|
Малая Скифия - часть причерноморской территории нынешних Румынии и Болгарии, где задолго до нашей эры обосновывались скифы. Их закрепление здесь обычно относят ко временам царицы Томирис (см.), хотя археологические и лингвистические связи по линии округа Балкан - Скифия Великая прослеживаются веками и тысячелетиями раньше (см.: геноэтнология). По сути, на Малую Скифию опирался царь Атей (см.). Формально провинция Малая Скифия выделена имп. Диоклетианом. Окончательно прекратила существование при образовании Болгарии у низовий Дуная (ок. 680 г. н.э.).
Была индикатором духовного развития "Великой Скифии" (и праславянства), традиции чего позже отчасти перешли Болгарии, в спектре особых отношений с Россией (хотя есть и противники этих особых многотысячелетних отношений, идущих от скифо-фракийских времен). Земли Замолксиса (см.) оставались важнейшим духовным центром всей Скифии, здешний епископ нередко представлял интересы Большой (северодунайской) и Малой Скифии.
Епископом М. Скифии при Диоклетиане с конца Ш в. н.э. был Евангелик. При Лицинии, противнике Константина Великого, епископом Скифии (с центром в городе Томы) стал Тит (Теоген), близкий праславянам. Возможно он, или другой епископ, участвовал в Никейском соборе. Праславянин-император Валент (родом из Паннонии), поддерживавший учение Ария, пытался ссылками отбить охоту к православию у скифского епископа Бретания. На Втором Вселенском соборе был заметен томский епископ Терентий. Философские позиции этих богословов вполне реконструируемы.
Около 444 г. о скифской церковной традиции одним из авторов той поры было замечено: "... Если церквами правили люди мужественные, их папства не меняли ранее принятую веру. Говорят, что и скифы по этой причине устояли в своей прежней вере. Этот народ имеет много городов, селений и укреплений (Русь в скандинавском эпосе Гардарика: "страна городов"). Столицей его служит Томея, большой и богатый приморский город (рядом Константин Великий поставил крепость Констанцию; позже города слились). Здесь и поныне господствует исконный обычай иметь одного епископа церквей всего народа ("патриарха всея Скифии"). Недалеко отсюда на Дунае стояли города Новэ и Новиедун (их иногда относят к пращурам северного Новгорода) крепости Русе и Славени, Кий, где присутствовали "скифские" - частью и словено-русские - гарнизоны.
Епископом Томеи в 390-412 гг. был Теотим (см.), видный мыслитель и церковный писатель, "родом славянин". Скифская епархия с центром в Томее была заметна своими просветителям и позже, Тимофей (431 г.), Иоанн (умер около 448) выступали против несториан и евтихиан. Александр был на соборах 449 и 451 г., первый из которых проходил в Царьграде. Теотим II состоял в переписке с императором Львом Великим. Епископ Патерн (противник скифского царя Виталиана) известен около 520 г., когда патриархом стал Епифаний, еще один тезка противника Оригена. Около 549 г. упоминается епископ Том Валентиниан, затем при натиске новых групп славян, аваров и болгаров примерно на три века сведения об епархии исчезают. Епархия Томеи (Скифии) вновь проявляет себя при Льве Премудром (886-911), тогда уже усиливается и процесс христианизации северных княжений Руси.
Славянизация Малой Скифии, земель Замолксиса , наблюдалась с первых веков нашей эры. Уже при императоре Валенте (правил: 364-378), по армянским источникам, здесь обитали "двадцать пять поколений (родов?) славянских". Северяне и "семь славянских родов (народов?)" известны в Болгарине 680 г. Если принимать за жизнь "поколения" треть века, то обитание славян на землях Болгарии примерно и восходит ко времени Замолксиса, соответствует другим русским и иным свидетельствам.
Блюдо епископа Томеи Патерна (патера: отца духовного) найдено в составе Перещепинского клада (предметов конца VII в.) под Полтавой. Десятки килограммов золотых и серебряных вещей того клада хранятся в Эрмитаже. В составе клада есть перстни с монограммами болгарских князей Органа (Гостуна) и Кубрата, принявших христианство до 641 г. Возможно, они и считали себя законными правителями Малой Скифии. Византия в тот период заимствовала от народов Скифии тяжелые луки и железные стремена, кафтаны и сабли, ряд других вещей. Многообразие взаимодействий по линии "княжения Руси времен Кия" (о них упоминают летописи) - Византия при тщательном изучении поражает воображение, а многие источники первой половины средневековья прямо или фактически указывают на почти тотальное "ославянивание" империи. Славянские корни выявляются в родах императоров Юстинов и Юстинианов (Устинов), Фоки и Апсимара, их окружения. Тень "славянизации", во многом из "русских княжений", ложится и на византийских раннесредневековых мыслителей. Отсюда столь большое почитание "отцов церкви" именно в России.
Родом из Малой Скифии был знаменитый Дионисий Малый, ставший с конца V в. монахом в округе Рима. Это он ввел и обосновал христианское летоисчисление, принятое Англией и другими западными странами с VIII-Х вв., а Россией лишь при Петре. Свод работ Дионисия бережно хранит Ватикан. Знания о Малой Скифии принципиально важны для истории России.
Литература:
1. Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1993: тезисы В.В.Кропоткина, с. 41-43;
2. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю русской церкви. Сочинение архимандрита Макария. СПб., 1846 - XII + 422 + VI с.; с. 88;
3. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России, 1994.
|
|