|
Ханаанцы (Кана-аны) - вероятные носители евразийской культуры в регионе Восточного Средиземноморья со времен свидерцев (см.) почти 10 тысяч лет назад. Ханаан постоянно пополнялся все новыми и новыми выходцами из Европы, особенно территории будущей России (античной Скифии). Средневековые еврейские авторы упорно называли ханаанцами жителей Руси. Выявляются связи Ханаана с Египтом и Шумером.
Анализ библейских родословий, содержащихся в "Книге Бытия" (она открывает собой первую часть Ветхого завета, чтимого как иудеями, так и христианами, - "Пятикнижие", или "Тору"), показывает, что и эти родословия в своей основе принадлежат сутийским племенам, противникам ханаанцев. Их первопредок, сын первочеловека Адама, Сиф (др.-евр. Шет; греч. Зет - сын Борея) - не кто иной, как Суту, или Шуту, мифический предок-эпоним сутиев, т.е. амореев. Версия о северном происхождении основной части семитов (хотя бы с Балкан) ныне в науке начинает доминировать.
Амореи-сутии (как бы носители сути-истины) Верхней Месопотамии (истоков Тигра и Евфрата южнее Кавказа) вытеснялись оттуда в XVI - XIV вв. митаннийскими хурритами и касситами. Сутийские племена, находившиеся в XIII - XII вв. восточнее Иордана, обозначались как ибри. Буквально "перешедший (через реку)" (под рекой понимается, конечно, не Иордан, которого они тогда не переходили, а Евфрат), т.е., по существу, "пришедшие из Месопотамии". Но понятие "ибри" здесь пока не равнозначно еврейскому народу позднейших времен (др.-евр. ибри, совр. иври) - под этим обозначением имеются в виду все потомки легендарного (?) патриарха Авраама и даже его отдаленного, еще более легендарного предка Эб-ера (Оп-Ра - "Переход [через реку]").
Возглавляемые преемником Моисея - Иисусом Навином, племена первой волны вторжения перешли через Иордан у Иерихона. Стены его обрушились, допускают, не от библейского трубного гласа, а в результате подкопа; одновременно был разрушен город Бетэл, и вторгшиеся продвинулись в центр Палестины. В Палестине израильтяне (видимо, часть аморейско-сутийских племен) встретили главным образом ханаанейское и аморейское население, жившее здесь и раньше. Разница между говорами ханаанеев и амореев, возможно, была невелика. Многие боги были общими. Позднейшая традиция уверяет, что вторгшиеся израильтяне по повелению Яхве якобы вырезали все ханаанейское население. И в самом деле, разрушения в ханаанейских поселениях были произведены громадные. Однако до истребления всего населения и даже до уничтожения всех городов дело в действительности не дошло. Наиболее важные ханаанейские города не были завоеваны "заречными" племенами; некоторые из городов откупились данью или обязательством нести повинности, а некоторые, как расположенный на неприступной скале Иерусалим (Селим времен Авраама), город племени иевуситов, остались независимыми. Племя Манассия фактически не овладело почти ни одним значительным населенным пунктом, и половина его вынуждена была уйти обратно за Иордан.
Можно сказать, что завоеватели освоили ранее слабо заселенное нагорье; долины остались в значительной мере в руках ханаанеев, и те не без успеха переходили в контрнаступление. Их поддержал в последней четверти XIII в. до х.э. египетский фараон Мер-не-Птах, вторгшийся в Палестину. Именно его надпись - первый в истории письменный памятник, упоминающий Израиль: "Ханаан разорен всяческой бедой... Израиль уничтожен, и семени его больше нет". Хурри (так египтяне называли тогда Палестину) стала вдовой из-за Египта". Об этом эпизоде библейские предания никакой памяти не сохранили, а он имел немаловажное значение.
При новом натиске последователей Моисея Хацор, самый большой и важный город ханаанеев, был разрушен до основания, что подтверждается археологическими данными. На его развалинах возникло несколько жалких хибарок завоевателей. Но это был последний эпизод войны между израильтянами и ханаанеями. Пришло другое время, когда надо было обороняться против общих врагов. В одном народе теперь слились вместе завоеватели и завоеванные. Литературный язык Библии сложился на смешанной диалектной основе, сами же древние евреи называли этот язык не "иврит" (как впоследствии), а "кена'анит", т.е. "ханаанейский".
События, изменившие эту картину, были связаны с другим племенным вторжением - "народов моря" (см.).
Два племени из числа "народов моря", известные в дальнейшем под названием филистимлян (часть пелиштимов-пеласгов от их имени происходит само слово "Палестина"), осели на плодородном палестинском побережье, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км, и создали здесь союз пяти самоуправляющихся городов: Газы, Аскалона, Аккарона, Гата и Ашдода. Они принесли с собой позднемикенскую материальную культуру, технику железа и железное оружие и вскоре установили свою гегемонию почти над всей Палестиной. Одновременно с этим с Синая и из-за Иордана сюда совершали набеги и, видимо, частично оседали по окраинам кочевые семитские (арамейские или арабские) племена.
Кроме отдельных временных военных вождей израильские племена не имели никакой общей политической власти и управлялись старейшинами, прислушиваясь также к изречениям "пророков" (наби), которые тогда еще не превратились в политических проповедников, а были чем-то вроде шаманов. В особо трудных обстоятельствах отдельные племена или весь союз добровольно подчинялись выбранному или просто самозваному вождю-избавителю ("судье", по-древнееврейски шофет), которому приписывалась магическая сила, ниспосланная божеством. Имена их, упоминаемые в библейской "Книге Судей" (Самсон, Иеффай и др.), по крайней мере отчасти, недостоверны. Зачатки государства стали слагаться лишь при последних, периода "судей" (XI в. до х.э.).
Насаждение монокульта Яхве было поручено межплеменной организации левитов (по традиции одно из "колен", а именно двенадцатое). Левитам были выделены населенные пункты на территории остальных 11 "колен". Поклоняться Яхве и другим богам можно было где угодно - преимущественно на холмах и высотах гор, но считалось, что на земле он все же обитал незримо в "Ковчеге Завета", хранившемся в шатре, как во времена бродячей жизни племен.
Яхве в то время легко отождествлялся с местными ханаанейскими богами, тем более что и имя Яхве, и собственные имена ханаанейских богов верующие избегали произносить "всуе" (без надобности) и заменяли их именами нарицательными: "бог" (эль) или даже "боги" (элохим), "господин" (ба'ал), "господь мой" (адонш; Адонис). Яхве ни тогда, ни много позже не считался единственным в мироздании божеством; он был лишь ревнивым богом, заключившим договор со своим племенным союзом о том, что его не будут ставить наравне с другими богами. Символом этого договора считалось обрезание - обряд, первоначально бывший одним из испытаний отрока при вступлении его в общину полноправных воинов (инициация), но у многих семитских племен со временем отмерший (например, у ханаанеев, но не у арабов; а израильтяне стали его совершать вскоре же после рождения мальчика). Однако, несмотря на "договор" и символические обряды, еще столетия спустя кое-где придавали Яхве в жены аморейско-ханаанейскую богиню Анат, а в каждом роду поклонялись фигуркам-идолам то ли божеств, то ли предков (терафим), и в принципе была не исключена возможность молиться и другим богам, и уж подавно не отрицалась власть иных богов на территории иных племен и народов.
|
|