|
Хазарский каганат - полиэтничное государство VI - X вв. у низовий Волги, в округе Северного Каспия (с VII в. и Приазовья).
Cоюзник Византии в борьбе против "скифов кои суть русские" со времен Гостуна (не позднее 619 г.). Под Тифлисом имп. Ираклий еще в 622 г. встретил Зиевила (имя находит аналоги в ряде языков, включая и праславянский), тогда второго человека после кагана Хазарии. Зиевил отдал императору в помощь 40 тыс. воинов. Ираклий снял "со своей головы венец, возложил его на голову турка (как относимого к полиэтносу); (после пира) даровал ему всю пиршественную утварь, имперские одежды (и подобное)". Обещал в жены дочь Евдокию, при одном взгляде на изображение которой "турок воспылал любовью к оригиналу и еще больше склонился к союзу". Царь персов Хосров тоже набрал новое войско из "иноземцев, граждан, рабов и людей всякого рода" (в т.ч. с земель Скифии). К этому войску Саиса, теснившего византийца Федора, добавили 50 тыс. из отборных войск Сарвара. Армада получила название "носители золотых копий" и пошла на вечно опасный Кавказ. Сарвар с остальным войском двинулся на Царьград, чтобы штурмовать его вместе с аварами, славянами и гепидами, веками защищавшими западные рубежи Скифии (Сарматии).
29 июня 626 г. "скифские союзники", 30 тыс. "варваров" в авангарде Аварии прорвали длинную стену и загнали жителей Царьграда в центральную часть. Всего на штурм пришло во главе с "русским каганом" около ста тысяч ратников. Огромные полчища Сарвара топтались у Халкедона, напротив Византия. 29 июля подошел на "моноксилах", известных ладьях и Руси IX - XI вв., флот словено-русов. Пешие славяне были вооружены копьями и одеты в латы. Флот 3 августа попытался начать переправу персов, но византийцы смогли потопить почти все ладьи. Дружины кагана не помогали натиску, армяне и авары даже добивали оставшихся в живых словено-русов. Славянское большинство войск стало отходить, тем заставив "проклятого кагана следовать за собой". Убитых после боя сжигали. Византийцы находили среди погибших и женщин-славянок, воительниц.
Соседи Руси знали, что это был поход именно державы словено-русов, наследовавшей славу Скифии. Грузинский перевод 1042 г. рассказа греческих очевидцев событий 626 г. назывался "Осада Константинополя скифами, кои суть русские". А в самом переводе подчеркивалось, что "скифы были русские, государь которых назывался хаканом". Традиция такого названия русских князей сохранялась веками. Хосров и Ираклий устойчиво упоминаются в русских летописях в связи с натиском "белых угров" и аваров-обров, воевавших против славян и мучивших дулебов.
Византия в опоре на северян, включая и народы Кавказа, начала громить Персию, что в 628 г. привело к свержению Хосрова II, который упоминается в арабских версиях легенды о Словене и Русе, иранских вещей той поры много найдено на землях Руси. Персия за пять лет после Хосрова II сменила десяток царей. Относительной стабильности в 632-652 гг. добился Йездегерд III, но при нем значительную часть Персии завоевали арабы, вышедшие и на Кавказ. Исламская угроза усиливалась, ей тоже противостояли русы, и хазары.
Около 644 г., по арабским данным, один из правителей Дербента признавался: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русь, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними кроме здешних людей никто не умеет...". Покорившие к 680 г. приазовских болгар хазары, по византийским источникам, происходили из страны Верзилии (первой Сарматии) севернее Понта (Черного моря). У византийцев известен ряд созвучий - Велзития, Верзилия (Верилия), Верзития, которая относится и славянам-берзитам, обосновавшимся под Фессалоникой. Русское "верзилы" (гиг-анты) - крупные люди, - никак нельзя отнести к одним тюркам. Элита низовий Волги (Ра) просто набирала для своих целей десятки тысяч (а затем всего несколько тысяч) могучих воинов-наемников, нередко и из славян.
Простые "хазары" (не элита) по образу жизни тяготели к "казакам", а сам этноним "хаз ар" тяготеет к смыслу - хата (хаза, каза) у Ра (дом у Волги; есть и другие версии). Именно у Волги были мощные базы Хазарии, которые в 737 г. громил с 150-тысячным войском (в духе политики иконоборчества) будущий халиф Мерван. Арабы отучали кагана и элиту хазар есть свинину и пить крепкие напитки. И почему-то вывели из Хазарии на Кавказ (в Кахетию ?) 20 тыс. семей славян (в результате, у Волги исчезает славянская именьковская культура 4 - 8 вв.). Вероятно, славянская составляющая каганата тогда была резко подорвана. Но хазары продолжали до 859 г. получать по монете и бели (девушке ?) от дома на землях полян, северян и вятичей (у последних - от сохи). Отсюда в VI - X вв. поляне, северяне и вятичи имели собственные территориальные устройства, обеспечивающие хотя бы выплату дани (культуры княжений-землячеств прослеживаются и археологически). Они деньгами, имуществом, ратниками неизбежно участвовали в жизни государства Хазария. Поляне самостоятельно освободились от даней до Олега (допускают с 840 г.), северян освободил Олег (884 г.), вятичей (плативших щелягу-шекель от сохи) - Святослав в 965 г.
