|
Мушки (Мешех-Мосох библии) - античный народ, от которого, по разным данным, происходили полиэтничные общины от Месхетии до Москвы. В средние века версия о происхождении Москвы от Мосоха почти доминировала. По библии, Мешех - один из братьев Гомера и Магога, сыновей Иафета (наряду с Мадаем, Иаваном, Февалом и Тирасом-Днестром).
Около 32 веков назад независимо от "народов моря" (см.) в Анатолию вторглись выходцы с Балкан (см. Рес, финно-славяне), носители широко распространенного фрако-фригийского этнонима "мус, мёс, moes; отсюда римская провинция Мизия-Мезия у низовий Дуная". Пройдя по Южному Причерноморью, они заняли бассейн Галиса, т.е. коренную территорию Хеттского царства, и в 1165 г., по свидетельству ассирийского источника, называющего их "мусками" (musk-), захватили область истоков Тигра. Как видно, именно они были действительными "могильщиками" Хеттского царства, так как, заняв его центральные области, исключили восстановление державы на прежней основе. Поскольку "муски", в отличие от "народов моря", двигались лишь по внутренним областям Анатолии, их активность осталась за пределами сведений главного источника по всему комплексу событий - египетских надписей Мединет-Абу, и те приписывают гибель Хатти исключительно "народам моря".
Предложенное И.М.Дьяконовым обозначение группы фрако-фригийских племен как "восточных мушков" широко укоренилось в литературе. Впоследствии общность "восточных мушков" дала, вероятно, начало народностям протоармян (Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968. с. 102-105, 123, 200-215) и, видимо, каппадокийцев (Немировский А.А. Каппадокийцы и Каппадокия: к формированию этнополитической карты древней Анатолии // Oriens. 1999. Вып. 6. с. 1-13).
Для изучения этногенеза мушков (мусков) все еще привлекается предание о Мопсе, греческом герое из эллинских критян, уроженце колонизованного его отцом Колофона (Paus. VII. 3. 2; IX. 33. 1). После Троянской войны Мопс двинулся на восток и занял часть Киликии. Эти сведения сопоставляли с упоминанием народа dзjniw, dзjniwn ("ден(ен)ы", т.е. "данайцы"?) среди участников великого нашествия "народов моря" 1180-х гг. до н.э., наличием в Киликии IX в. до н.э. народа dnny-, которым управлял "дом Mps [Мопса?] (по-финикийски) / Мукса (по-лувийски)". Важны упоминания (в разрушенном контексте) некоего "Мукса" в хеттском тексте "Обвинение Маддуватты", в значительной степени посвященном ахейским нашествиям на Запад и Юг Малой Азии, особенно на Кипр (т.е. уже и в кипро-киликийский регион). Правда, гипотеза, связанная с Мопсом, сейчас подвергается критике во всех своих частях.
Активнее прорабатывается предание об Амфилохе и Калханте. Согласно cводке Страбона (Strabo XIV. 4. 3, пер. Г.А.Стратановского), "по сообщению Геродота памфилийцы (потомки москов) происходят от народов, предводимых Амфилохом и Калхантом, какой-то помеси племен, которая последовала за ними из-под Трои. Большинство их осталось здесь (в Памфилии), а некоторые рассеялись по разным местам земли. Каллин утверждает, что Калхант окончил свою жизнь в Кларе (близ Колофона - А.Н.), а люди его под предводительством Мопса перешли Тавр и частью остались в Памфилии, частью же рассеялись по Киликии, Сирии и даже вплоть до Финикии" (т.е. от москов могла пойти и часть финикийцев, которых связывали и со скифами).
Связь Калханта и Мопса разъясняют преданием о том, что Амфилох и Калхант, двигаясь из-под Трои, встретились где-то в Анатолии с Мопсом; Калхант вступил в соперничество из-за власти с Мопсом, проиграл и умер с горя. Эту встречу локализовали то близ Колофона, у Клара, то, реже, в Памфилии или Киликии (Strabo. XIV. 1. 27, ср. XIV. 5. 16; XIV. 4. 3; Apollod. Epit. VI. 3-4). При этом Амфилох и Калхант выступают парой, а Мопс принимает их на пути, в своем наследственном владении - Колофоне. У иных авторов схема соотношения Амфилоха, Калханта и Мопса рисовалась по-иному: "Мопс и Амфилох, по преданию, прибыв из-под Трои, основали Малл; затем Амфилох уехал в Аргос, однако, недовольный положением дел там, он возвратился в Малл; здесь его устранили от участия в управлении и он вызвал Мопса на поединок; оба противника пали и были погребены (...) около Магарсов вблизи реки Пирама" (Strabo XIV 5.1612; Аполлодор (Epit. VI. 19) сообщает просто о взаимном убийстве Амфилоха и Мопса в поединке из-за царской власти). По другим сведениям, Амфилох был убит Аполлоном (т.е. божественным отцом Мопса!) в Солах в Киликии, "согласно третьим - в Сирии, когда из-за ссоры (очевидно, с Мопсом - А.Н.) покинул Алейскую долину" (Strabo. XIV. 5. 17). Калханту приписывали основание Селги в Писидии (Strabo. XII. 7. 3), Амфилоху - города Посидия в Северной Сирии, недалеко от киликийской границы и Кавказа (Her. III. 91; о местоположении Посидия см. Strabo. XVI. 2. 8), Амфилоху и Мопсу, как упоминалось - Малла на р. Пирам в Киликии (Strabo. XIV. 5. 16). В классическое время культы, связанные с конкретными местными воспоминаниями или псведовоспоминаниями о Мопсе, практиковались в Киликии, Памфилии и Колофоне.
Мосхи известны во времена Геродота и много позже. Переводчики Геродота обычно трактуют москов (отличаемых от моссиников Азии) как кавказское племя, жившее на землях современной Аджарии. Мосхи, макроны, тибарены, моссиники при Дарии составляли 19-й податной округ Великой Персии, обязаны были платить 300 талантов подати (Геродот.Ш.,94; УП,78). Дарий не доверял этим народам, хотя персы и включали их в свои войска.
На головах у мосхов и их соседей по округу были деревянные шлемы, они имели небольшие щиты и копья с длинными наконечниками. Возглавлял отряд мосхов и тибаренов Ариомард, сын Дария и Пармисы, дочери Смердиса (напомним, смерды - сельское население средневековой Руси).
Вероятная полиэтничность народа чаще игнорируется.
Литература:
ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950.
|
|