   
Отзывы о программе   
Приглашение для авторов   
Предложения для меценатов   
Деловые предложения   
Авторы   
Новости   
Публикации дня   
Научные версии   
Открытое письмо   
История в лицах   
Документы истории   
Лидеры экономики и политики   
Раздел сайта Ярмарки России содействует продвижению на рынок научных достижений, изобретений, передовых технологий, инновационной продукции и произведений искусства
Художественная галерея
Патенты и изобретения
Контакты:
E-mail: ,
,
Адрес редакции:
191186, Санкт-Петербург,
ул.Миллионная, д. 5,
СЗТУ, кафедра ВМКСиС.
Факс: (812) 700-99-31

Высшая школа Михаила III

  
Автор: Золин П.М.

Высшая школа Михаила III - условное название высшей школы в Византии времен "образования Руси". Известный российский историк А.А. Васильев и другие специалисты отметили активизацию высшего образования Византии именно (случайно или закономерно) при образовании Около-рюриковской Руси (времен Бравлина-Буревоя, Гостомысла: см.). Тогда был достигнут не только прогресс в области высшего образования, но и продвижение в разных областях знаний. При Михаиле III (от начала его правления - на деле, 842 год, Михаила короновали младенцем, - русские летописи и ведут первое упоминание "Русской земли") дядя императора Кесарь Барда вновь организовал высшую школу в Константинополе. (См.: F. Fuchs. Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; Berlin, 1926, S. 26. Фукс полагал, что университет Барды был новым учреждением). Вероятно, была заинтересована в активизации высшего образования в столице и Феодора - мать Михаила.
Васильев акцентировал внимание, что все еще популярный в историко-образовательной литературе рассказ о том, что Лев III сжег университет Константинополя с библиотекой и профессорами, является поздней легендой (См.: L. Brehier. Notes sur l'histoire de l'enseignement superieur a Constantinople. - Byzantion, vol. IV, 1929, pp. 13-28; vol. III, 1927, pp. 74-75; F. Fuchs. Die hoheren Schulen... SS. 9-10 (библиография).
Высшая школа при Михаиле III (и, верно, во многом именно для него) продолжала многовековые традиции образования в округе Причерноморья. Она была расположена во дворце. Там обучали семи основным искусствам по системе, созданной еще в античности (так учили и знатных скифов типа Анахарсиса), позже воспринятой византийскими школами, Западной Европой, да и отчасти Русью. Их обозначали обычно как "семь свободных искусств" (septem artes liberales), разделенных на две группы - тривиум (trivium), включавший в себя грамматику, риторику и диалектику; и квадривиум (quadrivium), включавший в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Об уровне изучения грамматики и арифметики, других наук на Руси - например - неплохо говорят сотни берестяных грамот.
В школе Михаила III изучали также философию и древних классических писателей. Эта система явно была использована "школами учения книжного" князей Владимира и Ярослава Мудрого в Новгороде при Софийском соборе (с 989 г. деревянном, с 1050 г. - каменном). Там воспитывали средневековую знать - "детей попов и старост". И духовное богатство книжности средневековой Руси, представленное массовому читателю лишь мизерно, говорит о знании русскими той поры риторики и диалектики, астрономии и музыки…
Стремясь сделать образование доступным для всех, Варда объявил, что образование будет бесплатным (так поступали и князья Руси). Профессоров университета хорошо оплачивала государственная казна. Знаменитый ученый того времени Фотий (его слова часто приводятся в доказательство появления при нем Руси, хотя сам Фотий писал о грубом скифском народе) был одним из профессоров университета Барды.
Школа стала центром, вокруг которого собирались лучшие умы империи и в следующие эпохи - например, эпохи Македонской династии (от императора Василия I, родившегося на землях нынешней Молдавии и относимого к славянам). Фотий, чье первое патриаршество приходится на время Михаила III, стал лидером литературного и интеллектуального движения второй половины IX века. Исключительно одаренный, со страстной любовью к знанию, он получил прекрасное образование и посвятил затем все свое внимание и энергию обучению других. Знания его были разносторонними и обширными не только в области теологии, но также в грамматике, философии, естественных науках, праве и медицине. Он объединил вокруг себя группу людей, которые хотели обогатить свои знания.