На гребне иконоборчества каган Булан, после женитьбы на иудейке, под влиянием рода жены около 730 г. принял иудаизм. Его дочь (?) Чичак (Цветок) стала женой византийского императора Константина, после крещения приняла имя Ирина. Сын от брака Лев Хазарин был имп. в 774 - 780 гг. Каган Обадий распространил иудаизм на всю хазарскую элиту около 800 г. Затем Хазарией правили каганы-иудеи - Езекия, Манассия, Ханнука (брат Обадия), Исаак (сын Ханнуки), Завулон, Манассия П, Нисси, Монахем, Вениамин, Аарон… Хазарский царь Иосиф в 10 в. в письме испанцу Хасдаю подчеркивал, что в целом хазары все же происходят от Тогармы (Фогармы, сына Гомера), родоначальника всех тюрков (Плетнева. Хазары. 1976. С.7).
Столицей X.к. до нач. VIII в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Ниж. Волге. Во 2-й пол. VII в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей X.к. К нач. VIII в. хазары владели Сев. Кавказом, всем Приазовьем (есть иные версии), б. ч. Крыма, а также степными и лесостепными терр. Вост. Европы до Днепра. Осн. видом хоз. деятельности населения оставалось кочевое скотоводство. В долине Ниж. Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной (в т.ч. транзитной) торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части сев.-кавк. алан возникли оседлые поселения, настоящие города-крепости. Фактич. власть в гос-ве сосредоточилась в руках местных хазарских и болгарских боилов, а каган превратился в почитаемого, но безвластного владыку.
В течение VIII в. у X.к. сохранялись прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на терр. X.к. митрополию, в которую входило 7 епархий. В конце 9 в. Сев. Причерноморье захватили печенеги и изгнали (895) зависимых от X.к. мадьяр к Дунаю.
Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала натравливать на хазар окружавших их кочевников. Но главной силой, противостоявшей X.к., стало средневековая Русь. Князь Олег в 882 г. окончательно освободил от притязаний хазар полян. В следующем году покорил древлян. Возложил в 884 г. легкую дань на северян, запретив платить хазарам. Радимичи с 885 г. платили Олегу щелягу (сикль-шекель), как ранее хазарам. Почти четверть века сопротивлялись князю тиверцы и уличи. Русские дружины усилили проникновение в Каспийское млре. В 913-14 гг. и 943-44 гг. русские войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В 60-х гг. X в. кн. Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил X.к. Были разорены г. Итиль, Семендер, захвачен г. Саркел (Белая Вежа, каменная крепость с 833 г.). Не имела успеха попытка хазар во 2-й пол. X в. спасти положение с помощью Хорезма. В конце X в. X.к. перестал существовать, иудейские общины оттуда нередко обосновывались на Руси. Хазарские евреи, если верить летописям, в 986 г. пытались склонить Владимира (сына ключницы Малуши, внука Малка из Любеча) к иудаизму, но получили отказ.
Полиэтничный язык хазар (тяготеющий к тюрским) известен по собственным именам в ср.-еврейском, арабском и европейском источниках и по одной надписи енисейско-орхонскими буквами в ср.-еврейском письме, предположительно X в. (слово oqurum -"я прочёл", хотя "окурюм" могло означать и нечто, связанное именно с обрядом "курения"). Точное место хазарского языка среди языков не установлено. Ряд учёных на основе свидетельства арабского географа Бальхиса и этимологии названия хазарского г. Саркел (Царская келья, Белая вежа) считают, что хазарский язык близок к болгарскому языку. В.В. Григорьев, В.В. Бартольд, А.А. Куник и др., относя хазарские языки к предположительно тюрским, указали на его генетическую связь с чувашским языком.
Хазары и их каганат - яркая страница истории первой половины всемирного средневековья b неотрывная часть истории России.
Литература:
1. Артамонов М.И., История хазар, Л., 1962; 2. Плетнева С.А., От кочевий к городам, М., 1967;
3. Заходер Б.Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1 - 2, М., 1962 - 67;
4. Плетнева С.А., Хазары, М., 1976.
|
|