|
Хатха-йога (санс. "Солнце-Луна") - йога единства противоположностей. Обретение состояния йоги достигается в ней на основе формирования целостности и здоровья физического и энергетического тел.
В 5-10 веках н.э. Матсиендрой и Горакшей натхами в "Горакша сатаке" была сформирована отдельная дисциплина йоги, включившая в себя методы, направленные на работу с физическим телом и дыханием.
В "Хатха йога прадипике" (около 14 века н.э.) первые 4 ступени восьмиступенчатой Аштанга-йоги Патанджали были выделены в отдельную дисциплину, названную Хатха-йогой. Она включила: Нэти и Крия - очистительные процедуры, Асаны, специально подобранные статические позы тела, развившиеся впоследствии в систему специальных физических упражнений, Мудры - статические позы, воздействующие на внутренние органы тела, Виньясы - динамические последовательности асан, Пранаямы - управление дыханием, праной.
В современных течениях хатха-йоги доминируют три основные традиции: Йога Майсорского дворца, основанная Шри Кришнамачарьей, Храмовая традиция йоги, основанная Шри Свами Шиванандой и "Делийская школа" основанная Джихендра Брахмачарья. Йога Майсорского дворца представлена школами йоги Шри Б.К.С. Айенгара, "аштанга-йогой" Шри Д.П.С. Патаббхи Джойса, "виньяса-йога" Шри Т.К.В. Десикачара, Трай йогой Индры Деви.
Храмовая традиция йоги представлена школами йоги Свами Вишну Девананды и "Бихарской школой" Свами Сатьянанды Сарасвати. "Делийская школа" представлена Балом Мукундом Сингхом.
Литература:
1. Шри Б. К. С. Айенгар. Прояснение йоги. М.: 1993.
2. Шри К. Паттабхи Джойс. Йога Мала. Издательтво Янус, 1999;
3. Т.К.В. Десикачар. Сердце йоги, Изд-во София, 2003;
4. Свами Сатьянанда Сарасвати. Асана, пранаяма, мудра, бандха, Изд-во София, 2000;
5. Дхирендра Брахмачари. Йога - Сукшма-вьяяма. Изд-во София, 2000;
6. Хатха Йога Прадипика с комментарием Свами Муктибодхананды и предисловием Свами Сатьянанды Сарасвати. Москва, 2002.
|
|