Фотий, как большинство широко образованных людей в средние века, затем был обвинен в том, что тратил время на изучение запрещенных наук - астрологии и магии (увлекался средневековым масонством). Легендарная традиция говорила о том, что в молодости он продал душу магу-еврею. Отсюда, согласно историку Бьюри, "патриарх становил тем самым одним из предшественников Фауста". Как самый ученый человек своего времени, он не ограничивался только преподаванием, но посвящал также значительную часть своего времени литературной деятельности. Философ-преподаватель и просветитель оставил богатое и разнообразное литературное наследство, мало известное в современной России.
Сочинение Фотия под названием "Библиотека", или как ее называют "Мириобиблион" ("Тысяча книг"), имеет особое значение. В доме Фотия существовало что-то вроде неомасонского клуба чтения (типа закрытого клуба Замолксиса (см.) более 25 веков назад). Здесь круг избранных друзей собирался для чтения и обсуждения сочинений самого разного характера - светских и религиозных, языческих и христианских. Богатая библиотека Фотия была и в распоряжении его друзей. Уступая их просьбам, он начал записывать обзоры прочитанных ими книг. В "Библиотеке" Фотий приводит отрывки, иногда краткие, иногда очень пространные, из множества книг, также как свои выводы и критические замечания. Здесь масса информации о грамматиках, ораторах, историках, специалистах в естественных науках, докторах (иногда связанных и с Северным Причерноморьем, округой Великой Скифии), соборах, житиях святых и т. д. Вся образовательная элита Византии того времени отражена в этом сочинении.
Он оставил также много проповедей и писем. В двух своих проповедях и упоминал о первом известном русском нападении на Константинополь в 860 году, свидетелем чего он был.
Преподаванию в университете Михаила III (Варды) Фотий уделял много времени. Как результат его влияния, в Византии наблюдалась тенденция установить более тесные и дружеские связи между светской наукой и теологией. Широта ума Фотия была такова, что даже исламский правитель (эмир) Крита мог быть его другом. Один из фотиевских учеников, Николай Мистик, патриарх Константинополя уже в Х веке, писал в своем письме сыну эмира и преемнику, что Фотий "хорошо знал, что, несмотря на разницу в вере, являющуюся препятствием, мудрость, доброта и другие качества, которые украшают и придают достоинство человеческой природе, привлекают чувства тех, кто любит прекрасное, и вот почему, несмотря на разницу верований, он любил вашего отца, который обладал этими качествами".
Патриарх Иоанн Грамматик, иконоборец, производил впечатление на своих современников глубиной и разнообразием своих знаний. Его поэтому тоже обвиняли в колдовстве. Значительным ученым этого времени был и Лев, известный математик, живший еще во времена Феофила, отца Михаила Ш. Он стал столь знаменит за границей благодаря своим ученикам, что халиф Мамун, весьма заинтересованный в развитии образования, отправил Феофилу личное письмо с просьбой прислать Льва в Багдад на короткое время, говоря, что он воспримет это как дружеский жест и предлагал за это вечный мир и 2000 фунтов золота. Император отказался выполнить эту просьбу.
Сам Феофил (его монеты встречаются на Руси) дал Льву жалованье и определил государственным преподавателем в одной из столичных церквей. Феофил обращался с наукой "как если бы это был секрет, необходимый хранить, подобно производству греческого огня. Он полагал, что это плохая политика - просвещать варваров" (отсюда и выводы в сторону Северного Причерноморья). Затем Лев был избран епископом Фессалоники. В времена Феодоры (долго правившей за своего малолетнего сына Михаила Ш) он был низложен за иконоборчество (с этим боролась и Русь), но продолжал преподавать в Константинополе. Лев и стал главой высшей школы, организованной Вардой. Можно и напомнить, что "апостол славян" и византийский разведчик - "агент влияния" - Константин (Кирилл) учился под руководством Фотия и Льва, да и до своей миссии к хазарам занимал кафедру философии в высшей школе столицы. Школа, по сути, и являлась отчасти высшим учебным заведением для дипломатов, разведчиков и агентов влияния империи. Подобными школами "учения книжного" становились и первые высшие заведения средневековой Руси.

  
Выберите начальную букву термина:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я