|
Танай - эпический скифский царь, задолго до основания Рима (около 33 или 40 веков назад) воевавший с фараонами Египта. Возможно, с ним связан образ мифического Тантала. Еще больше связей у него с крылатым ангелом смерти Танаитом. Лингвисты допускают восхождение корня "тан" к временам палеолита... Танец жизни, как и пляска смерти, идут с незапамятных времен.
По данным Павла Оросия (V в. н.э.), около 1234 г. до н.э. произошло сражение скифов с египетским царем Весозом, желавшим "смешать войной юг и север". Другие античные авторы называли царя скифов того времени Танай (Танаис: так назывался и Дон). Путали Везосиса с Сесострисом XIX в до н.э. В науке эту войну обычно относят к эпохе Рамсеса II. Оросий говорил так: "В 480 году до основания города (Рима) царь египетский Весоз, или желая смешать войной юг и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза в испуге бежать в свое царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резней покорили всю Азию и сделали ее своей данницей...". (ВДИ. 1949. № 4. С.267).
Баал (Бел, отклик на северного Велеса-Волоса) и Танит стали финикийскими божествами, затем почитались в Риме. Город Таанак на путях из Египта через Ханаан в Сирию и северные страны известен до Рамсеса и веками ранее. Его правитель Иштя-рясур еще до Таная верно служил египтянам. Здесь найдены символы времен Авраама и Моисея, напоминающие древние символы и скандинавского эпоса, даже по чередованию магических числе: 8,2,3,5 ... Во времена Христа этот город уже не существовал. В память о Танае (?) недалеко от Абариса гигсосов у низовий Нила встал город Танис (рядом с будущей Александрией).
Таная упоминают несколько античных авторов, но иногда относят ко временам даже до ассирийского царя Нина. Танай признавался равным Везосису (Сенусерту или Рамсесу)- "они вели войны с отдаленными народами, а не с соседями, и, довольствуясь победой, искали не власти себе, а славы своим народам" (1949. № 1. С.248).
Гето-аланский историк Иордан около 525 г. н.э. приводил такую версию о Танае: "И вот, когда готы жили (в Скифии), ринулся на них войною Весозис, царь египетский; у готов был тогда королем Танаузис. На реке Фазисе (Риони), откуда в изобилии происходят фазийские птицы для пиров владык во всем мире , Танаузис, готский король, встретился с Весозисом, царем египетским, и, жестоко его поражая, преследовал до Египта; если бы не воспрепятствовало течение непереходимой реки Нила и укрепления, которые Весозис приказал некогда воздвигнуть для себя по причине набегов эфиопов, то Танаузис прикончил бы его там же, в его стране (здесь больше связей с походом Сесостриса-Сенусерта почти 40 веков назад). Когда же он, не имея никакой возможности нанести ему, засевшему там, вред, возвращался обратно, то покорил себе чуть ли не всю Азию, принудив покоренных платить дань Сорну (Соран - влиятельный царь Скифии около 400 г. н.э.), царю мидян, который тогда был дорогим ему другом. Многие победители из его войска, обозрев подчиненные провинции во всем их могучем плодородии, покинули боевые отряды своего племени и по собственному желанию поселились в разных областях Азии.
Помпей Трог говорит, что от их имени и рода произошли поколения парфян.
Потому-то и до сего дня их называют на скифском языке беглецами, т.е. парфянами. Они, соответственно своему происхождению, являются единственными стрелками среди племен почти всей Азии и отважнейшими воинами. Некоторые выводили такую этимологию из их имени (о котором мы сказали, что парфяне означает "беглецы"); те зовутся парфянами потому, что бежали от своих родичей. Готского же того короля Танаузиса после его смерти они стали почитать в числе богов своего племени".
Гето-готская версия события с именами типа Танауз (Буз, Идариз и т.п.) сближается с праславянской. Славу Скифии Танай подкрепил, но вот из отечественной истории его имя выпало. Средневековые еврейские ученые по античной традиции вели словено-русов от сыновей Ханаана.
Литература:
1. ВДИ. 1947 - 1949; указ. 1950;
2. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. Смоленск, 1995, с.25-40.
|
|